Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:08, курсовая работа
Крупный бизнес — основа экономики страны, и с этой точки зрения анализ последних тенденций его развития всегда актуальная тема.
Роль крупного бизнеса в России имеет огромное значение. Становление рыночной экономики в России привело к появлению частного бизнеса, в том числе крупного, представленного интегрированными бизнес-группами и компаниями. Их влияние на экономическое развитие многих регионов очень велико. Обладая значительными ресурсами, крупный бизнес становится важным политическим и социальным фактором в регионах и городах базирования своих предприятий. Он способствует развитию экономики в стране, обеспечивает россиян рабочими местами и способствует улучшению уровня жизни населения.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I Сущность и понятие крупного бизнеса………………………………..4
1.1. Теоретические подходы к определению крупного бизнеса…………..4
1.2. Положительные и отрицательные стороны деятельности крупного бизнеса………………………………………………………………………..10
1.3. Роль крупных предприятий в современной рыночной экономике….13
1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах…………………15
Глава II Развитие крупного бизнеса в России………………………………...18
2.1. Развитие крупного бизнеса с начала рыночных преобразований и до финансового кризиса 1998 года…………………………………………….18
2.2. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени……………………………………………..20
2.3. Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса………………23
Заключение……………………………………………………………….……..…25
Список литературы……………………………………………………………….27
Приложения…………………………………
.
до финансового кризиса 1998 года
В настоящее время можно говорить о примерно 17-летней истории российского крупного бизнеса. Ее следует отсчитывать от указов президента и постановлений правительства РФ, в соответствии с которыми были сформированы "Газпром", РАО "ЕЭС России" и три первые вертикально-интегрированные нефтяные компании - "ЛУКойл", ЮКОС, "Сургутнефтегаз". Эти нормативно-правовые акты появились осенью 1992-го - весной 1993 годов.
В самые сжатые сроки по указу Президента проводится приватизация убыточных предприятий. Как показала практика, кризисное реформирование страны проводилось непоследовательно и непродуманно. Именно несистемное законодательство нового государства и послужило источником всех социальных и экономических катаклизмов.
Бывшие гиганты промышленности к 1995 году превратились в представителей “люмпен-бизнеса”. Они перестали производить товары, предпочтя, зарабатывают на аренде собственных помещений, сдавая их нарождающемуся малому бизнесу. В результате некогда крупные предприятия устроили на своих площадках своеобразные бизнес-центры. И в тот момент подобная ситуация была абсолютно закономерной, ведь создание частного предприятия оказалось в прямой зависимости от наличия помещения, что подкреплялось законодательно. При регистрации частного предприятия, вид деятельности которого может быть даже еще не определен, предприниматель уже обязан был предоставить договор об аренде помещения. Таким образом в новой экономической реальности создается гипер-спрос на недвижимость.
И тем не менее такая ситуация не вечна. Удачная приватизация бизнесом не является. Крупное предприятие строится на производстве товара, который в условиях свободной конкуренции способен захватить рынок. В скором будущем аренда не будет приносить столь бешеные прибыли – любая монополия рано или поздно заканчивается».
И
стремясь уничтожить малых конкурентов,
крупный бизнес роет себе яму. Наличие
всех форм деловой жизни — неизменное
условие гармоничного развития экономики.
Малый бизнес — это экономическая
основа развития большого, поскольку,
как и любая река начинается с
ручейка, так и гиганты бизнеса
— вырастают из деловой идеи,
получившей развитие10 [8, с. 41]
В 1998 году был очень мощный и испугавший всех кризис, который неожиданно пошел всем на пользу. Выход из кризиса оказался неожиданно быстрым и бесконфликтным, после чего начался настоящий экономический рост, темпы которого, кажущиеся нам недостаточными, по мировым стандартам очень приличны. Началась некая стабилизация (социальная, структурная, политическая), в результате чего изменились потребности и интенции хозяев крупного бизнеса.
В тяжелейших условиях восстановление страны после катастрофы августа 1998 г. во многом шло за счет ускоренного роста экспорта и сдерживания импорта. Но в четвертом квартале 2000 года импорт впервые, хотя еще и ненамного, обогнал экспорт - рост составил соответственно 23,5 и 21,9%.
Период с 2000 г. по настоящее время весьма сложен и противоречив. Но постепенно достижения российского бизнеса признаются и на Западе.
На 2009 год Россия так же вошла в список 300 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации. Это «Газпром» 28-е место с капитализацией 118,61 млрд долл.), Сбербанк расположился на 201-м месте (28,09 млрд) и «Сургутнефтегаз» (242-е место, 24,49 млрд)11.
В качестве главного критерия выделения крупнейших российских компаний принят показатель, характеризующий объем реализации продукции (работ, услуг). В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний не может быть применен (например, для банков, страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Также используются: рыночная стоимость компаний (капитализации (см. Приложение Форм.1)), объем реализации продукции, прибыль, параметры рынка акций и др. Для банков – сумма процентных доходов (до вычета расходов), и непроцентных доходов (за вычетом расходов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой). Для страховых компаний – сумма страховых взносов-нетто по страхованию жизни и по иным видам страхования. Для лизинговых компаний – объем лизинговых платежей и другие доходы, учитываемые в выручке12.
Ежегодно рейтинговым агентством «Финанс» составляется список крупнейших компаний России. Этот список максимально точно иллюстрирует пейзаж, сложившийся в корпоративной России (см. Приложение Табл. 4 и Табл. 5).
Из таблицы видно, что лидирует нефтяная и газовая промышленности. Анализ процесса формирования интегрированных компаний газо- и нефте-химического комплексов в России позволил выявить их положительные и отрицательные стороны (см. Приложение Табл. 6). Не менее четверти века российская экономика носит название «сырьевой». Кто-то может возразить, что таковы тенденции только последних лет. Но это не так. С конца 70-х годов развитие экономики определяется ценами на сырье, и, прежде всего, топливо.
Если посмотреть на первые 10 крупнейших компаний России, то ничего нового и не заметить. Позиции холдингов менялись, но отраслевая структура осталась неизменной. Пять компаний представляют нефтегазовый сектор, один — металлургию и еще один электроэнергетику. И всего три фирмы работают в несырьевом бизнесе. Это — Российские железные дороги, банки Сбербанк и Группа ВТБ. На нефтегазовый сектор приходится 29% суммарной выручки рейтинга «Финанс-500», а доля только одного «Газпрома» составляет 8%, т.е. почти 1/12.
После
почти полного развала
В
целом, можно отметить, что экономическое
положение в России за последние
годы значительно улучшилось, по сравнению
с 90-ми годами. Госбюджет имеет положительный
баланс, доля экспорта превышает долю
импорта. Наметились перспективы по
восстановлению промышленности. Российская
экономика стала
2.3. Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса
Подводя итог, можно сказать, что бизнес в России развивается не на достаточном уровне. Для удачного и успешного развития крупного бизнеса в России, необходимо создать благоприятные для этого условия. А именно:
Это позволит предприятию поднять свой уровень профессионализма, так как на данном предприятии будут работать только хорошо обученные и высококвалифицированные работники.
Если
крупной фирме удастся
Заключение
Теперь подведём окончательные итоги. Бизнес – это важный элемент современного рыночного механизма, без которого рыночная экономика не будет эффективно работать. Он осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставит главной целью получение прибыли и развитие собственного дела.
Существует 3 формы организации фирмы: предприятие, определяемое как единоличное владение или единоличная собственность, партнёрство или товарищество и корпорация.
В
свою очередь, крупный бизнес имеет
свои формы организации. К ним
относятся холдинговые
В результате проведенной работы, я выяснила, что бизнес в России развивается не на достаточном уровне. То что в России называется крупным бизнесом, в других странах – это только средний бизнес. Для решения этой проблемы, необходимо выполнить некоторые условия по осуществлению роста развития крупных фирм.
В данной курсовой нами была поставлена цель: дать рекомендации по усовершенствованию развития крупного бизнеса в России. Для достижения данной цели были решение следующие задачи:
Результаты данного анализа помогли нам найти пути решения некоторых проблем развития крупного бизнеса в России.
Подводя
итоги изложенному, отметим, что
для развития крупного бизнеса требуется
внести существенные изменения не только
в системе контроля и поощрения
крупной предпринимательской
Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России