Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инфляции как проявления макроэкономической нестабильности, механизмов развития инфляционных процессов в экономике.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие основные задачи:
раскрыть сущность и причины инфляции;
охарактеризовать типы и виды инфляции, а так же методы измерения инфляционных процессов;
рассмотреть модели процесса развития инфляции, её последствия и издержки;
определить особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......... 3
1. ИНФЛЯЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ……………………………………………………………. 5
1.1. Сущность и причины инфляции..…………..…………………………………….. 5
1.2. Типы и виды инфляции …………………...……………………………………… 7
1.3. Методы измерения инфляционных процессов …..…………………………… 10
2. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………... 13
2.1. Модели процесса развития инфляции…………………………………………… 13
2.2. Инфляционные ожидания, их виды и влияние на темпы инфляции………….. 16
2.3. Последствия и издержки инфляции……………………………………………… 23
3. ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………. 37
- на доходы от продажи ценных бумаг (сapital gains), которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой ценная бумага продана человеком, и более низкой ценой, по которой она была им ранее куплена. Эта разница является объектом налогообложения. Например, человек покупает облигацию за $20, а продает ее за $50. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не $30 ($50 – $20), а только $10, так как он должен был бы продать облигацию за $40 ($20 × 2), чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, с учетом падения вдвое покупательной способности денег. Причем он должен заплатить налог не с $10 ($50 - $40), а с $30 номинального дохода, потому что шкала налогообложения применяется к номинальным доходам и не учитывает инфляцию. В результате человек после выплаты налога не получит даже $10 реального дохода;
- на номинальную ставку процента, которая облагается налогом даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет позже) просто компенсирует инфляцию. Так, если человек дает кредит, например $100 и хочет получить реально 5% годовых ($5), то ожидая инфляцию на уровне 10%, он должен назначить номинальную ставку процента, равную 15%, чтобы получить в конце года $115, из которых его номинальный доход составит $15 (из них $10 скомпенсируют инфляцию, т.е. падение на 10% покупательной способности денег и $5 должен был бы составить его реальный доход. Однако правительство берет налог (фиксированный процент) с величины номинального дохода, т.е. с $15. В результате после выплаты налога, реальный доход человека будет меньше $5. Причем, чем выше уровень инфляции, тем меньше величина реального дохода, остающегося после выплаты налога. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоги растут. Поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает, а реальный доход после выплаты налога уменьшается, что снижает стимул к сбережениям.
Издержки
инфляции существуют
даже, если инфляция
стабильна и предсказуема.[11, стр.5]
3. ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития. Если в 2001 году уровень инфляции по индексу потребительских цен составлял 146,1 %, то в 2006-м -6,6 % .
Последовательное снижение уровня инфляции в эти годы было обусловлено принятием ряда мер в области денежно-кредитной, валютной и ценовой политики:
- формированием организационных и институциональных основ, позволяющих стабилизировать инфляционные процессы в Беларуси.
Однако в 2007 году в связи с резким удорожанием завозимых в республику топливно-энергетических ресурсов, ростом цен на продовольствие не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции, особенно в последние месяцы года. Если в течение 9 месяцев минувшего года инфляция находилась в рамках прогнозного значения - 5,4 %, то за октябрь - декабрь этот показатель составил 6,4 %, а в целом за год - 12,1 %. Основной инфляционный прирост произошел за счет продовольственных товаров - цены на них возросли на 15,9 %, что было обусловлено необходимостью принятия решений по повышению цен в целях компенсации удорожания используемых в сельскохозяйственном производстве материальных ресурсов, а также с учетом конъюнктуры внешнего рынка. Только в четвертом квартале 2007 года темп роста цен на продовольствие составил 109,1 %, в то время как за предыдущие девять месяцев они увеличились на 6,3 %.
Не оказало компенсационного влияния сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию - оно было непродолжительным и незначительным. На фрукты цены снизились лишь в августе, в остальные месяцы года они росли и к концу 2007 года увеличились на 36,8 %. На овощи цены снижались на протяжении июня - августа, затем произошло резкое подорожание в сентябре - декабре (за четыре месяца темп роста составил 196 %), и в итоге за год цены на овощи увеличились на 18,5 %.
В текущем потреблении населения молочные продукты и масло животное занимают 5,4 %, поэтому рост цен по этим позициям оказывает воздействие на индекс цен на продовольственные товары в целом. Именно на эти продукты в 2007 году наблюдался самый высокий рост цен: молоко и молочные продукты -128 %; сыр твердый - 123,3 %; масло животное - 123,8 %. Основной прирост пришелся на осенние месяцы года, когда интенсивно повышались закупочные цены на молоко.
Значительный рост цен в прошедшем году зафиксирован и на масло растительное - 172,9 %. Поскольку Беларусь импортирует этот продукт, то рост цен по этой позиции связан прежде всего с внешними факторами. Что касается влияния цен импорта продуктов питания в целом на рост внутренних цен на продовольствие, то его можно определить как стимулирующее инфляционные процессы.
Таким образом, удорожание продовольственных товаров в республике происходило под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним следует отнести общую тенденцию повышения мировых цен на энергоресурсы и продовольствие, а также неурожай некоторых сельхозкультур в странах, откуда традиционно импортируется в Беларусь данная сельхозпродукция. Внутренними факторами, оказавшими влияние на ценовую ситуацию на рынке продовольствия, являются, во-первых, относительное снижение темпов роста объемов производства животноводческой продукции. Во-вторых, сдерживанием цен на сельхозпродукцию и на продовольственном рынке в предыдущие периоды были нарушены внутренние и внешние ценовые пропорции, в результате чего необходимо было приводить их в соответствие путем значительной корректировки цен производителей сельхозпродукции и цен на продовольственные товары.
Тарифы на платные услуги населению в 2007 году увеличивались темпами меньшими, чем индекс потребительских цен, хотя в предыдущие годы тенденция была обратная. Более всего в истекшем году увеличились тарифы на городской пассажирский транспорт - 119,5 %; санаторно-оздоровительные услуги - 118,7; химическую чистку одежды - 115,2; оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства- 114,7 %.
Рост тарифов на платные услуги населению находится в высокой степени зависимости от оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Поэтому от того, насколько обоснованно будут формироваться тарифы на услуги ЖКХ, во многом зависит динамика тарифов на платные услуги населению в целом. Это важно, поскольку на основании расчетных тарифов на очередной финансовый год определяются бюджетные дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства.
Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проводимая при существующем ограничении роста тарифов (5 долларов в год), не способствует развитию этой определяющей в социальной сфере отрасли. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 4 «Об установлении для населения платы за техническое обслуживание жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги» были установлены цены и тарифы на услуги ЖКХ, которые оставались неизменными в течение года. Это создало ситуацию, когда при росте фактических затрат на производство и реализацию данного вида услуг уровень возмещения затрат средневзвешенными тарифами снизился. Если в 2006 году этот показатель составлял 40,8 %, то в 2007 году-32,7%.
В свою очередь цены на непродовольственные товары по сравнению с другими составляющими потребительской корзины увеличивались в течение минувшего года в соответствии с прогнозными на 0,5 % в месяц. Традиционно самыми высокими темпами росли за год цены на бензин – 120,0 %, существенно подорожали моющие средства, печатные издания, строительные материалы - на 111,8 %, 110,7 % и 107,8 % соответственно. А цены на такие стройматериалы, как кирпич, шифер, цемент, за год увеличились на 16,8 %, 23,6 % и 32,4 %. Рост цен на основные стройматериалы определяется как постоянно увеличивающимся спросом, так и недостатком предложения по данным позициям со стороны предприятий строительной индустрии.
В 2008 году тенденция роста цен сохранилась. В январе - апреле текущего года индекс потребительских цен на товары и услуги по сравнению с декабрем 2007 года составил 105,3 %: из них на продовольственные товары -105,1 %, на непродовольственные товары - 102,1 %, на платные услуги - 110,0 %. Из продовольственных товаров наибольший рост цен в 2008 году произошел на фрукты и овощи (121,7 %), что во многом объясняется сезонными колебаниями цен на данные продукты. Значительно подорожали в январе - апреле масло растительное (на 109,3 %), макаронные изделия (110,2 %), крупы и бобовые (108 %). Данная продукция в значительных объемах импортируется в Беларусь, поэтому ее удорожание вызвано ростом цен на нее на мировых рынках.
Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь