Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, можно обозначить цель исследования – определение основных направлений формирования и распределения доходов населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику доходов населения, рассмотреть их классификацию;
Изучить структуру баланса денежных доходов населения;
Выяснить проблемы распределения доходов в обществе;

Файлы: 1 файл

Формирование_и_распределение_доходов.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Адаптация - это повышение фиксированных выплат (пенсий, стипендий, пособий) по мере роста стоимости жизни.

Индексация доходов - это автоматическая корректировка номинальных доходов в связи с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В Республике Беларусь такая индексация доходов производится согласно закону об индексации доходов с учетом инфляции.

 

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Повышение общественного  благосостояния как главный вектор социально-экономического развития белорусского государства

 

Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии.

Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности [8, c. 141].

В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике (10 раз).

Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5–7 раз, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза.

В 1990-е – начале 2000-х годов первостепенной задачей политики доходов было преодоление малообеспеченности в стране. Для ее решения государство осознанно шло на форсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростом производства.

Так, при росте в 2001–2008 гг. валового внутреннего продукта в 1,9 раза реальные денежные доходы населения возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата – в 2,9, реальный размер пенсии – в 2,7 раза.

За аналогичный период реальные денежные доходы граждан в России выросли в 2,1 раза, в Казахстане – в 2,3, в Украине – в 3 раза.

Высокие темпы роста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м – только 6,1%.

В последние годы повышение денежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности. Это вызвано как достижением качественно нового уровня личных доходов граждан, так и необходимостью обеспечения стабильного развития национальной экономики в перспективе.

В 2008 году денежные доходы населения республики возросли на 29,4% при росте потребительских цен на товары и услуги на 14,8%. В результате реальные доходы граждан (т. е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 12,7%. В расчете на душу населения денежные доходы составили 657 тыс. руб. в месяц [10, c. 30].

В 2008 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли: в Азербайджане – на 17,5%, России – на 2,7%, в Украине – на 10,3%.

Снижение темпов роста денежных доходов населения, в том числе и заработной платы, является общемировой тенденцией. Так, по данным Международной организации труда, в мире в период с 2001 по 2007 год увеличение реальной средней заработной платы составляло не более 1,9% в год. При этом в развитых странах заработная плата возрастала в среднем на 0,9% в год, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна – на 0,3%, Азии – на 1,7%.

 

2.2 Основные направления  политики доходов населения в  Республике Беларусь

 

В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:

  1. создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  2. обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Главная составляющая доходов населения – заработная плата.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда [8, c. 143].

При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.

Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

В 2008 году среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре она достигла 1 млн. руб.

Реальная заработная плата выросла на 9,9% (при прогнозе 8,5%).

В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда – в г. Минске (1 178 тыс. руб.), самый низкий – в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795 тыс. руб.) областях.

Среди отраслей экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельском хозяйстве (147,5%), строительстве (142,8%), торговле и общественном питании (131,6%), промышленности (130,9%). В меньшей степени зарплата выросла в сфере образования (104,;%), социальном обеспечении (109,0%), здравоохранении (110,4%) [10, c. 32].

Опережающему повышению заработной платы в сельском хозяйстве способствовала реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг.

В результате несколько сократилась разница в оплате труда по отраслям. Вместе с тем лидерами по размеру заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкие заработки сохраняются в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании.

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.

Следует отметить, что в республике в 2000-е годы рост минимальной заработной платы значительно опережал рост средней заработной платы. Это преследовало цель максимально подтянуть заработки низкооплачиваемых работников [12, c. 643].

В странах СНГ в декабре 2008 г. размер минимальной заработной платы в долларовом эквиваленте составлял: в Беларуси – 97 долл., Азербайджане – 91, Армении – 82, Казахстане – 100, Молдове – 39, России – 83, Украине – 90 долл.

Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции.

Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).

В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.

На выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.

В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.

Так, в 2008 году в связи с ростом средней заработной платы дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).

Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.

В связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.

Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.

В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:

  • введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;
  • в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;
  • принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

В Беларуси обеспечивается своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий.

В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми:

  • пособия в связи с рождением и воспитанием детей;
  • льготы на питание;
  • материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).

В 2008 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен с 60 до 80% бюджета прожиточного минимума, или на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет вырос на 18%.

Значительное внимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.

В 2008 году в районе этот вид помощи получили 563 ребенка на сумму 320,9 млн. рублей.

В прошлом году право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).

Материальная поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий. В течение 2008 года их размеры пересматривались дважды.

В настоящее время в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 98 тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования – от 82 тыс. до 131 тыс. руб.

Размер социальной стипендии студентов вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся ссузов и учреждений профтехобразования – 63 тыс. руб.

Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан.

Информация о работе Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения