Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:53, контрольная работа
Признаки общественного блага.
Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:
признак неисключения— практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага.
признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим.
признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы
Задание 1. Теоретический вопрос.
Признаки общественного блага. Частные и общественные блага.
Спрос на общественные блага и их эффективное предложение.
Проблема «безбилетника». Анализ «затраты-выгоды» при предложении
общественных благ. Предложение общественных благ через
политические институты. Парадокс коллективного выбора…………………..3
Задание 2. Тесты………………………………………………………………….18
Задание 3. Задача…………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………………19
В соответствии с условием Парето-эффективный объем озеленения составляет Q* деревьев. Чтобы узнать, сколько деревьев будет посажено по решению большинства, нужно учесть, что каждый голосующий сравнивает свою цену спроса на дополнительное дерево с возложенными на него расходами /1/3. Проведя на рис.1 прямую h/3, узнаем, что за Q1 деревьев проголосует только житель I; за Q2 — двое: II и III; за Q3 — только житель III. Следовательно, при принятии решения по большинству голосов будет посажено Q2 < Q*. При убывающей у всех индивидов функции цены спроса на общественное благо объем его производства, определенный на основе простого большинства голосов, совпадает с тем объемом, за который высказывается «медианный» член общества. Такой титул получает индивид, который выбрал такой объем общественного блага, что число членов общества, выбравших меньший объем, равно числу членов общества, выбравших больший объем. «Медианного» индивида поддержат те, кто желает больший объем производства общественного блага, и его предложение пройдет по большинству голосов. Поэтому выбор демократического общества, основанный на простом большинстве голосов, есть выбор «медианного» члена общества. Совпадает ли оптимум для «медианного» индивида с оптимумом для общества в целом, зависит как от отношения его доли выигрыша от производства общественного блага к доли приходящихся из-за этого на него затрат, так и от степени дифференциации доходов, определяющей индивидуальную функцию цены спроса. В большинстве случаев, как и в нашем примере с озеленением двора, оптимум для «медианного» индивида не совпадает с оптимумом для общества.
Парето-эффективный
объем озеленения был бы достигнут
при введении дифференцированной оплаты
посаженных деревьев в соответствии с
индивидуальными ценами спроса. Так, если
житель II за каждое дерево будет платить
P2, а житель Ш — P3, то
можно посадить оптимальный объем деревьев
без участия в расходах жителя I. Но такой
способ распределения расходов приведет
к тому, что индивиды будут скрывать свои
истинные предпочтения с целью «проехать
зайцем», и в результате нельзя будет выявить
Парето-эффективную аллокацию.
Анализ «затраты-выгоды» при предложении общественных благ.
Это прикладная часть теории благосостояния.
Здесь модель экономики представлена в виде уравнений, связанных эндогенными и экзогенными переменными:
- эндогенные: полезности индивидов, занятость, цены, объёмы выпуска, цены факторов, ставки зарплаты;
-
экзогенные: мировые цены, тарифы
и квоты (экспортные и
Здесь принимается целевая функция – функция общественного благосостояния (в каком-то виде, часто – Бергсона, Неша, зависящая от полезности населения). Кроме этого, в целевую функцию может входить цена хлеба, баланс добычи нефти в стране.
Вводится понятие проекта. Проект – изменение государственного предложения товаров и факторных услуг (мероприятия, подлежащие оценке, например, налоги 100 чел/час рабочих шли для постройки дороги из А в Б).
Политика – некоторая функция, которая явно или неявно связывает переменные, подконтрольные государству (тарифы, квоты, налоги), с избыточным предложением товаров и услуг.
Осуществимая и неосуществимая политика. Неосуществимая – нарушающая балансовые тождества, например, расходы больше доходов. Если существует несколько осуществимых политик, государство будет выбирать наилучшую политику (максимизирующую целевую функцию).
Неявная ценность проекта – вклад проекта в благосостояние индивидов в целевую функцию.
Проекты бывают большие и малые. В случае малых проектов: неявная цена товаров и факторных услуг – вклад единицы товара или факторной услуги в функцию благосостояния.
-
сумма вкладов отдельных
-
конечное изменении целевой
Предельная общественная ценность параметров (аналог неявной функции) – относится к экзогенно заданным параметрам.
Вклад
эндогенных элементов на целевую
функцию.
Проблема безбилетника
Потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации—большая редкость.
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem).
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.
По сути рынок не способен производить общественные блага, то есть товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Ввиду неспособности рынка производить общественные блага эта функция возлагается на государство. Оно обеспечивает их производство, как правило, мобилизуя средства потенциальных потребителей посредством системы налогообложения. Внутренне присущее общественным благам свойство неисключаемости, состоящее в том, что потребитель не может быть исключен их потребления общественного блага в силу его природы, дает возможность пользоваться им независимо от участия в формировании фондов денежных средств для их производства.
Это создает так называемую «проблему безбилетника», или фрирайдера - незаконного и бесплатного пользователя общественными благами. В реальной экономической практике данная проблема принимает форму уклонения от уплаты налогов и других обязательных сборов. Существует также проблема, связанная с невозможностью дифференцировать налоговое бремя в соответствии с индивидуальным спросом на общественные блага. Одна из причин этого - невозможность выявления истинных предпочтений в связи с их сокрытием, цель которого минимизировать платежи на производство общественного блага и присваивать эффект в качестве "безбилетника". Несоответствие налоговой нагрузки индивидуальному спросу на общественные блага также может стать причиной уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей.
Так, торговцы, потерпевшие от экономических преступлений, перекладывают потери на покупателей, страховщики - на страхователей, кредитные организации на заемщиков и вкладчиков, государство - на налогоплательщиков и потребителей трансфертов, общественных благ. Неплатежи бюджету превратились в эффективное средство переноса бремени кредиторской задолженности и нехватки оборотных средств лоббирующих групп специальных интересов реального сектора на общество.
Ущерб
от деятельности компактной группы специальных
интересов, добившихся существенных льгот
за счет государственного бюджета, будет
практически неощутим для каждого
отдельного налогоплательщика или
получателя бюджетных ресурсов. Значительный
ущерб, нанесенный торговой организации,
может выразиться в весьма незначительной
наценке к цене товара. Потребитель может
совершенно не придать значения этому
небольшому изменению цены.
Предложение общественных благ через политические институты.
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения тех задач, с которыми рыночный механизм успешно справиться не может. Это касается правового обеспечения функционирования рыночного механизма. Государство разрабатывает законы:
1.
по защите прав собственности,
в том числе и
2.по деятельности банковской системы и других форм предпринимательства;
3.
по организации в стране
4. по ограничению в стране монопольной власти;
5.
по защите прав потребителей
на приобретение ими
Механизм рынка нацелен только на удовлетворение тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах. Рынок пройдет мимо таких потребностей (оборона и охрана общественного порядка; государственное управление; единая экономическая система; дороги; дорожная разметка и знаки; социальная сфера и т.д.).
Напомним, что исключаемые общественные блага одновременно являются и исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко ограничить. Следовательно, несмотря на то, что их потребление происходит коллективно, проблема «безбилетника» в таких случаях не возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могут производиться и нередко действительно производятся в частном порядке, не прибегая к привлечению государственных институтов. Типичным примером рыночного обеспечения исключаемыми общественными благами является шоу-бизнес, процветающий во многих странах.
Существует достаточно много
благ, имеющих некоторые
характеристики общественных. Степень
неконкурентности их
Такие блага называют условными общественными благами. В определенных случаях они также могут приобретать необходимую степень исключаемости для того, чтобы их производство и продажа стали возможными для рыночного сектора экономики.
Например, некоторые из условных общественных благ становятся конкурентными в потреблении при достижении определенного уровня объема таких благ, приходящегося на одного потребителя, или, что то же самое, при превышении количеством потребителей данного объема таких благ определенной пограничной величины, или величины перегрузки. После этого предельные издержки, приходящиеся на каждого следующего потребителя данного объема блага, становятся выше нуля. При этом предельная выгода для каждого следующего потребителя начинает снижаться. Если такие блага начинают обладать достаточной исключаемостью для установления цен на них, уровень цены может быть использован для регулирования количества потребителей такого перегружаемого общественного блага. Типичный пример таких благ — общественные помещения: библиотечные, лекционные и т.д. Они используются без проблем при количестве потребителей (читателей, слушателей и т. д.), не превышающем их нормальную вместимость, которая и является величиной перегрузки. Дорожное движение также сильно осложняется после достижения определенного числа одновременно проезжающих по данной дороге автомобилей вплоть до возникновения «пробок».