Основные направления социальной политики государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – изучить основные направления социальной политики государства в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить некоторые задачи, состоящие в следующем:
показать сущность социальной политики государства, ее основные задачи и функции;
описать социальные проблемы современной России;
определить основные направления и перспективы развития социальной политики в РФ;

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1. Социальная политика государства…………………………………………...5
1.1. Сущность, принципы социальной политики, ее основные задачи и функции…………………………………………………………………....5
2. Социальная политика государства в современной России………………..13
2.1. Институты социальной политики в России……………………………13
2.2. Проблемы социальной сферы…………………………………………..15
2.3. Основные направления, задачи и цели социальной политики России…………………………………………………………………….16
2.4. Статистика основных социальных показателей…………………….....20
2.4.1. Демографическая ситуация………………………………….…….20
2.4.2. Уровень жизни…..………………………………………………….22
2.4.3. Занятость и безработица…….……………………………………..23
2.4.4. Показатели жилищных условий населения………………………32
2.5. Оценка основных направлений государственной социальной политики………………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 180.10 Кб (Скачать)
      1. Занятость и безработица
 

           Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю октября 2011 года.

     Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2011г. составила 75,6 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

           В численности экономически активного населения 70,8 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (рисунок 6). 

      Рисунок 6

            Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в октябре 2011г. составил 6,4% (без исключения сезонного фактора) (рисунок 7). 

      Рисунок 7

          Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в октябре 2011г. составил 63,9% (таблица 7).

Таблица 7 – Экономическая активность населения

  III квартал 2011г. Август Сентябрь Октябрь Октябрь к сентябрю 2011г. (+,-)
Тыс.человек          
Экономически  активное  
население в возрасте  
15-72 лет (рабочая сила)
76636 76685 76580 75633 -947
Занятые (2) 71869 72013 71965 70828 -1137
безработные 4767 4672 4615 4805 190
В процентах

Уровень экономической  
активности (экономически  
активное население к  
численности населения  
в возрасте 15-72 лет)

 
69,1
 
69,2
 
69,1
 
69,2
 
-0,9
Уровень занятости  
(занятые к численности  
населения в возрасте  
15-72 лет)
 
64,8
 
65,0
 
64,9
 
63,9
 
-1,0
Уровень безработицы  
(безработные к численности  
экономически активного  
населения)
 
6,2
 
6,1
 
6,0
 
6,4
 
0,4
(2) С учетом лиц, отнесенных к занятым на основе ответов на дополнительные уточняющие вопросы, введенные в анкету обследования, начиная с 2011 года. В октябре 2011г. в численность занятого населения дополнительно были включены 284 тыс.человек (из них 74 тыс.человек без учета дополнительных вопросов были бы классифицированы как безработные, а 210 тыс.человек - как экономически неактивные).

 

         По сравнению с сентябрем 2011г. численность занятого населения уменьшилась на 1137 тыс. человек, или на 1,6%, численность безработных за этот период увеличилась на 190 тыс. человек, или на 4,1%. По сравнению с октябрем 2010г. численность занятого населения выросла на 63 тыс. человек, или на 0,1%, численность безработных сократилась на 232 тыс. человек, или на 4,5% (в сопоставимой методологии).

       Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,0 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце октября 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1216 тыс. человек.

       Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в октябре, 67,9% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2011г. составила 27,5%, среди безработных женщин - 37,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных (рисунок 8). 

Рисунок 8 

Возрастной  состав безработных.

Средний возраст безработных в октябре 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет  составляет среди безработных 26,6% (в  сентябре 2011г. - 26,1%), в том числе  в возрасте 15-19 лет - 5,8%, 20-24 лет - 20,8%. Высокий уровень безработицы  отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,6%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению  с сентябрем 2011г. уровень безработицы  в возрасте 15-19 лет увеличился на 8,5 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,7 процентного пункта (рисунок 9). 

Рисунок 9 

          В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2011г. составил 14,8%, в том числе среди городского населения - 13,6%, среди сельского населения - 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,3 раза (рисунок 9). 

Продолжительность поиска работы.

 Среди безработных  34,5% составляют лица, срок пребывания  которых в состоянии поиска  работы (безработицы) не превышает  3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,0% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34,9%, среди городских - 27,2%. 

Наличие опыта  работы.

В численности  безработных 25,5% составляют лица, не имеющие  опыта трудовой деятельности. В октябре 2011г. их численность по сравнению  с сентябрем практически не изменилась и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,0% составляет молодежь до 20 лет, 46,5% - от 20 до 24 лет, 19,2% - от 25 до 29 лет.

В октябре 2011г. среди  безработных доля лиц, оставивших прежнее  место работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 23,8%. 

      1. Показатели  жилищных условий населения
  1. Жилищное строительство.

  В 2010г. на территории Российской Федерации за счет всех источников финансирования построено 716,9 тыс. новых благоустроенных квартир общей площадью 58,4 млн.кв. метров (рисунок 10).

      Объемы ввода жилья в течение 2006-2008гг. ежегодно возрастали, с 2009г. было отмечено снижение ввода общей площади жилья по сравнению с предыдущим годом на 6,5%, а в 2010г. на 2,4% (рисунок 10).

      В 2010г. на территории 4 субъектов Российской Федерации более, чем на четверть по сравнению с 2009г., возрос объем сданного в эксплуатацию жилья, из них в Приморском крае - в 1,3 раза, Чеченской Республике - в 1,5 раза, Республике Ингушетия - в 4,2 раза. Высокие темпы жилищного строительства в 2010г. сложились в Мурманской области при небольших размерах введенной площади, не превышающей 30,0 тыс.кв. метров.

       По сравнению с 2009г. произошло значительное снижение объемов жилищного строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра - на 31,8%, Республики Коми - на 33,2%, Москвы - на 34,6%, Курганской области - на 44,7%, Чукотского автономного округа - на 93,4%.

Наибольшие  объемы ввода жилья в расчете  на 1 человека в 2010г. отмечены в Московской области - 1,1 кв. метра общей площади, что почти в 3 раза превышает этот показатель, сложившийся в среднем по России (0,4 кв.метра), в Ненецком автономном округе - 1,0 кв.метра, Краснодарском крае, Чувашской Республике, Белгородской области - по 0,7 кв.метра, Ленинградской, Липецкой и Калининградской областях - по 0,6 кв.метра. В десятку лидеров по этому показателю в 2010г. также попали Республика Татарстан, Тюменская область и Санкт-Петербург. 

                                           Рисунок 10

          В то же время в Чукотском автономном округе в 2010г. объем ввода жилья составил всего лишь 0,01 кв. метра на одного человека, Мурманской области - 0,03 кв. метра, Чеченской Республике и Республике Коми - по 0,09 кв. метра на человека, Магаданской области - 0,10 кв. метра на человека.

          Индикатором, характеризующим строительную активность на рынке жилья, является отношение годового объема ввода жилья к общей площади жилищного фонда. Национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусмотрено к концу 2010г. довести его значение в среднем по Российской Федерации до 2,5%, однако в 2010г. годовой объем ввода жилья не превысил в Российской Федерации 1,8% от общей площади жилищного фонда. В субъектах Российской Федерации этот показатель варьировался от 0,02% до 4,1%. Наибольшее его значение (свыше 2,5%) отмечалось в Республике Ингушетия, Чувашской Республике, Краснодарском крае, Белгородской, Московской, Тюменской областях, Ненецком автономном округе.

           В общем вводе жилья в 2010г. 43,7% приходилось на индивидуальное жилищное строительство. За год было введено 25,5 млн.кв.метров общей площади индивидуальных жилых домов, из которых 11,3 млн.кв.метров (44,4%) оборудовано одновременно водопроводом, канализацией, отоплением и горячим водоснабжением. Почти 71% индивидуальных домов имеют водопровод и 66% канализацию. Вместе с тем, 13% вновь введенных индивидуальных жилых домов не оборудовано ни одним из видов коммунального обслуживания.

          В 2010г. высокую долю введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов в общей площади ввода жилья имели Республика Дагестан (89%), Кабардино-Балкарская Республика (86%), Республика Тыва и Карачаево-Черкесская Республика (по 80%), Белгородская область (78%), Ростовская область (74%), Республика Бурятия (73%), Республика Башкортостан (72%).

         Именно малоэтажные жилые дома, построенные при одновременной государственной поддержке, позволят повысить их доступность для большинства населения, поскольку стоимость строительства этих домов для индивидуального застройщика, по оценке Института экономики ЖКХ, как минимум, на 50% ниже цены квартиры в многоквартирных домах. 

  1. Капитальный ремонт и реконструкции.

    На  начало 2010г. в капитальном ремонте  нуждалось около 284,4 тыс. многоквартирных  жилых домов (8,9% от их общего числа). В течение 2010г. капитальный ремонт проведен в 54,0 тыс. из них, что составляет 19,0% от потребности. Ремонт многоквартирных  домов осуществлялся при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ с использованием средств  региональных и местных бюджетов, а также средств собственников жилых помещений (рисунок 11). 

                                                 Рисунок 11 

    1. Оценка  основных направлений государственной  социальной политики
 

     Анализируя  основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, сталкиваешься  с множеством мнений, зачастую полярных по своему содержанию. Количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлена общественная точка зрения (результаты опросов населения, которая, по моему мнению, наилучшим образом дает представление о проводимой государственной социальной политике.

     Итак, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно  проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение А):

  • в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70% респондентов). И это неудивительно, ведь инфляция в Росси по-прежнему находится на высоком уровне (6,3%);
  • проблема роста безработицы, по сравнению с 2005 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56% опрошенных в июне 2010 г. против 25% в 2009 г.).
  • проблема бедности в июне 2010 г., волнует меньшее количество людей, чем это было в 2006 г.

     Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:

Информация о работе Основные направления социальной политики государства в современной России