Особенности формирования доходов в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью данной работы можно определить подробное изучение механизма распределения доходов в рыночной экономике. В связи с поставленной целью определим ряд задач, которые нобходимо выполнить, для достижения нужного нам результата. И так, во-првых, необходимо сформировать достоверное представление о доходах и их видах. Вся основная теоретическая информативность будет заключена в данном разделе. Вторым шагом будет подробное изучение сути механизма распределительных отношений в рыночной экономике и конкретно в Казахстане. В-третьих, немаловажное значение имеет детальное изучение проблем, вытекающих из политики дифференциации доходов и, напоследок, поиски наиболее действенного пути их решения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3

1. СИСТЕМА ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Понятие «доход»……………………………………………………….5
Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов………………………………………………………………………..8
Государственная политика. Перераспределение доходов:
принципы, границы…………………………………………………….…..11


2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Законодательные основы формирования доходов в Республики Казахстан ……………………………………………………….……………17

2.2 Дифференциация доходов и проблема бедности в современном Казахстане……………………………………………………………….…...22

2.3 Пути решения проблемы дифференциации доходов в Республике Казахстан…………………………………………………………….……….25

Заключение…………………………………………………………….……..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 658.00 Кб (Скачать)
     
    1. Дифференциация  доходов и проблема бедности в современном Казахстане.

     Доходы населения и их дифференциация имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики Казахстана.

     В соответствии с посланием Президента страны народу Казахстана борьба с  бедностью отнесена к рангу приоритетных задач. Количественное измерение уровня бедности и определение групп населения, подлежащих поддержке, является важнейшей государственной задачей. Бедность в Казахстане приобретает устойчивый характер и требует усиления мер борьбы с ней.

     Глобальные  экономические события последних  двух лет – финансовые потрясения, снижение объемов производства в  странах с развитой экономикой, с особо глубоким падением промышленного производства, снижение объемов мировой торговли, цен на нефть, резко упавшие с высоты около 140 долларов за баррель в середине 2008 года до 30 долларов за баррель в начале 2009 года - оказали серьезное влияние на экономическую ситуацию в Казахстане. Тем не менее, Казахстан – одна из немногих стран мира, которая сохранила положительные темпы роста в кризис. А в 4 квартале 2009 г. реальная экономика демонстрировала уверенное восстановление.[8]

     Схема 2. Прирост ВВП Казахстана за первый квартал 2010 года

       Реальный прирост ВВП Казахстана  в первом квартале 2010 года составил 6,5%. Первый квартал закрепил позитивный  тренд: экспорт вырос на 60,1% (при  существенном сокращении импорта), объемы в промышленности и торговле увеличились на 11,5%, сельское хозяйство «прибавило» 2,4%, транспортная отрасль – 5,2%, связь – 4,5%. Внешнеторговый оборот возрос на 27,6%, розничный товарооборот – на 10,5%, а ежемесячная динамика инвестиций в основной капитал показывает «+50%». [9]

Доля  населения республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в 1 квартале текущего года  по итогам выборочного обследования 12 тысяч  домашних хозяйств составила 6,6%, что  на 4,5 процентных пункта ниже, чем в  соответствующем периоде 2009 года [10]

По  европейским меркам, часовая заработная плата ниже 1.25 доллара в день (или около 39 долларов в месяц) является предельной, то есть человек находится за чертой «абсолютной бедности», которая выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. В нашей стране на 2010 год «порог абсолютной бедности» составляет 5980 тенге, что составляет 40% от установленного прожиточного минимума, сумма которого на 2010 год составляет 14 752 тенге. И страшно подумать, что ещё в недалеком 2006 году 18,5% населения нашей страны имели доходы, которые позволяли существовать на грани бедности. Сейчас этот показатель снизился до отметки 6,6%

Схема 3. Динамика уровня бедности в Казахстане 
 

Дифференциация  доходов в Казахстане осуществляется в первую очередь регионально. Рассматривая данный аспект уровня жизни  казахстанцев, можно отметить самый низкий уровень  бедности в таких регионах, как  Северо-Казахстанская, Костанайская и Акмолинская области. В числе регионов с самым высоким уровнем бедности оказались Южно-Казахстанская и Жамбылская области, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 1,7 -1,2 раза. В Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях ее величина на 30-33% ниже среднего уровня по стране.

Сохраняется значительная дифференциация доходов  в городской и сельской местности. Во 2 квартале 2010 года уровень бедности в сельской местности превысил городской  уровень более чем в 2 раза. Также существует острая  отраслевая дифференциация. Наибольшая средняя зарплата в западных нефтеносных областях - Атырауской и Мангистауской (в 1,8 раза выше среднереспубликанской). Самая высокая заработная плата сохраняется в финансовой сфере, самая низкая - в сельском хозяйстве. Разрыв между ними в феврале 2007 г. составлял 6,3 раза, а в феврале 2008 г.  уже 7,2 раза.

Таким образом, наблюдаются значительные, ничем не оправданные

различия  в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в

разных  отраслях производства, существенные отличия в уровне денежных

доходов горожан и сельских жителей, между  жителями различных областей,

крупных и малых городов. Постепенно это  привело к резкому социальному

расслоению  общества, причем как в региональном, так и отраслевом

разрезах.

Схема 4.

Во многом разрыв в уровне оплаты труда обусловлен более низкими, по

сравнению с ростом средней заработной платы, темпами роста заработной

платы работников бюджетной сферы. В этой связи можно констатировать,

что более  половины численности наемных работников имеют номинальную

заработную  плату, которая существенно ниже среднереспубликанской.

Отсюда  следует, что для Казахстана характерна высокая степень неравенства

в распределении  доходов.

Практика  других стран показывает, что именно в периоды интенсивного роста  экономики, который сейчас характерен Казахстану,  сокращается разрыв между бедными и богатыми. В последние годы в Казахстане показатели разрыва доходов самого богатого и самого бедного слоев населения очень велики. В 2008 году доходы 10% наиболее обеспеченного населения почти в семь раз превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения, что по международным меркам создает угрозу общественной стабильности.[11] 

    1. Пути  решения проблемы дифференциации доходов  в Республике Казахстан  

Бедность  – понятие весьма относительное, никогда и никто точно не может  сказать, где она начинается и где заканчивается, ведь, не взирая на определенный законом «порог бедности», который на 2010 год составил 5980 тенге, вряд ли человек будет считать себя не бедным с 6000 тенге ежемесячно. В подтверждение относительности данного понятия так же  можно провести некую параллель. Уровень жизни современного скромного бюджетника, получающего 48 тысяч тенге зарплаты, гораздо выше, чем уровень жизни мелкого дворянина девятнадцатого века.

Однако  — вот парадокс — ни разу не чувствует  себя скромный бюджетник богачом, а  вот дворянин, в свое время, чувствовал себя весьма значимой фигурой. И если даже через пятьдесят лет автомобиль будет стоить как велосипед, а шестикомнатная квартира станет нормой, то люди всё равно будут страдать от бедности, так как у их соседа будет самолёт и отдельный трёхэтажный дом. Так что «черта бедности» - это явление, существующее в каждом государстве, которое было и будет делить общество на тех, кто живёт богаче среднего и тех, кто живёт беднее среднего. Заработная плата повышается, так же как и повышается цена жизни в современном мире, а расслоение в обществе никуда не пропадает, а лишь переходит на новый уровень.

Правительством  республики осушествляестся большая  работа по непосредственому снижению уровня бедности.

Сейчас  во всех областях действуют региональные и национальные программы для решения данной проблемы. Как правило, они ориентированы на то, чтобы обеспечить людей работой, ведь безработица и низкий уровень доходов - главные причины бедности. Тут действует все тот же принцип: не накормить, а дать удочку, чтобы сам рыбку ловил.

На мой  взгляд, проблема бедности, прежде всего, заключается в отсутствии равных возможностей в обществе. Здесь я  не говорю об абсолютном равенстве  населения, которое в принципе не возможно, а лишь о необходимости  качественного изменения заработной платы госслужащих, ведь размеры её настоящей просто несопоставимо ничтожны, в сравнении с частниками.

  Как  бы это ни парадоксально звучало,  но бедные граждане Казахстана - это прежде всего высококвалифицированные  работники, например, преподаватели, врачи и ряд других категорий служащих госсектора, которые составляют почти половину тех, кто входит в число «бедных». Такой мрачной ситуации нет ни в одной цивилизованной стране мира. Какое будущее может иметь страна, в которой преподают бедные учителя? Какого уровня медицинского обслуживания можно требовать от бедных медиков?

Ряд стран, например Южная Корея, Сингапур и  другие государства Юго-Восточной  Азии, смогли в сжатые сроки уменьшить  зоны бедности. Здесь проводилась  последовательная политика, где капиталовложения в образование и повышение качества человеческого капитала активно сочетались с поддержкой предпринимательской деятельности, с четко определенными приоритетами. Исходя из этого, можно также увеличить финансирование сферы нашего образования, что может привести к качественному подъему уровня образования – будут подготавливаться высококвалифицированные кадры для Казахстана, так же, увеличив заработную плату преподавателей, можно добиться повышению престижности данной должности и повышению уровня жизни работников сферы образования. В действительности, не повышая заработную плату в бюджетной сфере, государство экономит ресурсы, но способствует застойной бедности.

Рост  пенсий, безусловно, помог бы преодолеть бедность, так как 1/3 пенсионеров получают пенсии ниже прожиточного минимума. И помогать тем людям, которые большую часть своей жизни приносили прибыль в государственную казну – это честь для страны. И если поднять все пенсии пусть даже только  до уровня прожиточного минимума, то в этом сегменте никакой бедности и вовсе не будет. Она исчезнет автоматически.

Второй  по эффективности (после роста оплаты труда) инструмент борьбы с бедностью - это, безусловно, развитие малого предпринимательства, которое не требует высоких инвестиций, быстро окупает вложения, обладает высокой мобильностью и создает рабочие места. Пути здесь известные. Необходима, прежде всего, борьба с равнодушием и коррупцией на местах, где и должны формироваться новые небольшие предприятия.

Также, в силу огромной разницы в доходах «беднейших» и «богатейших», было бы уместно, переняв опыт развитых стран, проводить политику диффузии собственности и политику высоких налогов для высокодоходных групп населения, что поможет снять ту остроту социальных конфликтов, которая характерна современному Казахстану.

Политика  диффузии собственности заключается  в появлении большого количества мелких держателей акций, что сократит объемы сосредоточения денег в одних  руках.

А относительно политики высоких налогов для  высокодоходных групп населения можно говорить только в том случае, если обеспечить их значительной социальной защитой. Говоря «политика высоких налогов» я подразумеваю уже разработанный, но отложенный к повторному рассмотрению в 2013 году, законопроект о прогрессивном подоходном налогообложении.

Как уже  было показано опытом, и что я  достаточно осветила в своей работе – нельзя уравнивать людей, но, на мой  взгляд, также нельзя допускать этих крайних степеней «богатости» и  «бедности» в стране, что ведет  к сильному социальному расслоению и низкому уровню жизни населения. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении данной исследовательской работы хотелось бы подвести итоги и, обобщив все  изложенное ранее, сделать выводы.

1. Доход,  вне зависимости от различных  интерпретаций его значения, является главной и основной целью любого человека, будь то крупный предприниматель или же простой рабочий на предприятии.

2. Дифференциация  доходов населения - реально существующие  различия в уровне доходов  населения, в значительной степени  предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. Без дифференциации доходов не существует рыночных отношений.

3. Рыночная система — это система, в которой действуют отношения конкуренции, а величина дохода в условиях конкуренции определяется не только тем объемом труда, которым обладает собственник средств производства, но и тем, как сложится соотношение спроса и предложения на рынке. Рыночные отношения допускают высокую степень неравенства доходов.

4. Неравенство,  которое присутствует в обществе в условии рыночной экономики, в первую очередь является следствием того, что вопрос заработной платы решается преимущественно от полученного эффекта и результативности деятельности рабочего, критерием которых является платежеспособный спрос на произведенные товары и услуги. В этих условиях обязательно кто-то получит больше, а кто-то меньше.

Информация о работе Особенности формирования доходов в Казахстане