Особенности регулирования инвестиционной деятельности в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:35, лекция

Краткое описание

Структурная политика - система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния .

Файлы: 1 файл

грэ срсп.docx

— 27.41 Кб (Скачать)

1) характеристика потенциала  рынка страны;

2) обеспеченность природными  и трудовыми ресурсами;

3) состояние и продвижение  экономических реформ;

4) законодательная база  для инвестиционной деятельности;

5) упорядочение принятия  управленческих решений в государст-венных органах;

6) развитие рыночной инфраструктуры  и валютного рынка;

7) устойчивость банковской  системы;

8) устойчивость и направленность  политического климата. Иностранные  инвесторы изучают и оценивают  каждую из вышеперечисленных  составляющих, и решение об инвестировании  приводится к некоему общему  знаменателю, которым выступает  показатель инвестиционного риска.

Инвестиционный климат и  инвестиционный риск тесно взаимосвязаны. Чем благоприятнее инвестиционный климат, тем ниже инвестиционный риск. И, наоборот, чем хуже инвестиционный климат, тем выше инвестиционный риск.

В этих условиях потенциальный  инвестор вынужден ориентироваться  на рынки отдельных государств - бывших союзных республик, лучшие пропорции  среди которых по количеству потребителей имеют Россия, Украина, Казахстан  и Узбекистан. По уровню ВНП на душу населения - Россия, Белоруссия, Казахстан  и Туркменистан. Из этого следует, что по обоим признакам рынок  Казахстана оказывается наиболее привлекательным  для потенциальных инвесторов.

Многие инвесторы считают  важным преимуществом Казахстана его  близость к крупнейшему азиатскому рынку сбыта, что увеличивает  потенциал его собственного рынка.

Казахстан подписал с ЕС соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в котором содержится обязательство  обеих сторон предоставить друг другу  режим наибольшего благоприятствования  движения товаров и капиталов, исключить  в дальнейшем двойное налогообложение. Поэтому иностранные инвесторы  могут получить ощутимые преимущества, вложив свои инвестиции в Казахстан, дающий лучшие налоговые стимулы.

Казахстан является одним  из крупнейших производителей сырой  нефти и природного газа, но существуют огромные неосвоенные территории, которые  при наличии необходимых инвестиций могут быть использованы. Наша республика является второй в мире по добыче бурого и третьей по добыче каменного  угля. Казахстан также обладает значительными  минеральными ресурсами - железной рудой (основными про-изводителями являются Казахстан, Украина и Россия), медью, алюминием, серебром, никелем и фосфатным сырьем. Республика занимает третье место в мире по добыче золота и олова.

Потенциальная ценность месторождений  благородных, цветных и черных металлов, которые будут разрабатываться  в ближайшие 15-20 лет, оценивается  в 245,7 млрд долл. США или 2,4 млрд долл. США в год. При этом эксплуатационные затраты оцениваются в 160-180 млрд долл., а потенциальная валовая прибыль - в 50-67 млрд долл. при условии, что в горнодобывающую отрасль будет привлечен необходимый объем инвестиций. структурный политика инвестиционный деятельность

По своим трудовым ресурсам Казахстан (около 7 млн человек) занимает четвертое место среди государств бывшего Советского Союза, и привлекает иностранных инвесторов (включая обилие, дешевизну и достаточно высокую квалификацию). Средний уровень заработной платы в Казахстане составляет около 100 долларов США, что в среднем почти в 11 раз меньше, чем в США. В связи с этим издержки на заработную плату у иностранных инвесторов не будут играть большой роли. И в настоящее время иностранные инвесторы выдвигают одним из условий вливания своих инвестиций наличие количественно и качественно достаточной рабочей силы, которая стоила бы меньше, чем в Западной Европе и США, но они также признают, что по мере роста производительности труда это различие может исчезнуть.

Экономическая система Республики Казахстан переживает трудный период перехода от централизованно-командной к рыночной. Результатами экономических преобразований явились макроэкономическая стабилизация, значительное снижение темпов падения производства, снижение уровня инфляции, укрепление национальной валюты и уменьшение дефицита бюджета. Вместе с тем макроэкономическая стабилизация на первоначальной стадии не может сопровождаться ростом производства. Необходимо прежде всего восстановить нарушенный воспроизводственный процесс, создать институты рынка, обеспечить реально действующий частный сектор экономики и конкурентную среду.

Немаловажным фактором улучшения  инвестиционного климата в Казахстане является совершенствование законодательной  базы инвестиционной деятельности. Парламентом  республики , был принят ряд новых Законов: «О государственной поддержке прямых инвестиций», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «О дополнениях и изменениях в Закон «Об иностранных инвестициях».

Принятие Закона «О рынке  ценных бумаг» вызвано необходимостью дальнейшего развития отношений  на фондовом рынке республики. В  нем впервые определены не только формы государственного регулирования, но и механизмы саморегулирования. Особое внимание в законе уделено  регламентированию принципов деятельности самих профессиональных участников. Они допускаются к осуществлению  операций на рынке ценных бумаг, если обладают достаточным собственным  капиталом, являющимся гарантией их ответственности. При этом работу нельзя сочетать с другими видами предпринимательской  деятельности.

В законе подробно регламентирована деятельность фондовой биржи как  основного элемента инфраструктуры рынка ценных бумаг. Биржа является некоммерческой саморегулируемой организацией, независимой в своей деятельности от государственных органов.

С выходом Закона «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» можно  говорить о появлении новых финансовых институтов -инвестиционных фондов. Они являются одним из видов институциональных инвесторов, осуществляющих перераспределение средств между населением, предпринимателями и государством.

В зависимости от отношений  с акционерами инвестиционные фонды  делятся на два типа:

* взаимный фонд - открытый  инвестиционный фонд, он обязан  выкупать выпущенные им акции у акционеров фонда по цене, рассчитанной исходя из стоимости чистых активов;

* инвестиционная компания - закрытый инвестиционный фонд, не обязанный выкупать выпущенные  им акции у своих акционеров.

Деятельность по привлечению  денежных средств инвестиционный фонд осуществляет посредством выпуска  и открытого размещения собственных  акций с целью последующего диверсифицированного инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги.

Законодательной базой государственной  поддержки и стимулирования прямых отечественных и иностранных  инвестиций служит Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке  прямых инвестиций»

Упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах  происходит в Государственном комитете по инвестициям. Нужно признать, что  сами инвесторы были заинтересованы в создании специального единственного  органа, непосредственно работающего  с ними, поскольку хождение по многочисленным ведомствам зачастую не способствовало стремлению частных инвесторов к  разработке и реали-зации в Казахстане инвестиционных проектов. В этих условиях с учетом перспектив стратегического развития республики и нарастающей международной конкуренции за свободные капиталы Президентом Республики Казахстан было принято решение о создании специального Государственного Комитета по инвестициям 8 ноября 1996 года. Развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка, устойчивость банковской системы играют немаловажную роль в улучшении инвестиционного климата. Большое значение в вопросе об инвестициях ;имеют также устойчивость и направленность политического климата, инвесторы просто не будут рисковать и вкладывать свой капитал в политически нестабильные страны, так как риск потерять капитал слишком высок. Политическая стабильность - важнейший положительный фактор в Казахстане. Гарантом инвестиций должно выступать Правительство, причем гарантом наследственным, вне зависимости от смены Правительства.


Информация о работе Особенности регулирования инвестиционной деятельности в Казахстане