Особенности формирования белорусской модели национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие национальной экономики. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси», его место в системе экономических наук.
2. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики. Система национальных счетов.
3. Типы национальных хозяйственных систем. Национальные хозяйственные рыночные системы ведущих стран мира.
4. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Файлы: 1 файл

Кср-по экономической теории.docx

— 86.13 Кб (Скачать)

    Станет  ли от этого уровень жизни ниже в Беларуси?

    Скорее  всего – нет. Четкой зависимости, или если сказать категоричнее, –  никакой зависимости здесь не существует. Ведь на этот показатель можно  посмотреть с двух сторон: пессимист  видит сокращение населения, а оптимист может увидеть и прирост земельных  и прочих ресурсов, приходящихся на одного жителя (как говорят в народе: «меньше народа, больше кислорода»).

    Если  уже говорить о людях, населяющих какую-то конкретную страну, то важно  не их количество, и именно их качество. Уровень их образованности, квалифицированности, культурности.

    Каждый  человек создает определенную часть  ВВП. При этом он может создавать  больше, а потреблять меньше (например, активный предприниматель, бизнесмен; или простой работник, работающий на 3-х работах). И, наоборот, потреблять больше, а производить меньше (человек, который не может заработать на себя и свою семью и пользуется социальной поддержкой). Или может быть и  такое, ничего не производить, но потреблять (безработный, который получает пособие  по безработице; инвалид, который получает пособие).

    Никто не говорит, что нет проблемы в  том, что многие белорусы, когда достигают  совершеннолетия, то уезжают на ПМЖ  в США, Канаду, Германию, и другие развитые страны с более высоким  уровнем и стандартами жизни. Но проблема здесь не в том, что  жителей Беларуси при этом становится меньше, а как раз в том, что  уезжают квалифицированные и  активные люди. Уезжают те люди, которые  оставшись в Беларуси, произвели  бы ВВП, которого хватило бы и на себя, и в случае необходимости  – для поддержки еще нескольких человек.

    Особенно  велика потеря для Беларуси в том  случае, когда эти молодые люди получали образование, квалификацию, жилье, пользуясь системой господдержки (их родители, например, получили льготное жилье как многодетная семья; затем этим молодым людям из госбюджета оплачивали их обучение в вузе, да еще  при этом и платили им стипендию). В этом случае, если провести сравнение, то не только родители, а все общество, как пчелиная семья, выращивали этих деток, а потом, когда пришло время  им самим производить ВВП, образно  говоря – собирать мед,  то они  уехали (улетели) делать это в США, Канаду или другую страну, которые  и так являются уже развитыми.

    То  есть проблема здесь, опять же, не в  том, что жителей Беларуси при  этом становится меньше, а именно в  том, что уезжают активные и предприимчивые, конкурентоспособные, а остаются те, кто остается. Не уедет, например, в  США или в Германию человек, который  и здесь не проявляет никакой  активности, не хочет что-то предпринимать, организовать здесь бизнес, вложить  свои сбережения, найти инвестора, создать  новые рабочие места, много зарабатывать, не стремится повысить свою квалификацию. Речь не идет вовсе о том, что те люди, которые остаются чем-то хуже, чем те, которые уехали. Речь идет о том, что разного рода лодыри, пьяницы, люди с ограниченными интеллектуальным способностями, преступники, – в  большинстве случаев остаются здесь. Равно как и остаются здесь  люди с пассивным менталитетом. Когда  такой отбор продолжается десятилетиями, а еще хуже – столетиями, то это  может поставить крест на формировании эффективной модели национальной экономики  в этой стране.

    Само  по себе сокращение населения не несет  в себе никакой угрозы: ни угрозы исчезновения государства, ни угрозы исчезновения нации (это всего лишь шутка и  не более того, когда говорят, что  если белорусов станет слишком мало, то на их место приедут китайцы  или кто-то еще). Это к тому, что  не нужно рисовать какую-то круглую  цифру по количеству населения в  стране и стремиться достигнуть ее любой ценой. Все равно, если в  худшем случае, не выровнять условия, возможности и стандарты жизни  по сравнению хотя бы с соседними  странами, и в лучшем случае –  с развитыми странами, то  люди уедут жить в другие страны, и  никто их не остановит.

    Куда  важнее ориентироваться на текущий  и перспективный уровень потребности  национальной экономики в трудовых ресурсах, а также – на цифру  трудовых ресурсов, которую нужно  достичь, чтобы обеспечивать необходимые  выплаты по солидарной пенсионной системе, которая существует в Беларуси. В  настоящее время уровень техники  и технологий национальной экономики  таков, что в Беларуси достаточно имеющихся трудовых ресурсов и наблюдается  даже их некоторый избыток. Поэтому  Правительство не видит особой проблемы в том, что по разным оценкам от 400 до 800 тысяч белорусов трудятся в соседних странах (России, Литве, Польше, Германии). Правительству была бы проблема трудоустроить (занять) этих граждан  и еще большая проблема предложить им высокооплачиваемую работу, если бы те в массовом порядке вернулись  на родину.

    Но  в случае, если бы белорусская экономика  начала развиваться опережающими темпами  по сравнению с соседними странами, создавать новые высокотехнологичные  предприятия и отрасли, возникли бы высокооплачиваемые места, то могла  бы образоваться нехватка трудовых ресурсов. Тем не менее, даже в таких случаях  и даже развитые страны не стимулируют  рождаемость и увеличение численности  населения за счет бюджетных средств, а решают проблему нехватки трудовых ресурсов за счет привлечения мигрантов, как на временной основе, так и  на ПМЖ. В условиях Беларуси, если бы возникла потребность в наращивании  трудовых ресурсов, то можно было бы рассчитывать на возвращение на родину части белорусов, но еще в большей  степени проблему можно было бы решить за счет рекламной компании и привлечения  на ПМЖ квалифицированных специалистов из России, стран Балтии, и др. постсоветских  республик. Советский период развития белорусской экономики (в период ускоренной индустриализации Беларуси в 1965-1980 гг. из других советских республик  в Беларусь на ПМЖ приехало 1,5 млн. человек), а также опыт других постсоциалистических стран (Чехии, Польши, Литвы) показывает, что Беларусь могла бы в случае надобности привлекать в год по 50-60 тысяч человек (за 15 лет – население  Беларуси увеличилось бы при этом – на 750 тыс. – 1 млн. человек) вместо нынешних 10-12 тысяч в год. Этого  было бы вполне достаточно. Ставить  же задачу в достижении к 2030 году численности  населения в 15 млн. человек (примеч. такая мысль циркулирует уже в кругах советников высокопоставленных чиновников, как одна из возможных задач) – это ничем не обоснованная идея. Лучше уж стремиться к тому, чтобы нынешние 4,5 млн. работников стали оснащены более передовой техникой и технологией, чтобы их производительность труда приблизилась к уровню развитых стран (это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда и нынешние работники могут удваивать ВВП в течение 5-10 лет, как того будет требовать программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы.

                    По ВВП по ППС на душу населения ситуация несколько хуже. Беларусь опережает по этому важному для сравнения показателю такие страны, как Казахстан, Македония, Азербайджан, Украина, Босния и Герцеговина, Сербия, КНР, Египет, Армения, Грузия, Молдова.  
 
 
 

      
 
 

    Станет  ли от этого уровень жизни ниже в Беларуси?

    Скорее  всего – нет. Четкой зависимости, или если сказать категоричнее, –  никакой зависимости здесь не существует. Ведь на этот показатель можно  посмотреть с двух сторон: пессимист  видит сокращение населения, а оптимист может увидеть и прирост земельных  и прочих ресурсов, приходящихся на одного жителя (как говорят в народе: «меньше народа, больше кислорода»).

    Если  уже говорить о людях, населяющих какую-то конкретную страну, то важно  не их количество, и именно их качество. Уровень их образованности, квалифицированности, культурности.

    Каждый  человек создает определенную часть  ВВП. При этом он может создавать  больше, а потреблять меньше (например, активный предприниматель, бизнесмен; или простой работник, работающий на 3-х работах). И, наоборот, потреблять больше, а производить меньше (человек, который не может заработать на себя и свою семью и пользуется социальной поддержкой). Или может быть и  такое, ничего не производить, но потреблять (безработный, который получает пособие  по безработице; инвалид, который получает пособие).

    Никто не говорит, что нет проблемы в  том, что многие белорусы, когда достигают  совершеннолетия, то уезжают на ПМЖ  в США, Канаду, Германию, и другие развитые страны с более высоким  уровнем и стандартами жизни. Но проблема здесь не в том, что  жителей Беларуси при этом становится меньше, а как раз в том, что  уезжают квалифицированные и  активные люди. Уезжают те люди, которые  оставшись в Беларуси, произвели  бы ВВП, которого хватило бы и на себя, и в случае необходимости  – для поддержки еще нескольких человек.

    Особенно  велика потеря для Беларуси в том  случае, когда эти молодые люди получали образование, квалификацию, жилье, пользуясь системой господдержки (их родители, например, получили льготное жилье как многодетная семья; затем этим молодым людям из госбюджета оплачивали их обучение в вузе, да еще  при этом и платили им стипендию). В этом случае, если провести сравнение, то не только родители, а все общество, как пчелиная семья, выращивали этих деток, а потом, когда пришло время  им самим производить ВВП, образно  говоря – собирать мед,  то они  уехали (улетели) делать это в США, Канаду или другую страну, которые  и так являются уже развитыми.

    То  есть проблема здесь, опять же, не в  том, что жителей Беларуси при  этом становится меньше, а именно в  том, что уезжают активные и предприимчивые, конкурентоспособные, а остаются те, кто остается. Не уедет, например, в  США или в Германию человек, который  и здесь не проявляет никакой  активности, не хочет что-то предпринимать, организовать здесь бизнес, вложить  свои сбережения, найти инвестора, создать  новые рабочие места, много зарабатывать, не стремится повысить свою квалификацию. Речь не идет вовсе о том, что те люди, которые остаются чем-то хуже, чем те, которые уехали. Речь идет о том, что разного рода лодыри, пьяницы, люди с ограниченными интеллектуальным способностями, преступники, – в  большинстве случаев остаются здесь. Равно как и остаются здесь  люди с пассивным менталитетом. Когда  такой отбор продолжается десятилетиями, а еще хуже – столетиями, то это  может поставить крест на формировании эффективной модели национальной экономики в этой стране.

    Само  по себе сокращение населения не несет  в себе никакой угрозы: ни угрозы исчезновения государства, ни угрозы исчезновения нации (это всего лишь шутка и  не более того, когда говорят, что  если белорусов станет слишком мало, то на их место приедут китайцы  или кто-то еще). Это к тому, что  не нужно рисовать какую-то круглую  цифру по количеству населения в  стране и стремиться достигнуть ее любой ценой. Все равно, если в  худшем случае, не выровнять условия, возможности и стандарты жизни  по сравнению хотя бы с соседними  странами, и в лучшем случае –  с развитыми странами, то  люди уедут жить в другие страны, и  никто их не остановит.

    Куда  важнее ориентироваться на текущий  и перспективный уровень потребности  национальной экономики в трудовых ресурсах, а также – на цифру  трудовых ресурсов, которую нужно  достичь, чтобы обеспечивать необходимые  выплаты по солидарной пенсионной системе, которая существует в Беларуси. В  настоящее время уровень техники  и технологий национальной экономики  таков, что в Беларуси достаточно имеющихся трудовых ресурсов и наблюдается  даже их некоторый избыток. Поэтому  Правительство не видит особой проблемы в том, что по разным оценкам от 400 до 800 тысяч белорусов трудятся в соседних странах (России, Литве, Польше, Германии). Правительству была бы проблема трудоустроить (занять) этих граждан  и еще большая проблема предложить им высокооплачиваемую работу, если бы те в массовом порядке вернулись  на родину.

    Но  в случае, если бы белорусская экономика  начала развиваться опережающими темпами  по сравнению с соседними странами, создавать новые высокотехнологичные  предприятия и отрасли, возникли бы высокооплачиваемые места, то могла  бы образоваться нехватка трудовых ресурсов. Тем не менее, даже в таких случаях  и даже развитые страны не стимулируют  рождаемость и увеличение численности  населения за счет бюджетных средств, а решают проблему нехватки трудовых ресурсов за счет привлечения мигрантов, как на временной основе, так и  на ПМЖ. В условиях Беларуси, если бы возникла потребность в наращивании  трудовых ресурсов, то можно было бы рассчитывать на возвращение на родину части белорусов, но еще в большей  степени проблему можно было бы решить за счет рекламной компании и привлечения  на ПМЖ квалифицированных специалистов из России, стран Балтии, и др. постсоветских  республик. Советский период развития белорусской экономики (в период ускоренной индустриализации Беларуси в 1965-1980 гг. из других советских республик  в Беларусь на ПМЖ приехало 1,5 млн. человек), а также опыт других постсоциалистических стран (Чехии, Польши, Литвы) показывает, что Беларусь могла бы в случае надобности привлекать в год по 50-60 тысяч человек (за 15 лет – население  Беларуси увеличилось бы при этом – на 750 тыс. – 1 млн. человек) вместо нынешних 10-12 тысяч в год. Этого  было бы вполне достаточно. Ставить  же задачу в достижении к 2030 году численности  населения в 15 млн. человек (примеч. такая мысль циркулирует уже в кругах советников высокопоставленных чиновников, как одна из возможных задач) – это ничем не обоснованная идея. Лучше уж стремиться к тому, чтобы нынешние 4,5 млн. работников стали оснащены более передовой техникой и технологией, чтобы их производительность труда приблизилась к уровню развитых стран (это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда и нынешние работники могут удваивать ВВП в течение 5-10 лет, как того будет требовать программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы.

    По  ВВП по ППС на душу населения ситуация несколько хуже. Беларусь опережает  по этому важному для сравнения  показателю такие страны, как Казахстан, Македония, Азербайджан, Украина, Босния и Герцеговина, Сербия, КНР, Египет, Армения, Грузия, Молдова. Мы находимся  приблизительно на одном уровне с  такими странами как Болгария, Румыния, Турция, Россия, Хорватия. Мы еще видим  вдалеке образно говоря, «хвост»  уходящего поезда, в котором находятся  такие страны, как – Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша. Остальные страны, например страны ЕС, в том числе  и такие считавшиеся еще недавно  относительно отсталыми, как – Чехия, Словакия, Португалия, Словения, Греция – опережают нашу страну по этому  показателю уже в разы.

    Очень на много, возможно навсегда, мы отстали  по этому показателю от таких стран, как – США, Канада, Швейцария, Нидерланды, Австрия, Германия, Франция, Италия, от скандинавских стран (Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия).

      Но все же тот факт, что в  лидирующей группе развитых стран  находятся такие страны, как Япония, Южная Корея, Израиль, Сингапур, Ирландия, Исландия, Тайвань, указывает  на то, что можно за относительно  короткий период – за 2-3 десятилетия  – совершить рывок и догнать,  или приблизиться вплотную, к  развитым странам по уровню  развития. Но, тем не менее, именно  эти страны вряд ли в ближайшие  десятилетия могут служить для  нас ориентиром.

    Задача  Беларуси – не допустить увеличения отставания от тех стран, с которыми мы имели и продолжаем иметь сходный  уровень развития. Это тот самый  «хвост» состава, в котором находятся  – страны Балтии, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, и самое главное –  Россия. То есть республики бывшего  соцлагеря и СССР должны стать  для Беларуси главным ориентиром в определении динамики развития. Если мы сможем когда-нибудь по этому  показателю опередить эти страны, то тогда по отношению к Беларуси можно будет использовать слоган «Швейцария в Восточной Европе». 
 

Система национальных счетов. Понятие.

В экономической  теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) объединяет важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров  и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора  и обработки информации и применяется  более чем в 150-ти странах мира для макроэкономического анализа  рыночной экономики. Она позволяет  в простой форме представить  ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения  и потребления. Ее показатели отображают структуру рыночной экономики, институты  и механизмы функционирования.

Информация о работе Особенности формирования белорусской модели национальной экономики