Особенности формирования доходов в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью данной работы можно определить подробное изучение механизма распределения доходов в рыночной экономике. В связи с поставленной целью определим ряд задач, которые нобходимо выполнить, для достижения нужного нам результата. И так, во-првых, необходимо сформировать достоверное представление о доходах и их видах. Вся основная теоретическая информативность будет заключена в данном разделе. Вторым шагом будет подробное изучение сути механизма распределительных отношений в рыночной экономике и конкретно в Казахстане. В-третьих, немаловажное значение имеет детальное изучение проблем, вытекающих из политики дифференциации доходов и, напоследок, поиски наиболее действенного пути их решения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3

1. СИСТЕМА ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Понятие «доход»……………………………………………………….5
Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов………………………………………………………………………..8
Государственная политика. Перераспределение доходов:
принципы, границы…………………………………………………….…..11


2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Законодательные основы формирования доходов в Республики Казахстан ……………………………………………………….……………17

2.2 Дифференциация доходов и проблема бедности в современном Казахстане……………………………………………………………….…...22

2.3 Пути решения проблемы дифференциации доходов в Республике Казахстан…………………………………………………………….……….25

Заключение…………………………………………………………….……..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

    В состав бюджетной системы Республики Казахстан  входят: республиканский бюджет; местные  бюджеты: областные, городские, районные, районные в городах.

    В основу устройства бюджетной системы положены принципы единства, самостоятельности и сбалансированности бюджетов.

    Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления свода государственного бюджета республики. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичном перераспределении. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

    Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.

    Сбалансированность  бюджетов всех уровней может являться необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.

    Законом установлено, что покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов; использование кредитных ресурсов.

    С целью  уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом республики и местными органами власти.

    Доходы  госбюджета складываются из статей:

    - НДС

    - акцизы (косвенный налог)

    - налог на прибыль предприятий, объединений,

    организации

    - налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринимательской деятельности)

    - госпошлина, местные налоги и доходы

    - доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, импортные, пошлины)

    - плата за природные ресурсы

    - прибыль Нацбанка РК

    - земельный налог, рентные платежи и др.

    Расходы госбюджета РК:

    - финансирование народного хозяйства (АПК,

    транспорт и др.)

    - финансирование социально-культурных мероприятий

    - финансирование науки на

    оборону

    - на содержание органов государственной власти

    - на содержание правоохранительных органов 

 Приступим  к рассмотрению основных законов  Республики Казахстан, предусматривающих  формирование Республиканского  бюджета и, непосредственно, самих распределительных отношений.

     Республиканский бюджет на 2009-2011 годы. [8]

    В соответствии со всеми поправками (в количестве трех), 04.12.2008 был утвержден Республиканский  бюджет на 2009-2011 годы.

    По  статье 1, вышеупомянутого документа, предполагаемые доходы  на 2009 год составляли: 
     
     

Таблица 2. Доходы РК на 2009 год

ВСЕГО - 2 845 331 476 тысяч тенге
По  налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;  
По неналоговым  поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге; По поступлениям от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге По поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге; 

    Из  статьи 4, того же документа, можно увидеть, что в доход соответствующего бюджета зачисляются:

     1.  "Налог на добычу полезных  ископаемых"

    2. "Социальный налог" - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.

    При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают  вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании";

    3. "Бензин (за исключением авиационного) собственного  производства, реализуемый производителями оптом" - задолженность по сбору с бензина, ранее поступавшему в Дорожный фонд;

    4. "Дизельное  топливо собственного производства, реализуемое производителями оптом" - задолженность по сбору с  дизельного топлива, ранее поступавшему в Дорожный фонд.

    Так же в документе предусмотрены  объемы бюджетных изъятий из областных  бюджетов, что, например, для  города Алматы составило 55 811 279 тысяч тенге, а для города Астаны - 8 576 193 тысяч  тенге.

Проведем  небольшой сравнительный анализ  2008 и 2009 года  по некоторым социально важным критериям:

Таблица 3. Сравнительная  таблица формирования бюджета РК по некоторым  критериям 2008-2009 годов. 

  2008 2009 Изменения
Минимальная заработная плата  
12025 тенге
 
13 470 тенге
 
+1145 тенге
Базовая пенсионная выплата  
4810 тенге
 
5 388 тенге
 
+578 тенге
Минимальный размер пенсии 7 900 тенге 9 875 тенге +1975 тенге
Показатель  МРП 1168 тенге 1273 тенге + 105 тенге
 
 

«Земельный  кодекс» и «Гражданский кодекс» Республики Казахстан.[8]

    По  статье 37 Земельного кодекса РК «Право временного возмездного землепользования (аренды)»,  может предоставляться гражданам, негосударственным юридическим лицам, а также международным организациям.

    В действующем  законодательстве Республики Казахстан  существует понятие ренты как одного из способов передачи имущества в собственность другому лицу. Это отражено в Гражданском кодексе РК. В соответствии со статьей 517 ГК Республики Казахстан, по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставлять средства на его содержание в иной форме.

    В соответствии с действующим законодательством, договор ренты составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению, а если он касается отчуждения недвижимого имущества, — также подлежит государственной регистрации.

    В действующем  законодательстве РК установлены следующие разновидности договора ренты: договор постоянной ренты (длительность выплат по нему бессрочна), договор пожизненной ренты (длительность выплат ограничена сроком жизни получателя) и договор пожизненного содержания с иждивением (длительность выплат ограничена сроком жизни получателя, кроме того, плательщик ренты не может распоряжаться имуществом, без разрешения получателя ренты) – п.1 ст. 538 ГК РК.

     Ежемесячно  получаемая плата получателем  ренты является его доходом,  подлежащим налогообложению. Оплата коммунальных услуг (газа, света, квартирной платы, услуг телефонной связи) является обязанностью плательщика ренты, и оплаченная их стоимость не будет являться доходом получателя ренты.

    В статье 10 Гражданского Кодекса РК говорится о предпринимательстве, как о инициативной деятельности граждан и юридических лиц, направленной на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары. Так же в документе говорится о приоритетности данной деятельности, о поддержке и защите её государством.

         В статье 11 данного Кодекса подчеркивается необходимость лишь законной предпринимательской  деятельности, обозначены подпункты  её проявления.

    «Бюджетный  Кодекс Республики Казахстан» [8]

    В статье 11, глава 4 данного документа используется понятие Национальный фонд Республики Казахстан.

         Национальный  фонд Республики Казахстан создан одним  из первых на постсоветском пространстве Указом Президента Республики Казахстан  от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан». Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году.

     Целями  его создания является:

     1. обеспечение стабильного социального  экономического развития страны

     2. накопления финансовых средств  для будущих поколений

     3. снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов

     4. снижения зависимости республиканского  и местных бюджетов от конъюнктуры  мировых цен.

       Эффективному функционированию  деятельности Национального фонда  и обеспечению прозрачности механизма формирования и использования доходов, полученных республикой от сырьевых отраслей, в настоящее время уделяется очень большое внимание со стороны общественности страны и международных кругов. Присоединение Казахстана к инициативе английского правительства по открытию доступа общественности к информации о доходах, полученных правительствами от добывающих компаний, в том числе и иностранных, делает проблему создания прозрачного и эффективного механизма функционирования Национального фонда Республики Казахстан особенно актуальной.

     Основными требованиями, которые предъявляются  к Национальному фонду Республики Казахстан,  являются:

  1. Прозрачность механизма формирования доходов Национального фонда.
  2.     Эффективность использования средств Национального фонда в интересах социально-экономического развития страны.

     В нашей стране Национальный фонд рассматривается  как часть бюджетной системы  Казахстана, и его деятельность регулируется Бюджетным кодексом, который, на первый взгляд, достаточно строго регламентирует деятельность Национального фонда, как в части формирования его доходов, так и направлений использования его средств.

     Вместе  с тем, имеются определенные сомнения с точки зрения его подконтрольности обществу и эффективной реализации его функций. В соответствии с Бюджетным кодексом управление Национальным фондом осуществляется Правительством республики совместно с Национальным банком по предложению Совета по управлению Национальным фондом. Статус Совета по управлению - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Поэтому  фактическое управление Национальным фондом осуществляется узким кругом лиц без участия не только общественности, но и Парламента.  

Информация о работе Особенности формирования доходов в Казахстане