Общее равновесие и экономика благосостояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Как известно экономическая деятельность людей состоит в производстве и рациональном использовании различных благ, необходимых для полного удовлетворения своих потребностей. Результативность этой деятельности определяется двумя параметрами, во-первых, количеством и качеством имеющихся факторов производства — труда, производственных фондов, технических знаний, природных ресурсов, во-вторых — общественным разделение труда.

Оглавление

Введение
1. Экономическое равновесие
1.1 Общее экономическое равновесие
1.2 Модель Вальраса
2. Экономика благосостояния
3. Экономические концепции западных теорий благосостояния
4. Динамика благосостояния населения России в период с 1989 по 2009 г.г.
Заключение
Приложение 1 .
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.Эконом теория.docx

— 232.03 Кб (Скачать)

     В 1920 году появился другой критерий оценки благосостояния. Именно тогда вышла  работа английского экономиста Артура Пигу «Экономика благосостояния». Критерием  оценки общественного благосостояния является национальный доход, рассматриваемый  как множество материальных благ и услуг, покупаемых за деньги.

     В понятие индивидуального благосостояния А. Пигу, помимо наибольшей полезности от потребления включал показатели качества жизни (безопасность, условия  отдыха, жилищные условия, окружающую среду). Другим фактором, влияющим на благосостояние, Пигу называл распределение дохода. Автор выдвигал мысль о том, что  передача части дохода от богатых  к бедным увеличивает общенародное благосостояние.

     Видя  проблему расточительства при использовании  природных ресурсов, А. Пигу пришел к выводу о том, что свободный  рынок порождает конфликты между  частными и общественными интересами. Поэтому государство должно осуществлять меры по защите интересов будущих  поколений. Экономист определил  две формы государственного регулирования: прямая — контроль за ценами и объемами выпуска продукции(эта форма применима  при чрезмерной монополизации рынка), и косвенная - в виде налогов и  субсидий.

     В 30-е годы Н. Калдор и дж. Хикс выдвинули  другой критерий: благосостояние повышается, если те, кто выигрывает, оценивают  свои доходы выше убытков потерпевших. Согласно этому критерию компенсационные  платежи возможны, но не обязательны.

     Т. Ситовски обратил внимание на внутреннюю противоречивость критерия Калдора-Хикса. (Рис 2.1.5) 

     

 

      Движение их точки А в точку  В улучшает благосостояние, так как  точка А лежит внутри кривой потребительских  возможностей SS', которой принадлежит точка В. Однако и движение из точки В в точку А также является эффективным, так как точка В лежит внутри кривой потребительских возможностей ТТ’, которая проходит через точку А. Таким образом, если кривые потребительских потребностей пересекаются, то критерий Калдора-Хикса дает неопределенные результаты. Поэтому, Т. Ситовски предложил двойной критерий: во-первых, надо убедится, что движение из первой точки во вторую улучшает положение согласно критерию Калдора-Хикса; во-вторых, надо проверить, что обратное движение из второй точки в первую не улучшает положение. Лишь тогда, когда соблюдаются оба условия, благосостояние повышается.

     Однако  критерий Т. Ситовски не снимает проблему. Дело в том, что стремление привести разнокачественные полезности к  единой денежной базе имеет свои границы. Как известно, ценность одной и  той же суммы различна для бедного  и богатого. Поэтому проблема разработки системы ценностей по-прежнему актуальна. На это обратил внимание А. Бергсон. Он исходил из того, что такая  система должна быть разработана  экономистами, законодательными или  исполнительными органами. Создание такой системы означало бы посторенние  карты кривых безразличия, которая  отражала бы функцию общественного  благосостояния. (Рис.2.2.6) Но, критерий Бергсона не обладает необходимым набором инструментов для построения функции общественного благосостояния, а без него - атрибутами, необходимыми для его практического внедрения в жизнь.  

 

      3. Экономические  концепции западных  теорий благосостояния 

     Западная  теория благосостояния индивида и общества прошла ряд этапов. На первом этапе  А. Смит сформулировал зависимость  общественного благосостояния от:

     1) количества годового продукта  труда и числа потребителей;

     2) достигнутого в обществе соответствия  потребления годового продукта  нуждам потребителей.

     В общем виде можно сказать, что  А. Смит поставил благосостояние в зависимость  от производительности общественного  труда и его пропорциональности потребностям. Если А. Смит и его  последователи концентрировали  внимание на общественном благосостоянии, то неоклассическая теория (Л. Вальрас, К. Менгер, У. Джевонс и др.) поставила  во главу угла индивидуальное благосостояние, которое определяется двумя рядами обстоятельств предпочтениями индивида и наличием условий для осуществления  рационального выбора (при использовании  ресурсов в сфере производства и  потребительских благ в сфере  потребления). В начале ХХ в. В. Парето сформулировал принцип, согласно которому максимум благосостояния достигается  при оптимальном размещении ресурсов, когда любое их перераспределение  не увеличивает полезности в обществе.

     Согласно  указанному подходу австрийской  и математической школ повышение  благосостояния достигается через  совершенствование механизма конкурентного  рынка. Однако другие представители  неоклассического направления показали недостаточность такого подхода  из-за “провалов рынка”. Согласно последователю  А. Маршалла Пигу, оптимум благосостояния достижим лишь при государственном  воздействии на использование ресурсов и на распределение доходов (поскольку  выравнивание доходов максимизирует  сумму полезностей в обществе).

     Известный английский институционалист Дж.А. Гобсон во главу угла ставил индивидуальное благосостояние, определяя его критерии с точки зрения индивидуального  здоровья, предполагающего гармонию физической и умственной деятельности. Обеспечение общественного благосостояния он возлагал на государство.

     В еще большей мере воздействие  государства на индивидуальное и  общественное благосостояние подчеркивает теория Дж.М. Кейнса. Государство, влияя  своей политикой на уровень занятости  ресурсов и национального дохода, определяет тем самым и уровень  благосостояния. Кейнсианство в определенном смысле вернулось к анализу благосостояния с общественных позиций, что было характерно для А. Смита. Это выдвинуло  на авансцену проблему соотношения  индивидуального и общественного  благосостояния, которая разрабатывалась  видными западными экономистами А. Бергсоном, лауреатами Нобелевской  премии К. Эрроу, П.Самуэльсоном.

     По  мнению К. Эрроу, принятие общественного  решения требует постоянства  системы предпочтений, предполагает выбор между известными обществу альтернативами. Одно из этих условий  всегда нарушается (например, при решении  вопроса голосованием). Эрроу отметил, что поскольку в обществе существует столкновение интересов, решение вопросов теории экономического благосостояния можно искать с помощью теории игр. другой подход к теории благосостояния - это подход П.Самуэльсона, а также  Бергсона и Ланге.

     А. Бергсон в 1938 г. разработал функцию  всеобщего благосостояния придерживаясь, в отличие от своих предшественников, оценочных суждений, которые, по его  мнению, могут формулироваться высшим авторитетным органом. С помощью  этой функции можно оценить предложения  об экономической политике. Концепция  общественного благосостояния Бергсона названа ординалистской.

     Теоремы общего благосостояния П. Самуэльсона  основаны на работе А. Бергсона. По мнению Самуэльсона, из функции полезности нельзя вывести индекс цен на потребительские  товары, так как одинаковая эластичность спроса от доходов маловероятна. Функция  благосостояния не указывала на обязательность выбора одного из возможных состояний  общества, но показывала предпочтительность одной ситуации из нескольких. Благосостояние рассматривалось как максимизация соотношений “затраты - выпуск”. Так  как функция благосостояния Самуэльсона  показывала возможность сравнения  полезности благ для разных потребителей, она противоречила мнению других теоретиков, считающих, что нужно  выработать только критерий изменения  благосостояния. Примерами приложения теории благосостояния Самуэльсона  служат проблемы государственных расходов и международной торговли. Здесь  исходят из принципа, что большее  всегда предпочтительнее меньшего. В  отношении производства это дает производственную функцию затрат и  выпуска, в отношении индивидуального  предложения и спроса это позволяет  приравнять отношение предельных полезностей (или предельную норму заменяемости) соответствующему нормативному коэффициенту преобразования в производственной функции. В результате получаем систему  уравнений с их числом, меньшим, чем  число переменных, на k - l (где k - число индивидов). Самуэльсон стремился найти функцию благосостояния общества, представляющую вектор k функций индивидуальной полезности  

     W = W (U1,U2,…,Uk) 

     где W- порядковая функция подобно всем функциям индивидуальной полезности U(i = 1, 2, 3, , k), устанавливающая последовательный совместный общественный порядок всех возможных ситуаций.  

     Самуэльсон  характеризует функцию ‚W как этическое убеждение всех доброжелательных людей. Каждая Ui зависит от индивидуального потребления и предложения им услуг. Недостающие (k - l) уравнений составляются, исходя из условий максимизации,W при условии подчинения ограничениям, налагаемым остальными уравнениями системы. для оптимума в теории экономического благосостояния требуется только то, чтобы W была заданной функцией.

     Новые варианты теории благосостояния, появившиеся  вместе с утверждением идеи социального  контроля, регулируемого развития, в понятие “благосостояние” включают совокупность условий, определяющих качество жизни индивида. Теория благосостояния активно влияет на экономическое  развитие. В отличие от предшествующих вариантов, экономический рост становится функцией благосостояния. Эффективность, степень удовлетворения потребностей - все, что включается в понятие  общественного благосостояния, отразилось в оценке отдельных индивидов, зависящей  от их образа жизни и соответствующей  системы ценностей. Отодвигая на второй план материальные потребности, Дж. Гэлбрейтом, У.Ростоу, Т. Парсонсом  и другими экономистами был сформулирован  единый, общечеловеческий критерий благосостояния.

     К 30-м годам ХХ в. относится начало формирования концепции “государства благосостояния”. Общественно предоставляемые  и субсидируемые услуги определяются как общественное благосостояние в  том случае, если их не может предоставить частный рынок. Модели государства  благосостояния включают комплекс институтов, призванных осуществить вмешательство  в социальную и экономическую  жизнь для обеспечения полной занятости, высокого уровня доходов  и стабильных цен, а также программы  социальной помощи непривилегированным  слоям населения.

     В общем смысле государство благосостояния - это система политики, в которой  ответственность государства распространяется до ответственности общества за благосостояние граждан, а его цель - предоставление всем членам общества юридических, политических, социальных прав путем справедливого  распределения доходов.

     В последние десятилетия проблема благосостояния в западной теории рассматривается  в двух основных аспектах (причем общим  для обоих аспектов является стремление приблизить теорию к реальности). Первый аспект - это конкретно-историческое наполнение понятия “индивидуальное  благосостояние” с точки зрения критериев “качества жизни”, которых  насчитывается от 5 до 35 в разных странах (экономических, политических, социальных, психологических). Второй аспект - это такое исследование механизмов реализации благосостояния, которое стремится преодолеть абстракцию “конкурентного рынка” и учесть реальную структуру социально-экономическихотношений. Нобелевский лауреат Дж. Бьюкенен полагает, что необходимо исходить из того, что индивиды делегируют свои интересы организованным группам, которые, в свою очередь, стремятся навязать эти интересы через аппарат государства остальному обществу. Государство благосостояния у Бьюкенена - это форма “передающего государства”. Передача средств в таком государстве определяется интересами, проявляю щимися в политике перераспределения. Институты такого государства должны функционировать, по его мнению, для достижения личных целей индивида-потребителя.

     Таким образом, во всех новых тенденциях западной науки признается, что в результате расширения индивидуальных возможностей в конце ХХ в. основным и главным  источником общественных преобразований становится индивид, а индивидуальное благосостояние выдвигается в качестве фундаментальной проблемы социально-экономического развития.

     К числу теоретических проблем, которые  предстоит решить в процессе формирования отечественной теории благосостояния, относятся: оценка общественной и экономической  системы, критерии ее эффективности; выбор  целей и средств для достижения экономической оптимальности; возможности  механизма спроса - предложения в  удовлетворении индивидуальных потребностей; разработка программ по социальному  обеспечению и преодолению бедности, экологических программ, законодательству по благосостоянию.

     Поскольку экономическое благосостояние зависит  от количества годового национального  дохода и численности населения, важнейшим представляется исследование соответствия потребления и потребностей индивидов.

     В условиях перехода к рынку объектом исследования становятся способы действия и принципы, в соответствии с которыми потребление достигает максимального  удовлетворения потребностей. Эта концепция  является краеугольным камнем любой  теории нормальной рыночной экономики. Осуществление принципа максимизации удовлетворения при минимуме затрат приводит к общему экономическому равновесию. При этом эффективное использование  ресурсов должно сочетаться с более  равномерным распределением доходов  в обществе. Равенство предложения  и спроса должно рассматриваться  как важнейшее условие динамического  равновесия, оценивающегося как равновесие темпов роста совокупных макроэкономических величин - дохода, капитала, рабочей  силы и уровня техники. Кроме того, при решении проблемы благосостояния следует учитывать социальный аспект: функция благосостояния должна отвечать индивидуальным предпочтениям, отражать суверенитет потребителя. Важнейшими элементами последнего, а также равновесия экономики в целом являются гарантированный  доход, удовлетворение потребностей в  образовании, здравоохранении, информации для обеспечения свободы индивидуального  выбора. Экономическое развитие должно быть функцией индивидуального благосостояния, так как общественное благосостояние отражается в оценке отдельных личностей, зависящей от их образа жизни и  системы ценностей. Общественное благосостояние правомерно отождествлять с максимизацией  благосостояния предельно большого числа индивидов. Поэтому теория благосостояния призвана изучить уровень  благополучия каждого индивида и  взаимодействие разнообразных экономических  методов, влияющих на индивидуальное благосостояние, а также реакцию индивида на происходящие в результате такого воздействия  изменения.

Информация о работе Общее равновесие и экономика благосостояния