Особенности конкуренции на рынке труда: поведение работников и фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Субъекты и объекты рынка труда…………………………….….….....6
1.2. Рабочая сила на рынке труда …………………………..........................8
1.3. Конкуренция на рынке труда……………………………………..........9
1.4. Метод конкурентной борьбы на рынке труда………………………...10
1.5. Неконкурирующие группы на рынке труда…………………………..11
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ И ФИРМ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1. Современный рынок труда в России……………………………………..13
2.2. Спрос на рабочую силу……………………………………………….16
2.3. Эксплуатация труда……………………………………………………18
2.4. Социальные пакеты……………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………….…..25
Список использованной литературы………………..…………..27

Файлы: 1 файл

Osobennosti_konkurentsii_na_rynke_truda_povedeni.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Особенности конкуренции на рынке труда: поведение  работников и фирм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент направления 

«Экономика»

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

     1.1. Субъекты и объекты рынка труда…………………………….….….....6

     1.2. Рабочая  сила на рынке труда …………………………..........................8

     1.3. Конкуренция  на рынке труда……………………………………..........9

1.4. Метод конкурентной  борьбы на рынке труда………………………...10

1.5. Неконкурирующие группы на рынке труда…………………………..11

ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ И ФИРМ НА РЫНКЕ ТРУДА

2.1. Современный рынок  труда в России……………………………………..13

       2.2. Спрос  на рабочую силу……………………………………………….16

2.3. Эксплуатация  труда……………………………………………………18

2.4. Социальные пакеты……………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………….…..25

Список  использованной литературы………………..…………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ  НА РЫНОКЕ ТРУДА

 

Рынок труда, как и  рынки капиталов, товаров, ценных бумаг  и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда. На рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. [10]

Механизм регулирования  рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

  

1.1. Субъекты и объекты  рынка труда

Рынок представляет сферу  обмена, в которой осуществляется связь между агентами общественного  производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя  взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок, как самостоятельное  образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все  эти три рынка органически  взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. [7]

     Нередко  работа требует уникальных знаний  и навыков, которые связаны  со специальным обучением. Фирме  выгодней использовать тех, кто  уже овладел ими, чем нанимать  работников на внешнем рынке труда. Внутренний, или внутрифирменный, рынок труда — это система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами.

       Внутренний, или внутрифирменный, рынок труда — это система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами.

       

Основные особенности внутреннего рынка труда:

  • ставка заработной платы ряда работников не зависит от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке;
  • заработная плата, как правило, тем выше, чем дольше человек работает в фирме и чем он старше;
  • в фирме существуют служебная лестница и система продвижения по ней, основанная на использовании уже работающих сотрудников;
  • большую роль играют формальные и неформальные правила поведения, внутрифирменные традиции;
  • взаимоотношения между работодателем и работниками носят длительный, устойчивый характер. [3]

      Внутренние  рынки труда особенно развиты  там, где преобладает подготовка работников на рабочем месте, связанная с неформальными аспектами обучения. Подобная подготовка носит индивидуальный характер, в большей мере учитывает характеристики рабочего места на предприятии, обходится фирме дешевле. Иногда иначе обучить работника просто невозможно.

             В то же время у внутренних  рынков труда есть свои проблемы  и недостатки. Так, при профессиональной подготовке работников непосредственно на рабочем месте могут возникать сложности, если обученный работник сможет претендовать на место наставника. Если заработная плата зависит от положения работника, стажа работы и возраста, а не от производительности, то стимулы к труду могут ослабевать, так что фирма должна поддерживать достаточный уровень внутренней конкуренции за продвижение по служебной лестнице.

   

      1.2. Рабочая сила  на рынке труда 

     Рабочая  сила представляет собой товар  особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации.

Преобладающая общность интересов  “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы. [11]

    На рынке труда встречаются  продавец и покупатель, как при  любой сделке купли - продажи.  Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу, а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

     На рынке труда  действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

     

      1.3. Конкуренция на рынке труда

      Помимо структурных изменений происходят необычные качественные преобразования уровня и профиля всех видов работников. Дело в том, что НТР потребовала формирования тружеников нового типа. Прежде всего сейчас приходится отказываться от одностороннего развития, узкой специализации людей и расширять профиль их квалификации. В связи с этим в соответствующих учебных заведениях рабочие получают общетехнические знания, инженеры - общенаучную подготовку, а на этой базе они легче осваивают более узкие профессии и специальности.

В новейшем производстве задействован более сложный труд. Для освоения достижений НТР требуется, как минимум, общее среднее образование и  дополнительная профессиональная подготовка. Центр тяжести в трудовом процессе сейчас перемещается с физической затраты жизненных сил человека на умственные. Интеллектуализация труда выражается в общем высоком уровне технической культуры персонала, в понимании каждым работником своего места в процессе изготовления продукции, в умении точно соблюдать правила технологии и обеспечивать высокие конечные хозяйственные результаты. С переходом к информационному обществу непременным условием, особенно для инженерно-технических, исследовательских и управленческих работников становится совершенное знание информатики и овладение навыками использования компьютерной техники. [9]

Все работники  предприятия, как правило, ежедневно  трудятся в течение одинакового  времени, что обусловлено технологией  производства. Но тем ни менее возникает разница в оплате труда.

Дело в  том, что люди обладают разными физическими  и умственными способностями  и затрачивают труд неодинаковой степени сложности. Более квалифицированный  работник за одно и то же время создаст  большее количество товаров и  услуг по сравнению с менее квалифицированным. Кроме того, люди трудятся в производственных условиях, подчас наносящих ущерб их здоровью (работа в ночную смену, в тяжелых и вредных для здоровья условиях), что требует компенсации повышенных затрат рабочей силы. Так и возникает конкуренция между работниками, каждый стремится к большей заработной плате, для этого требуется больше квалификации.

 

       1.4. Метод конкурентной борьбы  на рынке труда

       На  рынке труда люди обменивают  свою рабочую силу на возможность  получить заработную плату. Наёмные работники предлагают организациям свои трудовые услуги, а организации хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Цена рабочей силы зависит от опыта и квалификации работника. На рынке труда существует колебание спроса и предложения на отдельные профессии. Дефицит на рынке рабочей силы сокращается за счёт мобильности и переобучения рабочей силы. В начале 90-х гг. в России резко вырос спрос на бухгалтеров и экономистов, поэтому была открыта масса новых экономических факультетов и курсов. Сегодня предложение на рынке бухгалтерских профессий резко превысило спрос, поэтому работники с дипломом бухгалтера с большим трудом могут найти работу по специальности, а заработная плата рядового бухгалтера является достаточно невысокой.

        Спрос на  рабочую силу зависит от спроса  на товарном рынке. Шахтёр сможет  найти работу по профессии  только в том случае, если существует  спрос на уголь.

     Методы борьбы, которые  используют предприниматели:

      · Составление «чёрных списков». Если работника зачислили в этот список за организацию забастовки, то уже ни один предприниматель не соглашался брать его на работу.

      · Локаут - это закрытие предприятия на несколько недель без сохранения заработной платы для работников.

      · Наём «штрейкбрехеров». Наём временных работников, согласных работать за прежнюю плату. Забастовщики считали штрейкбрехеров предателями.

      · Контракты «жёлтой собаки». Работника принимали на работу только в том случае, если он подписывал контракт о том, что обязуется под угрозой увольнения ни с кем не объединяться с целью борьбы за более высокую оплату [4].

       Методы  борьбы, которые используют наёмные  работники:

       · Забастовка, как способ ведения административного конфликта со стороны наёмных работников, который означает прекращение работы до тех пор, пока работодатель не согласится на повышение заработной платы.

       · Работа по правилам. Работники работают в замедленном темпе, как бы в полусне, что резко снижает производительность труда и приносит убытки предпринимателю.

        · Создание политических партий.

        · Организация профсоюзов. Работники профсоюза ведут переговоры с предпринимателями о повышении заработной платы, улучшении условий труда и повышение его безопасности. В случае неудачи подобных переговоров они организуют забастовку. [5]

Информация о работе Особенности конкуренции на рынке труда: поведение работников и фирм