Стимулирование
НТП связано с экономическими методами
управления природоохранной деятельностью.
Устанавливаемые предприятиям нормативы
платы за природные ресурсы стимулируют
их рациональное и комплексное использование.
Становится выгодным применять ресурсосберегающие
технологии, извлекать из каждой тонны
оплаченных ресурсов как можно больший
доход. Нормативы платы за выбросы
загрязняющих веществ в природную
среду заинтересовывают коллектив в использовании
техники, сокращающей эти выбросы. При
превышении допустимых норм и аварийных
загрязнениях взимается в несколько раз
повышенная плата за счет хозрасчетного
дохода коллектива.
Финансирование НТП. Финансирование
НТП включает формирование и
использование специальных фондов
для ускорения НТП на всех
уровнях управления. По своей экономической
природе эти фонды являются частью общественных
издержек производства и служат
формой их резервирования, переноса
авансированных затрат на стоимость готового
продукта. Фонды финансирования НТП
по своей роли в процессе воспроизводства
близки к амортизационным отчислениям.
Они компенсируют затраты хозрасчетных
предприятий и НТО на создание и освоение
нововведений (с учетом неравномерности
затрат по фазам цикла) и страхуют связанный
с этим риск.
Компенсационные фонды носят возвратный
характер. В безвозвратном финансировании
нуждаются лишь затраты на фундаментальные
исследования, не рассчитанные на
экономический эффект или дающие его лишь
в отдаленной перспективе. В остальных
случаях средства для создания указанных
фондов образуются за счет отчислений
от стоимости продукции в период массового
использования нововведения. В начале
80-х годов лишь половина затрат на освоение
новой техники компенсировалась
из соответствующих фондов.
Другая половина покрывалась за счет снижения
рентабельности в первые годы выпуска
новой продукции (это делало невыгодным
обновление номенклатуры) или повышения
цен за счет завышенной калькуляции затрат
(это приводило к невыгодности новой
техники для потребителя). В новых условиях
хозяйствования для финансирования НТП
используется несколько фондов. Фонд фундаментальных
исследований при АН СССР, республиканских
и отраслевых академиях создается за счет
ассигнований из союзного, республиканского
и местного бюджетов, а также целевого
финансирования поисковых НИР и работ
по созданию научного задела из средств
министерств, предприятий, НТО,
благотворительных фондов и других спонсоров.
Средства распределяются по решению
научных советов и общественных органов,
причем поддерживаются все направления
современной науки, по которым можно ожидать
новых результатов, включая альтернативные
проекты.
Фонды
финансирования государственных
и международных научно-технических
программ, планов МНТК, а также
других работ по созданию принципиально
новой техники и технологии формируется
обычно на долевых началах за счет
госбюджета и средств заинтересованных
предприятий, НТО, министерств, концернов,
ассоциаций, банков, финансовых фондов,
местных Советов и т.д. Эти затраты носят
строго целевой и возвратный характер.
В них включается и банковские кредиты.
Инновационные фонды могут быть образованы
в каждом регионе за счет средств разработчиков
и потребителей научно-технической
продукции (они частично исключаются из
налогообложения), банковских вложений,
а также средств республиканского
и местного бюджета, заинтересованных
предприятий. Они служат для финансирования
малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых
отдельными учеными и специалистами или
их группами, а также для оплаты оказываемых
им конституционных, патентных инжиниринговых
и других технических услуг.
Дополнительным источником финансирования
разработок со значительным экологическим
и социальным эффектом служат
целевые субсидии (субвенции), льготы
по налогам, плате за ресурсы и услуги,
компенсация части затрат за счет инвестиционных
фондов и потребителей, а также целевые
дотации покупателям новой дорогостоящей
продукции в первые годы ее выпуска
Фонд
развития производства, науки и
техники предприятий (объединений)
образуется за счет пяти основных источников
1) амортизационных
отчислений, предназначенных для
полного востановленя основных
фондов;
2) отчислений
от прибыли предприятий по
стабильным нормативам (они могут
дифференцироваться в зависимости
от степени износа основных фондов),
3) выручки от
реализации излишнего имущества,
числящегося в составе основных
фондов (за вычетом расходов по
его ликвидации) и выбраковки
скота
4) части средств,
получаемых от других предприятий
за использование научно-технических
разработок 5) поступлений из централизованного
ФРПНиТ.
Средства
ФРПНиТ используются государственными
предприятиями стремительно
после одобрения сметы расходов
их советом и профсоюзным
комитетом. Из ФРПНиТ финансируется
техническое
перевооружение, реконструкция
и расширение производства, включая
строительство общезаводских и
вспомогательных объектов
проведение НИОКР,
проектных работ, приобретение лицензий,
оборудования и т.д.;
подготовка производства
и освоение новой продукции, компенсация
повышенных затрат в период освоения
приобретение
научно-технической продукции, погашение
кредитов на НТП и уплата
процентов по ним;
создание и
расширение мощностей по производству
товаров народного потребления,
оказанию услуг населению и т.д.
Государственные предприятия имеют
право передавать часть средств
ФРПНиТ смежникам и НТО для
стимулирования решения сложных технических
проблем, ускорения технического перевооруже-
ния производства, а также использовать
их в порядке долевого участия для
строительства и реконструкции объектов
совместного пользования, образования
временных научно-технических коллективов,
консорциумов и т.д.
В
условиях самофинансирования многие
предприятия используют ФРПиТ
лишь для ликвидации узких
мест на производстве, избегая
поисковых работ, связанных с
ломкой сложившейся технологии, риском,
рассчитанных на длительную перспективу.
Если 1 руб. затрат на НТП обещает даже
3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия
остается лишь 30% прибыли, то для него вложения
оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного
из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный
срок и со значительной долей риска) лишь
90 коп. Поэтому финансирование программ
НТП требует налоговых льгот, ускоренной
(в течение 3-5 лет) амортизации оборудования,
страхования риска, скидок с цен
на технику при реконструкции наиболее
важных производств, планомерной реализации
выбывающих машин на менее важные участки.
Кредитование НТП. В условиях
самофинансирования резко увеличиваются
кредиты на научно-техническое развития.
Банки становятся главными центрами финансирования
НТП, выдающими кредиты на выпуск новой
продукции, освоение новой технологии,
разработку новой техники, внедрение новой
организации производства, повышение
качества и надежности изделий. Банки
не просто откликаются на просьбы о ссудах,
а рекомендуют нововведения, на которые
целесообразно брать кредит, выступают
в качестве пайщиков с последующим участием
в прибылях в создании и внедрении
принципиально новых видов техники и продукции,
не уступающих мировому уровню. Сроки
кредитования устанавливаются
банком с учетом отраслевых нормативов
обновления продукции и окупаемости
затрат. При этом банк становится
равноправным экономическим партнером
предприятия, стороны несут взаимную
ответственность за успешное освоение
нововведения или результаты деятельности
реконструируемого производства.
Банковский
факторинг - привлечение на хранение
свободных средств НТО и предприятий
(с оплатой по договору) и их
использование для помощи клиентам,
имеющим временные финансовые затруднения
(срочная оплата их платежных документов
и счетов в день отгрузки товара) и перекупки
права на получение задержанных покупателями
платежей.
Банки
дают разрешение на выпуск
акций для продажи (после проверки
финансового положения и платежеспособности
предприятия, ликвидности баланса
возможности выплаты дивидендов), по
поручению клиента хранят, продают
и перепродают акции. Выделяется два вида
кредитов: на приобретение научно-технической
продукции, предназначенной для обновления
производства и на создание этой продукции.
Банк проверяет включение предприятием
соответствующих затрат в свой план, эффективность
новшества по договору, источники
погашения кредита в намеченные сроки.
В новых условиях хозяйствования
наряду с кредитами на отдельные
мероприятия НТП банки могут выдавать
долгосрочный кредит на организацию выпуска
новой продукции по полному
циклу от НИР и создания опытных
образцов до ее серийного производства
Он погашается за счет ФРПНиТ.
При низкой экономической эффективности
проектов технического перевооружения
и реконструкции производств
банк может требовать государственной
экспертизы крупных проектов
и при низкой оценке их научно-технического
уровня приостанавливать финансирование
и кредитование. Расширение банковской
сети способствует многообразию источников
финансирования (включая свободные средства
предприятий и населения) и условий предоставления
ссуд (например, научно-технические
центры молодежи могут получать льготный
кредит под более низкие проценты).
Создается конкурентная основа финансированию:
банк выбирает наиболее эффективные
для кредитования нововведения
и организации, а предприятия - банк,
предлагающий более выгодные условия
выдачи ссуд Промстройбанк - агент государства
по кредитованию при поддержке бюджета
общесоюзных программ финансирует
стратегические направления НТП, в
том числе поисковые исследования,
развитие наукоемких производств.
Коммерческие банки (универсальные
и специализированные, общесоюзные, республиканские
и региональные, акционерные и в форме
обществ с ограниченной ответственностью,
отраслевые, иностранные) концентрируют
свободные средства предприятий (за соответствующую
плату) и населения (путем продажи облигаций
и т.д.) и выдают своим пайщикам кредиты
на обновление продукции и производственных
фондов, срочную перестройку технологии.
Инновационные банки после соответствующей
экспертизы выдают кредиты
творческим коллективам и отдельным
изобретателям, берут на себя долю
риска при проведении НИОКР, объявляют
конкурс на лучшие решения технических
задач. Их ресурсы складываются из
кредитов союзных и республиканских банков
и выручки от продажи акций. Акционеры
имеют преимущественное право на приобретение
научно-технической продукции либо получают
дивиденды по акциям. Коммерческие банки
не ведут материального производства,
торговлю материальными ценностями и
страхование. Их роль в стимулировании
НТП связана с ведением счетов клиентов,
финансированием капиталовложений
по поручению инвесторов, выпуском акций,
облигаций и иных ценных бумаг, операциям
с ними по поручению клиентов. Во многих
странах действуют инновационные фонды,
которые не предоставляют ссуду, а
приобретают у владельца изобретения
исключительное право на его использование.
Фонд ищет заинтересованное в новшестве
предприятие и заключает с ним предпринимательский
договор на условиях продажи лицензии
или соглашения о сотрудничестве на основе
разделения риска и взаимной
выгоды. Фонд проводит доработку нововведения,
расчеты, эксперименты и т.д. При
отрицательном результате затраты фонда
не возмещаются, при успехе он получает
обусловленную в договоре часть прибыли.
Внешэкономбанк выдает валютные
кредиты на расширение экспорта
конкурентоспособной техники, а также
на импорт технологии, приобретение лицензий,
создание совместных предприятий.
3 НТП и экономика
переходного периода.
Мировой опыт наглядно
показывает, что переход к рынку
может быть успешным только при условии
одновременного осуществления радикальных
хозяйственных реформ и крупномасштабных
преобразований в базисной структуре
экономики связанных с НТП. Согласование
этих двух процессов представляет собой
одну из наиболее сложных задач перестройки.
Реформирование экономики без структурных
преобразований обрекает страну на роль
сырьевого придатка Запада. Решение проблемы
видится в самом переходе к системе рыночных
отношений которой однако, не может быть
осуществлен быстро и безболезненно. Неизбежный
переходный период характеризуется
следующими особенностями.
Первое. В условиях нестабильной
социально-экономической среды при
неадекватных реакциях населения
на стандартные экономические
меры невозможно выбрать единую
генеральную линию заранее определить
выбор взаимосвязанных во времени и
пространстве мероприятий. Вот почему
для переходных процессов противопоказаны
какие-либо программы типа 500 дней стабилизации
экономики и т.п. Они не учитывают возможностей
использования обратных связей, взаимодействие
которых может повлиять не только на последовательность
конкретных шагов, но и на сам их первоначальный
набор.