Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:09, курсовая работа
Главной целью данной работы можно определить подробное изучение механизма распределения доходов в рыночной экономике. В связи с поставленной целью определим ряд задач, которые нобходимо выполнить, для достижения нужного нам результата. И так, во-првых, необходимо сформировать достоверное представление о доходах и их видах. Вся основная теоретическая информативность будет заключена в данном разделе. Вторым шагом будет подробное изучение сути механизма распределительных отношений в рыночной экономике и конкретно в Казахстане. В-третьих, немаловажное значение имеет детальное изучение проблем, вытекающих из политики дифференциации доходов и, напоследок, поиски наиболее действенного пути их решения.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. СИСТЕМА ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие «доход»……………………………………………………….5
Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов………………………………………………………………………..8
Государственная политика. Перераспределение доходов:
принципы, границы…………………………………………………….…..11
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Законодательные основы формирования доходов в Республики Казахстан ……………………………………………………….……………17
2.2 Дифференциация доходов и проблема бедности в современном Казахстане……………………………………………………………….…...22
2.3 Пути решения проблемы дифференциации доходов в Республике Казахстан…………………………………………………………….……….25
Заключение…………………………………………………………….……..
Доходы населения и их дифференциация имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики Казахстана.
В соответствии с посланием Президента страны народу Казахстана борьба с бедностью отнесена к рангу приоритетных задач. Количественное измерение уровня бедности и определение групп населения, подлежащих поддержке, является важнейшей государственной задачей. Бедность в Казахстане приобретает устойчивый характер и требует усиления мер борьбы с ней.
Глобальные
экономические события
Схема 2. Прирост ВВП Казахстана за первый квартал 2010 года
Реальный прирост ВВП
Доля населения республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в 1 квартале текущего года по итогам выборочного обследования 12 тысяч домашних хозяйств составила 6,6%, что на 4,5 процентных пункта ниже, чем в соответствующем периоде 2009 года [10]
Схема
3. Динамика уровня бедности
в Казахстане
Дифференциация доходов в Казахстане осуществляется в первую очередь регионально. Рассматривая данный аспект уровня жизни казахстанцев, можно отметить самый низкий уровень бедности в таких регионах, как Северо-Казахстанская, Костанайская и Акмолинская области. В числе регионов с самым высоким уровнем бедности оказались Южно-Казахстанская и Жамбылская области, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 1,7 -1,2 раза. В Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях ее величина на 30-33% ниже среднего уровня по стране.
Сохраняется значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности. Во 2 квартале 2010 года уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 2 раза. Также существует острая отраслевая дифференциация. Наибольшая средняя зарплата в западных нефтеносных областях - Атырауской и Мангистауской (в 1,8 раза выше среднереспубликанской). Самая высокая заработная плата сохраняется в финансовой сфере, самая низкая - в сельском хозяйстве. Разрыв между ними в феврале 2007 г. составлял 6,3 раза, а в феврале 2008 г. уже 7,2 раза.
Таким образом, наблюдаются значительные, ничем не оправданные
различия в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в
разных отраслях производства, существенные отличия в уровне денежных
доходов горожан и сельских жителей, между жителями различных областей,
крупных и малых городов. Постепенно это привело к резкому социальному
расслоению общества, причем как в региональном, так и отраслевом
разрезах.
Схема 4.
Во многом разрыв в уровне оплаты труда обусловлен более низкими, по
сравнению с ростом средней заработной платы, темпами роста заработной
платы работников бюджетной сферы. В этой связи можно констатировать,
что более половины численности наемных работников имеют номинальную
заработную плату, которая существенно ниже среднереспубликанской.
Отсюда следует, что для Казахстана характерна высокая степень неравенства
в распределении доходов.
Практика
других стран показывает, что именно
в периоды интенсивного роста
экономики, который сейчас характерен
Казахстану, сокращается разрыв
между бедными и богатыми. В последние
годы в Казахстане показатели разрыва
доходов самого богатого и самого бедного
слоев населения очень велики. В 2008 году
доходы 10% наиболее обеспеченного населения
почти в семь раз превышали доходы 10% наименее
обеспеченного населения, что по международным
меркам создает угрозу общественной стабильности.[11]
Бедность – понятие весьма относительное, никогда и никто точно не может сказать, где она начинается и где заканчивается, ведь, не взирая на определенный законом «порог бедности», который на 2010 год составил 5980 тенге, вряд ли человек будет считать себя не бедным с 6000 тенге ежемесячно. В подтверждение относительности данного понятия так же можно провести некую параллель. Уровень жизни современного скромного бюджетника, получающего 48 тысяч тенге зарплаты, гораздо выше, чем уровень жизни мелкого дворянина девятнадцатого века.
Однако — вот парадокс — ни разу не чувствует себя скромный бюджетник богачом, а вот дворянин, в свое время, чувствовал себя весьма значимой фигурой. И если даже через пятьдесят лет автомобиль будет стоить как велосипед, а шестикомнатная квартира станет нормой, то люди всё равно будут страдать от бедности, так как у их соседа будет самолёт и отдельный трёхэтажный дом. Так что «черта бедности» - это явление, существующее в каждом государстве, которое было и будет делить общество на тех, кто живёт богаче среднего и тех, кто живёт беднее среднего. Заработная плата повышается, так же как и повышается цена жизни в современном мире, а расслоение в обществе никуда не пропадает, а лишь переходит на новый уровень.
Правительством республики осушествляестся большая работа по непосредственому снижению уровня бедности.
Сейчас во всех областях действуют региональные и национальные программы для решения данной проблемы. Как правило, они ориентированы на то, чтобы обеспечить людей работой, ведь безработица и низкий уровень доходов - главные причины бедности. Тут действует все тот же принцип: не накормить, а дать удочку, чтобы сам рыбку ловил.
На мой взгляд, проблема бедности, прежде всего, заключается в отсутствии равных возможностей в обществе. Здесь я не говорю об абсолютном равенстве населения, которое в принципе не возможно, а лишь о необходимости качественного изменения заработной платы госслужащих, ведь размеры её настоящей просто несопоставимо ничтожны, в сравнении с частниками.
Как
бы это ни парадоксально
Ряд стран, например Южная Корея, Сингапур и другие государства Юго-Восточной Азии, смогли в сжатые сроки уменьшить зоны бедности. Здесь проводилась последовательная политика, где капиталовложения в образование и повышение качества человеческого капитала активно сочетались с поддержкой предпринимательской деятельности, с четко определенными приоритетами. Исходя из этого, можно также увеличить финансирование сферы нашего образования, что может привести к качественному подъему уровня образования – будут подготавливаться высококвалифицированные кадры для Казахстана, так же, увеличив заработную плату преподавателей, можно добиться повышению престижности данной должности и повышению уровня жизни работников сферы образования. В действительности, не повышая заработную плату в бюджетной сфере, государство экономит ресурсы, но способствует застойной бедности.
Рост пенсий, безусловно, помог бы преодолеть бедность, так как 1/3 пенсионеров получают пенсии ниже прожиточного минимума. И помогать тем людям, которые большую часть своей жизни приносили прибыль в государственную казну – это честь для страны. И если поднять все пенсии пусть даже только до уровня прожиточного минимума, то в этом сегменте никакой бедности и вовсе не будет. Она исчезнет автоматически.
Второй по эффективности (после роста оплаты труда) инструмент борьбы с бедностью - это, безусловно, развитие малого предпринимательства, которое не требует высоких инвестиций, быстро окупает вложения, обладает высокой мобильностью и создает рабочие места. Пути здесь известные. Необходима, прежде всего, борьба с равнодушием и коррупцией на местах, где и должны формироваться новые небольшие предприятия.
Также, в силу огромной разницы в доходах «беднейших» и «богатейших», было бы уместно, переняв опыт развитых стран, проводить политику диффузии собственности и политику высоких налогов для высокодоходных групп населения, что поможет снять ту остроту социальных конфликтов, которая характерна современному Казахстану.
Политика диффузии собственности заключается в появлении большого количества мелких держателей акций, что сократит объемы сосредоточения денег в одних руках.
А относительно политики высоких налогов для высокодоходных групп населения можно говорить только в том случае, если обеспечить их значительной социальной защитой. Говоря «политика высоких налогов» я подразумеваю уже разработанный, но отложенный к повторному рассмотрению в 2013 году, законопроект о прогрессивном подоходном налогообложении.
Как уже
было показано опытом, и что я
достаточно осветила в своей работе
– нельзя уравнивать людей, но, на мой
взгляд, также нельзя допускать этих
крайних степеней «богатости» и
«бедности» в стране, что ведет
к сильному социальному расслоению
и низкому уровню жизни населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении данной исследовательской работы хотелось бы подвести итоги и, обобщив все изложенное ранее, сделать выводы.
1. Доход, вне зависимости от различных интерпретаций его значения, является главной и основной целью любого человека, будь то крупный предприниматель или же простой рабочий на предприятии.
2. Дифференциация
доходов населения - реально существующие
различия в уровне доходов
населения, в значительной
3. Рыночная система — это система, в которой действуют отношения конкуренции, а величина дохода в условиях конкуренции определяется не только тем объемом труда, которым обладает собственник средств производства, но и тем, как сложится соотношение спроса и предложения на рынке. Рыночные отношения допускают высокую степень неравенства доходов.
4. Неравенство, которое присутствует в обществе в условии рыночной экономики, в первую очередь является следствием того, что вопрос заработной платы решается преимущественно от полученного эффекта и результативности деятельности рабочего, критерием которых является платежеспособный спрос на произведенные товары и услуги. В этих условиях обязательно кто-то получит больше, а кто-то меньше.
Информация о работе Особенности формирования доходов в Казахстане