С учетом
этого центр тяжести должен
быть перенесен на разработку
содержательных аспектов экономических
преобразований за счет использования
новых механизмов управления. Составными
элементами такого механизма являются:
определение приоритетных направлений
мирового развития и стран лидеров по
каждому из них; оценка места нашей страны
в системе мирохозяйственных связей; выбор
и организационно-экономическая поддержка
приоритетов; отслеживание и корректировка
соцеально-экономических по каждому
из приоритетных направлений в зависимости
от реально складывающейся соцеально-экономической
ситуации в стране.
Результаты
прогноза и оценки приоритетных
направлений социально-экономического
и научно-технического развития страны
на ближайшую перспективу оформляются
в виде ежегодного доклада Президента
страны Верховному Совету о системе государственных
приоритетов. Он включает перечень важнейших
крупномасштабных социальных, экологических,
научно-технических проблем, решение которых
необходимо для дальнейшего развития
страны. По каждой проблеме указывается
возможный объем финансирования, а также
предлагается механизм его реализации,
включающий льготного налогообложения,
способы кредитования и предоставление
субсидий, соответствующую амортизационную
политику, ценообразование и другие важные
стороны стимулирования работников.
Отличительная
особенность такого механизма
– не директивный, а рекомендательный,
индикативный его характер. Он предоставляет
право каждому субъекту самостоятельно
определять свою стратегию развития, в
том числе необязательно совпадающую
с государственной системой предпочтений.
В последнем случае он не может рассчитывать
на прямую или косвенную финансовую поддержку
со стороны государства. Но если та или
иная фирма остановит свой выбор на одном
из официальных приоритетных направлений,
то она вправе ожидать получения дополнительных
льгот. Правда, еще необходимо добиться
права называться «поставщиком двора
его величества», то есть доказать свою
конкурентоспособность и фиктивность.
С
целью уменьшения неопределенности
при оценке будущих альтернатив
вводится другой элемент нового
механизма, включающий: вариантную
проработку возможных сценариев
долгосрочного развития: параллельное
финансирование работ, выполняемых в порядке
конкурсного отбора; страхование рискового
капитала; создание сети целых фондов
и т.д. При этом чем больше неопределенность,
чем раньше принимается решение, тем шире
круг вариантных проработок, каждая из
которых обеспечивается соответствующим
финансированием. Надо исходить из того,
что только за счет дополнительного привлечения
ресурсов для подобных целей можно уменьшить
риск от неопределенности вероятных результатов
реализации тех или иных решений. Экономия
средств на предварительных стадиях неизбежно
оборачивается колоссальными потерями
на последующих.
Для
объективизации оценок и постепенного
сужения круга возможных участников
эксперимента в систему управления
вводится институт независимой экспертизы.
Он дает поэтапные заключения и вносит
рекомендации о необходимых корректировках
первоначальной стадии реализации приоритетных
направлений. Одновременно с его помощью
осуществляется отбор претендентов на
получение права «поставщика приоритетного
направления». Это право оформляется в
виде государственного контракта.
Второе.
При управлении переходными процессами
следует обратить особое внимание
исследование допустимых приделов
экономических преобразований границ
спада производства, снижение жизненного
уровня, роста социальной напряженности.
Если проведение мероприятия может привести
к нарушению предельных характеристик,
оно должно быть отвергнуто. Отсюда возникает
необходимость сочетания «старых» и «новых»
методов хозяйствования.
Третье. В ходе глубоких сольно-экономических
преобразований происходит разрушение
старого общественного уклада, и создаются
предпосылки для появления нового. «Территория»
нового уклада расширяется одновременно
с продолжающимся воспроизводством старого.
Оба уклада действуют как бы в автономных
режимах. Отвлекая на поддержание своего
«существования» подавляющую часть ресурсов
и управленческих структур, старый уклад
создает непреодолимые трудности для
становления нового. В связи с этим неизбежны
социальные коллизии и усиление напряженности
в обществе, что может привести к прямым
революционным потрясениям. Необходимы
соответствующие механизмы, направленные
на ликвидацию монопольных структур, перераспределение
ресурсов традиционных сфер и новые
(принятие законодательных актов о разгосударствлении,
приватизации, департизации, борьбе с
монопольными структурами, акционировании
и т.д.).
Четвертое.
Еще одним характерным следствием
переходного периода и связанной
с ним многоукладности хозяйства
является расслоение системы экономических
ценностей, отражающих воспроизводственную
структуру экономики. В результате экономические
оценки перестают служить сколько-нибудь
надежным ориентиром при принятии хозяйственных
решений. Развитие всего нового в системах,
воспроизводящих старый уклад, почти всегда
выглядит не эффективным. Следовательно,
велика вероятность принятия таких решений,
которые заведомо нацелены на укрепление
старого и мешают развитию нового.
Ориентация на такого рода
экономические изменения будет
втягивать в хронический структурный
кризис, и усиливать обнищание страны.
Для того чтобы снизить меру отрицательного
воздействия переходных процессов на
экономику, необходимо применение двойной
системы счета - в мировых действующих
ценах.
Она должна
найти отражение в механизме взаимодействия
двухуровневой денежной единицы, которая
вводится уже на первом этапе переходного
периода. Это означает, что на ряду со старым,
действующим рублем в обращение запускается
новый рубль. Он в отличие от старого является
конвертируемым, то есть может обмениваться
на западную валюту, для чего получает
золотое покрытие. Сферы действия нового
и старого рубля должны быть с самого начала
четко разграничены. Новый рубль действует
во внешнеэкономической сфере, старый
– внутри страны. Одновременно вводится
и внутренняя конвертируемость нового
рубля для того, чтобы обеспечить постепенное
подключение нашего традиционного, но
пока не конкурентно- способного сектора
экономики к мировому рынку. Поскольку
масштабы указанного сектора велики, курс
нового рубля на первых порах должен быть
достаточно высоким. По мере того как неконкурентный
сектор будет сужаться, курс нового рубля
по отношению к старому будет снижаться,
обмен старых на новые увеличиваться.
Затем начнется вымывание скрытых денег
из оборота и их замена новыми, то есть
будет осуществляться плановая денежная
реформа.
На самом деле такое может
произойти лишь в случае, если
будут обеспечены необходимые
условия для стабилизации внешнего
курса нового рубля – одной
из главных задач переходного периода.
Удастся ее решить – реформа состоится,
не удается – неизбежен ее окончательный
провал. В огромной степени это будет зависеть
от воздействия внешних и внутренних факторов
на ход идущих у нас преобразований. К
первым, прежде всего, следует отнести
стратегию установления внешнего курса
нового рубля независимыми банковскими
структурами нашей страны и стран Запада,
в чем, как нам представляется, и должна
заключатся основная помощь западных
стран нашей перестройке, сопровождаемая
соответствующими руководителей ведущих
стран Запада. В это, по нашему мнению,
участвовать на акционерных началах крупнейшим
международным банком и Государственному
банку или Банковскому союзу суверенных
республик.
Из
внутренних факторов нужно выделить
необходимость устранения препятствий
для развития в нашей стране предпринимательства.
В первую очередь идет о ликвидации системы
государственного супермонополизма и
патологических деформаций в структуре
экономики и о создании благоприят- ного
для проведения реформ социально- психологического
климата.
Проблемы
экономической интеграции.
Решение проблем научно-технического
развития во многом определяется
тем, каким будет наш союз, в
каких формах станет осуществляться
экономическая интеграция суверенных
и независимых государств – бывших членов
СССР. Мы долгое время не могли освободиться
от широкого распространенного заблуждения
- Союз невозможен без сильного Центра,
наделенного очень большой экономической
властью. Он выступает гарантом общественных
интересов, то есть интересов всех входящих
в него государств или республик. Достаточно
лишь наделить аппарат Госсовета, Межреспубликанского
экономического комитета, Банковского
союза и других центральных структур соответствующими
функциями, а в критической ситуации
и чрезвычайными полномочиями (типа
уполномоченных Президента на местах),
как будет обеспечено взаимодействие
республик и «воцарится экономический
порядок».
Субъектами
управления, определяющими процесс
социально-экономических преобразований
в переходный период, во все большей степени
становится национально-территориальные
образования – независимые республики
или государства, Разброс интересов на
первоначальном этапе «приобретения свободы»
слишком велик, чтобы можно было при помощи
центральной власти построить некую разумную
их равнодействующую. Эта задача высшей
категории сложности. Для ее решения одной
формальной логики недостаточно, необходимо
разработать соответствующий механизмы
согласования весьма широких, а часто
и разнонаправленных интересов всех участников
экономического сообщества. Огромное
значение здесь принадлежит объективизации
не только политических, но и социально-психологических,
а уже затем и экономических факторов.
Каковы
реальные возможности эквивалентного
экономического обмена между независимыми
республиками, готовыми вступить в экономический
союз? Думается, не для всех республик
они одинаковы. Прежде всего надо иметь
в виду различия в стартовых условиях
хозяйствования, в которых оказались республики
не по своей воле. Ради «общественных интересов»
одни из них были вынуждены превращаться
в сплошные поля хлопчатника, другие –
в непроходимые болота нефтепромыслов,
третьи – в картофельные плантации и т.д.
Одни
республики, такие, как РСФСР,
Украина, Беларусь, имеют сравнительно
высокий научный и технический потенциал,
другие существенно им в этом уступают.
В одних республиках велики масштабы экономических
бедствий, у других они намного меньше,
хотя общая экономическая обстановка
везде весьма напряженная.
Нельзя забывать и о социально-психологических
особенностях людей, населяющих тот или
иной регион или республику. Надо учитывать,
что люди ведут себя не столько рационально,
сколько эмоционально и в соответствии
не с экономической логикой, а со своими
внеэкономическими интересами, отражающими
характерные черты того или иного народа.
Все это не может не усиливать экономический
хаос, но без учета реальных мотиваций,
определяющих поступки человека, никакие
экономические преобразования просто
невозможны, Сегодня лозунг «быть голодными,
но свободными» является крайне привлекательным
для многих народов страны. Рост национального
самосознания, демократически преобразования
не могут не оказывать влияние на господствующие
в обществе настроения, на линию поведения
политических партий, общественных движений
и их лидеров.
В подобной ситуации трудно
говорить о развитии эквивалентных
экономических отношений между
республиками, получившими независимость.
Сложившиеся за годы советской
власти не равенство территориальном
распределении результатов общественного
производства доведено до такой степени,
за которой не кокой эквивалентный обмин
невозможен. Резкому ускорению процессов
социального, экономического и политического
развития нашего общества, носящих не
только созидательный, но и деструктивный
характер, способствовали и непоследовательная
политика союзного руководства, отсутствия
реальных механизмов согласования интересов.
Старый механизм принуждения и давления
Центра разрушен, а новый призванный его
заменить, не создан. Но только старый
механизм (и то до поры до времени) мог
удерживать территории с разными укладами
в рамках единого Союза. В настоящее время
нет предпосылок для выравнивания различных
в стартовых условиях хозяйствования.
Для развития подлинной экономической
интеграции потребуется не один год. Чтобы
осознать ее необходимость, нужно пройти
через этап (конечно, желательно, чтобы
он был как можно короче) разъединение
между теми территориями, где различия
в стартовых условиях, социально-психологических
укладах особенно велики. Другими словами
,процесс создания экономического союза
представляется многоступенчатым ,каждый
его субъект должен сам взвесить последствия
выхода из него. Чтобы было принято верное
решение, нужно широкое развертывание
рыночных отношений на основе либерализации
цен, максимального их приближения к ценам
мирового рынка, отказа от пресловутой
системы госзаказов, централизованного
распределения ресурсов и других атрибутов
директивной экономики. Центр тяжести
в такого рода взаимодействиях переносится
на механизм согласования правил в сфере
денежной политики, кредитов, создание
соответствующих рыночных структур.