Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:09, курсовая работа
Главной целью данной работы можно определить подробное изучение механизма распределения доходов в рыночной экономике. В связи с поставленной целью определим ряд задач, которые нобходимо выполнить, для достижения нужного нам результата. И так, во-првых, необходимо сформировать достоверное представление о доходах и их видах. Вся основная теоретическая информативность будет заключена в данном разделе. Вторым шагом будет подробное изучение сути механизма распределительных отношений в рыночной экономике и конкретно в Казахстане. В-третьих, немаловажное значение имеет детальное изучение проблем, вытекающих из политики дифференциации доходов и, напоследок, поиски наиболее действенного пути их решения.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. СИСТЕМА ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие «доход»……………………………………………………….5
Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов………………………………………………………………………..8
Государственная политика. Перераспределение доходов:
принципы, границы…………………………………………………….…..11
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Законодательные основы формирования доходов в Республики Казахстан ……………………………………………………….……………17
2.2 Дифференциация доходов и проблема бедности в современном Казахстане……………………………………………………………….…...22
2.3 Пути решения проблемы дифференциации доходов в Республике Казахстан…………………………………………………………….……….25
Заключение…………………………………………………………….……..
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные, районные в городах.
В основу устройства бюджетной системы положены принципы единства, самостоятельности и сбалансированности бюджетов.
Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления свода государственного бюджета республики. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичном перераспределении. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.
Законом установлено, что покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов; использование кредитных ресурсов.
С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом республики и местными органами власти.
Доходы госбюджета складываются из статей:
- НДС
- акцизы (косвенный налог)
- налог на прибыль предприятий, объединений,
организации
- налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринимательской деятельности)
- госпошлина, местные налоги и доходы
- доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, импортные, пошлины)
- плата за природные ресурсы
- прибыль Нацбанка РК
- земельный налог, рентные платежи и др.
Расходы госбюджета РК:
- финансирование народного хозяйства (АПК,
транспорт и др.)
- финансирование социально-культурных мероприятий
- финансирование науки на
оборону
- на содержание органов государственной власти
- на содержание
правоохранительных органов
Приступим
к рассмотрению основных
Республиканский бюджет на 2009-2011 годы. [8]
В соответствии со всеми поправками (в количестве трех), 04.12.2008 был утвержден Республиканский бюджет на 2009-2011 годы.
По
статье 1, вышеупомянутого документа,
предполагаемые доходы на 2009 год составляли:
Таблица 2. Доходы РК на 2009 год
|
Из статьи 4, того же документа, можно увидеть, что в доход соответствующего бюджета зачисляются:
1. "Налог на добычу полезных ископаемых"
2. "Социальный налог" - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.
При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании";
3. "Бензин (за исключением авиационного) собственного производства, реализуемый производителями оптом" - задолженность по сбору с бензина, ранее поступавшему в Дорожный фонд;
4. "Дизельное
топливо собственного
Так же в документе предусмотрены объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, что, например, для города Алматы составило 55 811 279 тысяч тенге, а для города Астаны - 8 576 193 тысяч тенге.
Проведем небольшой сравнительный анализ 2008 и 2009 года по некоторым социально важным критериям:
Таблица
3. Сравнительная
таблица формирования
бюджета РК по некоторым
критериям 2008-2009 годов.
|
«Земельный кодекс» и «Гражданский кодекс» Республики Казахстан.[8]
По статье 37 Земельного кодекса РК «Право временного возмездного землепользования (аренды)», может предоставляться гражданам, негосударственным юридическим лицам, а также международным организациям.
В действующем законодательстве Республики Казахстан существует понятие ренты как одного из способов передачи имущества в собственность другому лицу. Это отражено в Гражданском кодексе РК. В соответствии со статьей 517 ГК Республики Казахстан, по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставлять средства на его содержание в иной форме.
В соответствии с действующим законодательством, договор ренты составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению, а если он касается отчуждения недвижимого имущества, — также подлежит государственной регистрации.
В действующем законодательстве РК установлены следующие разновидности договора ренты: договор постоянной ренты (длительность выплат по нему бессрочна), договор пожизненной ренты (длительность выплат ограничена сроком жизни получателя) и договор пожизненного содержания с иждивением (длительность выплат ограничена сроком жизни получателя, кроме того, плательщик ренты не может распоряжаться имуществом, без разрешения получателя ренты) – п.1 ст. 538 ГК РК.
Ежемесячно получаемая плата получателем ренты является его доходом, подлежащим налогообложению. Оплата коммунальных услуг (газа, света, квартирной платы, услуг телефонной связи) является обязанностью плательщика ренты, и оплаченная их стоимость не будет являться доходом получателя ренты.
В статье 10 Гражданского Кодекса РК говорится о предпринимательстве, как о инициативной деятельности граждан и юридических лиц, направленной на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары. Так же в документе говорится о приоритетности данной деятельности, о поддержке и защите её государством.
В статье 11 данного Кодекса подчеркивается необходимость лишь законной предпринимательской деятельности, обозначены подпункты её проявления.
«Бюджетный Кодекс Республики Казахстан» [8]
В статье 11, глава 4 данного документа используется понятие Национальный фонд Республики Казахстан.
Национальный фонд Республики Казахстан создан одним из первых на постсоветском пространстве Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан». Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году.
Целями его создания является:
1.
обеспечение стабильного
2. накопления финансовых средств для будущих поколений
3. снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов
4.
снижения зависимости
Эффективному функционированию
деятельности Национального
Основными
требованиями, которые предъявляются
к Национальному фонду
В нашей стране Национальный фонд рассматривается как часть бюджетной системы Казахстана, и его деятельность регулируется Бюджетным кодексом, который, на первый взгляд, достаточно строго регламентирует деятельность Национального фонда, как в части формирования его доходов, так и направлений использования его средств.
Вместе
с тем, имеются определенные сомнения
с точки зрения его подконтрольности
обществу и эффективной реализации
его функций. В соответствии с Бюджетным
кодексом управление Национальным фондом
осуществляется Правительством республики
совместно с Национальным банком по предложению
Совета по управлению Национальным фондом.
Статус Совета по управлению - консультативно-совещательный
орган при Президенте Республики Казахстан.
Поэтому фактическое управление Национальным
фондом осуществляется узким кругом лиц
без участия не только общественности,
но и Парламента.
Информация о работе Особенности формирования доходов в Казахстане