Особенности денежно-кредитной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика всегда являлась неотъемлемой частью любого государства. Денежно-кредитная политика государства рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики. В первую очередь она призвана обеспечить стабильность функционирования денежно-кредитной системы, объединяющей целую совокупность коммерческих банков и других кредитных учреждений. Проводником денежно-кредитной политики государства является Центральный банк. Он реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Оглавление

Введение.………………………………………………………………… 2
Глава 1 Теоретические основы денежно-кредитной политики государства……………………………..………………………………………...5
1.1 Сущность денежно-кредитной политики……………………………. 5
1.2 Цели денежно-кредитной политики ………………………………….6
1.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………..8
1.4 Виды денежно-кредитной политики………………………………...13
Глава 2 Особенности денежно-кредитной политики России………15
2.1 Центральный банк и его роль в экономике………………………….15
2.2 Цели денежно-кредитной политики России на 2014 год и период 2015 и 2016 годов………………………………………………………………..18
2.3 Динамика денежно-кредитных показателей в 2013 году…………..21
2.4 Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ и их использование…………………………………………………………………... 26
Заключение……………………………………………………….……... 33
Библиографический список……………………………………………35

Файлы: 1 файл

Официальная Курсовая.docx

— 262.03 Кб (Скачать)

     Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

     Ставка рефинансирования — это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

     Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

     Учетную ставку устанавливает центральный банк. Понижение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При приобретении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И напротив, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются вернуть их, так как эти средства делаются очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

     Определение размера учетной ставки — один из наиболее значительных аспектов денежно-кредитной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области денежно-кредитного регулирования. Размер учетной ставки часто зависит от уровня ожидаемой инфляции и оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить денежно-кредитную политику, он уменьшает или увеличивает учетную (процентную) ставку. Банк может определять одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их связях с клиентами и с другими банками. Тем не менее, уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

     Вместе с тем именно применение этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к расширению денежного предложения. При всем том снижение ставки рефинансирования оказывает влияние на рыночную ставку процента, которая снижается, а значит, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается — мультипликатор понижается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать сложно. Поэтому в денежно-кредитной политике нужно различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном — сдерживающей.

      Наравне с пересмотром ставки рефинансирования менялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и средствам банков, притянутым в депозиты в Банк России.

     Депозитные операции центрального банка дозволяют коммерческим банкам получать доход от свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

      Банк России с помощью указанных операций регулирует как краткосрочную ликвидность банков, так и ликвидность в среднесрочном периоде. Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

     Операции центрального банка на открытом рынке в данное время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно- кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

      Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, находящихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, в то же время влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие реализовывается посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, центральный банк понижает цену продажи или повышает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

     Если центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, таким образом, приумножаются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости изменяются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег. 

 

 

1.4 Виды денежно-кредитной  политики

     В тексте: О. И. Лаврушина «Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс» 7  выделяют два вида денежно-кредитной политики. Это политика « дорогих» и «дешевых» денег.

     Политика "дорогих" денег:

     Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

    Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции.

Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

     Позитивные последствия:

  • стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

     Негативные последствия:

  • сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • снижение устойчивости банковской системы;
  • ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

     Политика "дешевых" денег:

     Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

     Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:

  • стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);
  • обеспечение стабильности банковской системы.

    Позитивными последствиями данной политики могут стать:

  • минимизация спада производства;
  • поддержка уровня занятости;
  • стабильность (отчасти временная) банковской системы.

     К ее негативным последствиям можно причислить:

  • сохранение угрозы девальвации рубля;
  • высокие риски ускорения инфляции;
  • консервация структурных диспропорций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности денежно-кредитной политики России

2.1 Центральный  банк и его роль в экономике

     В тексте: А. А. Марченко «Центральный банк и его роль в экономике. Современные аспекты денежно-кредитного регулирования»8 рассматривает денежно-кредитную политику России; функциональную роль Центрального банков в становлении новой отечественной социально-экономической системы; осуществлена попытка анализа проблем, связанных с надзором и регулированием современного финансового рынка.

     Создание центральных  банков и банковских систем  во всех государствах является  необходимым условием экономического  развития. Роль центрального банка  как проводника государственной  денежно-кредитной политики обусловлена  его важным местом в экономике. Им осуществляется эмиссия денег  в стране и организуется денежное  обращение, а также осуществляются  функции государственного регулирования, которые определены с момента  его зарождения как института.

     Исторически  они зарождались как эмиссионные  центры. В дальнейшем центральные  банки приобрели монополию не  только на эмиссию денег, что  явилось первым шагом денежно-кредитной  политики, но и стали носителями, так называемого денежно-кредитного  суверенитета, основными элементами  которого являются дискреционные  полномочия и возможность использования  различных методов и инструментов  денежно-кредитного регулирования.

     При сохранении  денежно-кредитного суверенитета  страна осуществляет независимую  экономическую политику, имея возможность  выбора стратегии и тактики  монетарной политики для своевременного  и гибкого реагирования на  изменения в денежно-кредитной  сфере.

     В странах  с рыночной экономикой объектом  денежно-кредитного регулирования  монетарными властями является  денежная масса, характеризующая  различные компоненты совокупного  платежеспособного спроса. Центральные  банки полностью контролируют  величину денежной базы.

     Центральный  банк РФ сформировался в результате  экономических преобразований. Его  функции как проводника денежно-кредитной  политики с развитием и усложнением  экономических отношений и политической  структуры общества стали разнообразнее: изменяются формы функционирования  банковского сектора; появляются  глобальные геополитические риски; усиливается конкуренция в различных  секторах финансового рынка; создаются  наиболее выгодные для клиентов  условия и пр. В этих условиях  повышается значимость его статуса.

     В пределах  полномочий Банк России относительно  независим в своей деятельности. Именно независимость Центрального  банка является важнейшим условием  проведения той денежно-кредитной  политики, которая адекватна происходящим  экономическим процессам и за  последствия которой он должен  нести полную ответственность.

     Необходимость  независимости Центрального банка  объясняется тем, что именно он  несет ответственность за стабильность  национальной денежной системы.

     Независимость  Банка России в постановке  целей, принятий решений и в  выборе применения тех или  иных инструментов в области  денежно-кредитной политики вызывает  противоречивое толкование. Цели  Правительства и Центрального  банка РФ могут вступать в  противоречие. Например, проявляются  последствия жесткой антиинфляционной  политики в виде социальной  напряженности, и под давлением  Правительства монетарные власти  вынуждены уступать. Закономерное  в своевременных условиях укрепление  рубля приводит к повышению  уровня предпочтения иностранных  товаров, что негативно сказывается  на отечественном товаропроизводителе. Поэтому Банк России вынужден  продолжать осуществление валютных  интервенций в рамках проводимой  Правительством политики, несмотря  на избыточный рост денежной  массы.

     В этой связи  интересно высказывание лауреата  Нобелевской премии по экономике  Роберта Манделла, который связал  уровень инфляции и степень  независимости центрального банка: «Независимый ЦБ не нужен только  в одном случае – когда слабость  экономики предопределяет неограниченное  печатание денег… Независимый  центральный банк будет излишним  при проведении такого рода  политики…Только независимый ЦБ  может предотвратить излишнюю  эмиссию денег, а значит, и инфляцию»9.

     Российское  право четко определило одну  из целей деятельности Банка  России – поддержание стабильности  национальной банковской системы  и защита интересов кредиторов  и вкладчиков. Во исполнение этой  цели он реализует функции  банковского регулирования и  надзора, что выражается, прежде  всего, в создании институциональных  и правовых основ банковской  деятельности.

     В отечественной  политической и экономической  среде периодически выдвигаются  разнообразные проекты реформирования  институциональных основ деятельности  ЦБ РФ. Наибольшее развитие получила  идея по созданию единого мегарегулятора  финансовых рынков, в основе идеи  которого лежит потребность в  обобщенной оценке экономического  положения финансовой организации, а также предотвращение аккумуляции  рисков в целом по группе.

Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики России