НТР - суть и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;
Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
Изменение потребностей производственного процесса
Изменения в структуре отрасли или рынка;
Демографические изменения;
Изменения в восприятии и в ценностных установках;
Новые знания, научные и ненаучные

Оглавление

Введение.___________________________________________________3
Теория применения НТП.____________________________________4
Государственное управление._________________________________5
Внедрение НТП.___________________________________5
Методы регулирования.____________________________6
Меры активизации._______________________________11
НТП и экономика переходного периода._________________17
Заключение.__________________________________________26
Список использованной литературы.______________________28

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Стимулирование НТП связано с экономическими методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии, извлекать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход.  Нормативы платы за выбросы загрязняющих  веществ  в природную  среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода коллектива. 

      Финансирование НТП. Финансирование  НТП включает формирование и  использование специальных фондов  для ускорения  НТП на всех уровнях управления.  По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек  производства  и служат формой их резервирования,  переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды финансирования  НТП  по  своей  роли  в процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий и НТО на создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск. 

      Компенсационные фонды носят возвратный характер. В безвозвратном финансировании нуждаются лишь затраты на фундаментальные исследования,  не рассчитанные на  экономический эффект или дающие его лишь в отдаленной перспективе.  В остальных случаях средства для создания указанных фондов  образуются за счет отчислений от стоимости продукции в период массового использования нововведения.  В начале 80-х годов лишь половина затрат на освоение новой техники  компенсировалась  из  соответствующих  фондов.  Другая половина покрывалась за счет снижения рентабельности в первые годы выпуска новой продукции (это делало  невыгодным обновление номенклатуры) или повышения цен за счет завышенной калькуляции затрат (это приводило  к  невыгодности новой техники для потребителя). В новых условиях хозяйствования для финансирования НТП используется несколько фондов. Фонд фундаментальных исследований при АН СССР, республиканских и отраслевых академиях создается за счет ассигнований из союзного, республиканского и местного бюджетов, а также целевого финансирования поисковых НИР и работ по созданию научного задела из средств министерств,  предприятий, НТО,  благотворительных фондов и других спонсоров. Средства распределяются  по  решению  научных советов и общественных органов,  причем поддерживаются все направления современной науки, по которым можно ожидать новых результатов, включая альтернативные проекты. 

    Фонды  финансирования государственных  и международных научно-технических  программ,  планов МНТК, а также  других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на  долевых началах за  счет  госбюджета  и средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов,  ассоциаций,  банков, финансовых фондов, местных Советов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты.  Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет  средств разработчиков и потребителей  научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения),  банковских вложений, а также средств республиканского  и местного бюджета,  заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им конституционных, патентных  инжиниринговых и других технических услуг. 

      Дополнительным источником финансирования  разработок со значительным  экологическим  и социальным эффектом служат  целевые субсидии (субвенции), льготы  по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов и потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее  выпуска 

    Фонд  развития производства, науки и  техники предприятий (объединений)  образуется за счет пяти основных источников  

  1) амортизационных  отчислений,  предназначенных для   полного востановленя  основных  фондов; 

  2)  отчислений  от прибыли предприятий по  стабильным нормативам (они могут  дифференцироваться  в зависимости от степени износа основных фондов), 

3) выручки от  реализации излишнего имущества,  числящегося в составе  основных  фондов (за вычетом расходов по  его ликвидации) и выбраковки  скота  

4) части средств,  получаемых  от других предприятий  за использование научно-технических разработок 5) поступлений из централизованного ФРПНиТ. 

  Средства  ФРПНиТ используются государственными  предприятиями  стремительно  после одобрения сметы расходов  их советом  и профсоюзным  комитетом.  Из ФРПНиТ финансируется  

техническое  перевооружение,  реконструкция  и   расширение производства, включая  строительство общезаводских и  вспомогательных объектов  

проведение НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий,  оборудования и т.д.;   

подготовка производства и освоение новой продукции,  компенсация повышенных  затрат в период освоения  

 приобретение  научно-технической продукции,  погашение  кредитов на НТП и уплата  процентов по ним;  

создание и  расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т.д.                                

      Государственные предприятия имеют  право передавать часть средств  ФРПНиТ смежникам и НТО для  стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооруже- ния производства,  а также использовать их  в порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т.д. 

    В  условиях самофинансирования многие  предприятия используют  ФРПиТ  лишь для ликвидации узких  мест на производстве, избегая  поисковых работ,  связанных  с  ломкой  сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу.  Если 1 руб.  затрат на НТП обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп.  Поэтому финансирование программ НТП требует налоговых льгот,  ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации  оборудования,  страхования риска,  скидок  с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки. 

      Кредитование НТП. В условиях  самофинансирования резко увеличиваются  кредиты на научно-техническое развития. Банки становятся главными центрами финансирования НТП, выдающими кредиты на выпуск новой продукции,  освоение новой технологии,  разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий.  Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях  в  создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции,  не уступающих мировому уровню.  Сроки кредитования  устанавливаются  банком  с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости  затрат.  При этом  банк  становится равноправным экономическим партнером предприятия,  стороны несут взаимную ответственность за успешное  освоение  нововведения  или результаты деятельности реконструируемого производства. 

     Банковский  факторинг - привлечение на хранение  свободных средств НТО и предприятий  (с оплатой по договору) и их  использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их  платежных  документов  и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей. 

    Банки  дают разрешение на выпуск  акций для продажи (после проверки  финансового положения и платежеспособности  предприятия,  ликвидности  баланса  возможности выплаты дивидендов),  по поручению клиента хранят,  продают и перепродают акции. Выделяется два вида кредитов: на  приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции.  Банк  проверяет включение предприятием  соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по  договору,  источники  погашения кредита в намеченные сроки. 

       В новых условиях хозяйствования наряду  с  кредитами  на отдельные мероприятия НТП банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой  продукции  по  полному циклу  от  НИР  и создания опытных образцов до ее серийного производства Он погашается за счет ФРПНиТ. 

        При низкой  экономической эффективности  проектов технического перевооружения  и реконструкции производств  банк может требовать государственной  экспертизы крупных проектов  и при низкой оценке их научно-технического  уровня приостанавливать финансирование и кредитование.  Расширение банковской сети способствует многообразию источников  финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления  ссуд  (например,  научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты).  Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные  для  кредитования  нововведения  и  организации,  а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд Промстройбанк - агент государства по кредитованию при поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует  стратегические направления НТП,  в том числе поисковые исследования,  развитие наукоемких производств.  Коммерческие  банки (универсальные и специализированные, общесоюзные, республиканские и региональные, акционерные и в форме обществ с ограниченной ответственностью,  отраслевые, иностранные) концентрируют свободные средства предприятий (за соответствующую плату)  и населения (путем продажи облигаций и т.д.) и выдают своим пайщикам кредиты на  обновление  продукции и производственных  фондов,  срочную перестройку технологии. 

      Инновационные банки после соответствующей  экспертизы выдают кредиты   творческим  коллективам и отдельным  изобретателям, берут на себя долю риска при проведении  НИОКР,  объявляют конкурс на  лучшие решения технических задач.  Их ресурсы складываются из кредитов союзных и республиканских банков и выручки от продажи акций.  Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании НТП связана с ведением счетов клиентов,  финансированием капиталовложений  по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов.  Во многих странах действуют инновационные фонды,  которые не предоставляют ссуду,  а приобретают у владельца изобретения  исключительное  право на его использование.  Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с  ним предпринимательский  договор  на  условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения  риска и  взаимной  выгоды.  Фонд проводит доработку нововведения, расчеты,  эксперименты и т.д.  При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются,  при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли. 

      Внешэкономбанк выдает валютные  кредиты на расширение экспорта  конкурентоспособной техники, а также на импорт технологии, приобретение лицензий, создание совместных предприятий. 
 

3 НТП и экономика  переходного периода. 
 

Мировой опыт наглядно показывает, что переход к рынку  может быть успешным только при условии  одновременного осуществления радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной структуре экономики связанных с НТП. Согласование этих двух процессов представляет собой одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование экономики без структурных преобразований обрекает страну на роль сырьевого придатка Запада. Решение проблемы видится в самом переходе к системе рыночных отношений которой однако, не может быть осуществлен быстро и безболезненно. Неизбежный переходный период характеризуется  следующими особенностями. 

      Первое. В условиях нестабильной  социально-экономической среды при  неадекватных реакциях населения  на стандартные экономические  меры невозможно выбрать единую  генеральную линию заранее определить  выбор взаимосвязанных во времени и пространстве мероприятий. Вот почему для переходных процессов противопоказаны какие-либо программы типа 500 дней стабилизации экономики и т.п. Они не учитывают возможностей использования обратных связей, взаимодействие которых может повлиять не только на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор.  

Информация о работе НТР - суть и роль в экономике