Особенности формирования белорусской модели национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие национальной экономики. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси», его место в системе экономических наук.
2. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики. Система национальных счетов.
3. Типы национальных хозяйственных систем. Национальные хозяйственные рыночные системы ведущих стран мира.
4. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Файлы: 1 файл

Кср-по экономической теории.docx

— 86.13 Кб (Скачать)
 
Система национальных счетов: для чего она нужна.

Использование СНС  небходимо для проведения эффективной  макроэкономической политики, экономического прогнозирования, а также для  международных сравнений национального  дохода. 
Рассмотрим важнейшие показатели СНС, какие характеризуют движение ВВП на розных его стадиях.

 
Связь макроэкономических показателей может быть представлено следующей схемой: 
валовой внутренний продукт (ВВП) – амортизация = чистый внутренний продукт (ЧВП) – косвенные налоги = национальный доход (НД) – налоги на прибыль предприятий - взносы на социальное страхование – индивидуальные подоходные налоги – нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платы = распалагаемы доход (РД).

  Теорию  национального ведения счетов в  течение двух веков создавали  многие экономисты, среди которых  небходимо выделить У. Митчелла, С. Кузнеца, Р. Стоуна, А. Медисона, Э. Денисона, В. Леонтьева (США), Ф. Перру (Франция), Дж. Хикса, Дж.М. Кейнса (Великобритания), Г. Горецкого (Беларусь). Первые попытки рассчитать национальный доход были предприняты в ряде стран в 1920-х гг. В Беларуси первым его рассчитал Гавриил Горецкий в 1926 г. (книга называлась “Нацыянальны прыбытак Беларусі”). На тот момент НД рассчитали не более 15 стран. На протяжении 25 лет под руководством уроженца Беларуси (г. Пинск), нобелевского лауреата по экономике С. Кузнеца в НБЭИ разрабатывалась СНС для США. Здесь были разработаны показатели ВВП и НД. Позже под руководством Р. Стоуна статистической комиссией ООН была разработала международная СНС. Первая версия принята в 1953 г., вторая – в 1968 г., третья – в 1993 г.,  четвертая – в 2008 году. 

 

   Рис. Как возникла система национальных счетов. 

 

   Рис. Для чего нужна система национальных счетов 

3. Типы национальных  хозяйственных систем. Национальные хозяйственные  рыночные системы  ведущих стран  мира.  
 

Понятие экономической системы

Экономическая система – организационная форма экономики абстрактной страны.

Смысл этого  понятия довольно точно передавал  австрийский экономист Л. Мизес (1881-1973), заменяя словосочетание «экономическая система» словосочетанием – «система организации экономической жизни  общества».

Экономическая модель (порядок) – организационная форма экономики конкретной страны.

 

Современные рыночные модели экономики  страны. Одна из классификаций.

– Социальное рыночное хозяйство (Германия).

– Либеральная модель (США, Канада, Англия, Австралия, Новая  Зеландия, Тайвань).

– Социально ориентированная  рыночная экономика (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания).

– Социал-демократические  модели рыночной экономики (Испания, Италия).

 
 

    Национальные  хозяйственные рыночные системы  ведущих стран мира можно разбить  на две группы: те страны, которые  давно захватили лидерство и  считались всегда относительно развитыми  – это Великобритания, США, Бельгия, Нидерланды, Германия; и те страны, которые  совершили рывок на определенном этапе своего развития и вошли  в число развитых стран – это  Дания, Япония, Южная Корея, и др. Для Беларуси представляют интерес  и те и другие страны, но особенно страны из второй группы.

 

    Самой первой в конце XIX века рывок в  своем развития совершила небольшая  Дания. Эта страна на то время обошла в развитии такие крупные соседствующие  с ней страны, как Германия, Швеция, Англия. Это заставило говорить об этой стране, были написаны несколько  книг об экономике Дании, в том  числе на русском языке. В этот период на территории Беларуси среди  местных экономистов появилось  много сторонников датского пути развития. Позже в 1930-е годы те из них, которые были на тот момент еще  живы, были обвинены в разработке концепции  «Беларусь-Дания» и в буржуазных взглядах. В те времена в качестве образца для Беларуси чаще других назывались также – Швеция, Бельгия, Нидерланды, Польша. Действительно, если смотреть вторую группу, то для Беларуси особый интерес представляют страны со схожими природно-климатическими, ландшафтными, сырьевыми, территориальными, демографическими характеристиками. К  числу таких стран можно отнести  в первую очередь – Швейцарию, Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Ирландию. В меньшей степени, но также представляют интерес – Япония, Южная Корея, Тайвань.

4. Предпосылки становления,  функционирования  и развития национальной  экономики. Программа  социально-экономического  развития Республики  Беларусь на 2011-2015 гг.

 
Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

- Наличие собственной  территории, местной власти.

- Наличие инфраструктуры, техники и технологий, предприятий  и отраслей экономики – в  качестве отправной точки.

- Наличие населения,  и в особенности трудовых ресурсов. Причем не просто трудовых  ресурсов, а высококвалифицированных  и высококультурных людей в  стране.

- Наличие программы  развития страны.

 
 
 

    Анализ  социально-экономической ситуации в Республике Беларусь показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных проблем: низкая эффективность, значительный износ основных средств при ограниченности инвестиционных ресурсов, которых не может быть достаточно при запутанной налоговой системы и достаточно высокой налоговой нагрузки. Значительными проблемами являются также относительно высокая инфляция, рост отрицательного сальдо торгового баланса и внешнего долга страны.

 
    Структурная перестройка экономики – это отмирание неэффективных видов производства. Такие преобразования (реструктуризация) в первую очередь касаются производительных сил, означают сворачивание убыточных, экологически вредных и бесперспективных видов производств, сопровождаются рационализацией натурально-вещественных и инвестиционных потоков.
 
    Структура отраслей национальной экономики Беларуси, унаследованная от административной экономики СССР, по многочисленным параметрам не соответствует современным требованиям. Так, для структуры национальной экономики Беларуси характерны:

    – завышенный удельный вес отраслей 1-го подразделения, (производство средств производства) и заниженное представительство предприятий 2-го подразделения реального сектора экономики (производство предметов потребления);

    – наличие многочисленных межотраслевых  диспропорций (отсталая строительная индустрия, маломощная и примитивная переработка сельскохозяйственного сырья);

    – низкий удельный вес в составе  ВВП сферы услуг;

    – преимущественная ориентация на внутренний рынок, низкий экспортный потенциал, доминирование  сырьевого характера экспортных поставок, слабое включение в систему международного разделения труда и инвестиционных потоков;

    – высокий уровень концентрации производства, преобладание в отраслевой структуре  крупных предприятий;

    – значительный удельный вес военно-промышленного  комплекса, милитаризация национальной экономики.

 

    Необходимость структурных сдвигов в переходной экономике обусловлена унаследованными  от административно-командной экономики  диспропорциями, нерациональной структурой национального производства, сформированной под воздействием затратного механизма и общего технологического отставания.

 

Рис. Динамика отраслевой структуры ВВП Республики Беларусь

 
    На  протяжении последних лет в экономике  Беларуси медленно, но верно наблюдается  изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям формирования постиндустриальной экономики.
 
 
 

    2. Валовой внутренний  продукт – свидетельство  того, как мы работаем.

    ВВП не говорит ни о том, как мы богаты, ни о том, насколько хорошо мы работаем. Ведь в этот показатель входит только часть товаров и услуг, произведенных  народным хозяйством, и главным образом  таких, которые можно приобрести за деньги: автомобили, дороги, стиральные машины, продукты питания, мазут, поездки  на такси, услуги населению, оказанные  частными врачами, больницами, банками, почтой.

    Большое преимущество такого подхода состоит  в том, что мы получаем возможность

    суммировать, так сказать, яблоки и сливы: одна тонна яблок по 4 марки и 2 тонны  слив по 3 марки дают в сумме 1 х 4000 + 2 х 3000 = 10 000 марок. Недостатком этого  подхода является то, что за бортом остается все, что нельзя измерить деньгами. Сюда, скажем, не входят зимние шины, которые  человек сам заменил на своем  «Фольксвагене» на летние, или ремонт квартиры своими руками, или рукопись, которую напечатал сам писатель, или часы, которые мастер починил  для себя. Другими словами, все, что  делается для себя, вместо того чтобы  быть сделанным за оплату другим, в  понятие ВВП не входит. Если попросить  соседа починить электроутюг и заплатить  ему определенную сумму, эта оплата войдет в ВВП. Если же вы сами починили утюг, на ВВП это не отразится.

    Еще один сектор экономики, который не отражается в статистических справочниках, –  это так называемая «теневая экономика». Если в стране А каменщик кладет стену за 1 тысячу марок и платит налоги с этой тысячи, ВВП увеличивается  на 1 тысячу марок. Если в стране Б  та же работа выполняется, как мы говорим, за «черный нал», то, вообще говоря, ВВП тоже увеличился, но статистически  эта сумма пройдет незамеченной.

    Считается, что в развитых странах теневая  экономика составляет примерно 10%. Полагают, что она сильнее всего развита  в Швеции и Италии, слабее всего (4,1% и 4,3%) в Японии и Швейцарии. Федеративная Республика Германия с ее 8,6 процентами, приходящимися на долю теневой экономики, лежит где-то посредине. При ВВП  в 2,4 триллиона марок это, как-никак, более 200 миллиардов, и, таким образом, официальная статистика отражает, соответственно, лишь объем, уменьшенный на данную сумму.

    Вполне  законная, но, как правило, неоплаченная работа домашних хозяек также не входит в официальные данные. Домохозяйки  моют посуду, варят еду, чистят ковры, воспитывают детей, ухаживают за больными родственниками – и все  это бесплатно. Если в ВВП включить и эти «даровые» услуги, он сразу  вырос бы почти вдвое. Или, другими  словами, чем больше услуг мы оказываем  по-свойски родственникам и знакомым, тем меньше официальный ВВП. Чем  больше товаров и услуг оказывается  за плату с их официальным оформлением, тем ВВП больше.

 

    3. ВВП говорит о  том, насколько  хорошо мы живем.

    Показатель  ВВП не говорит ни о том, насколько  мы богаты, ни о том, как мы работаем, ни о том, как хорошо нам живется.

    Можно предположить, что во многих странах  люди, несмотря на то, что ВВП на душу населения у них меньше, чем  в Германии, материально живут  не хуже, чем немцы (мы уже не говорим о нематериальных категориях – счастье и хорошем самочувствии, которые деньгами и вовсе не измерить).

    Дело  в том, что, наряду со статистикой, ВВП  несет с собой еще две большие  проблемы. Во-первых, он подсчитывает только товары, за которые мы должны работать, но не те, которые мы получаем бесплатно. Если люди живут в жаркой стране, где для обогрева жилища не нужно  ни газа, ни угля, ВВП сразу же (при  прочих равных условиях) становится меньше по сравнению со странами, отличающимися  суровым климатом, где от людей  требуется расходовать большие  средства, чтобы не замерзнуть зимой. А в раю ВВП равнялся бы нулю. Во-вторых, в выражении ВВП недостаточно проводится различие между товарами, которыми мы можем пользоваться, и  так называемыми «полуфабрикатами», которые необходимы для изготовления другого товара. Ведь нас в конечном счете интересует, что мы можем  использовать и что пригодно для  инвестиций, что же касается использованного  при этом сырья и полупродуктов, то потребителю это неинтересно. Если Робинзон Крузо на своем необитаемом  острове получает урожай пшеницы  в 3 центнера, но оставляет один для  посева на следующий год, то его валовой  продукт составляет только два центнера. На практике отслеживание этого параметра  сильно затруднено. Скажем, усилия полиции, суда и пожарных сами по себе нас  не интересуют, напротив, лучше всего  было бы, если бы ничто не горело, а  все люди вели себя как ангелы. Таким  образом, работа судейских, пожарных и  полиции – так сказать, полупродукт, необходимый для нормального  функционирования общества. Их вклад  в наше благосостояние ощущается  только в экстремальных ситуациях, они нужны для обеспечения  того, что необходимо нормальному  человеку, – мира, надежности, порядка. И все же в статистике услуги такого рода социальных институтов причисляются к ВВП. По той же технологии землетрясения, ураганы, наводнения, катастрофы с нефтеналивными судами, которые заливают и загрязняют берега и наносят огромный ущерб  окружающей среде, увеличивают валовой  национальный продукт. Ведь работа спасателей и рабочих полностью засчитывается  в валовой сумме, хотя, конечно  же, выполненные ими работы даже в лучшем случае не компенсируют полностью  нанесенный ущерб.

Информация о работе Особенности формирования белорусской модели национальной экономики