Неоинституционализм. Трансакции и деятельность фирмы в рыночной системе отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:00, реферат

Краткое описание

Теория фирмы, являющаяся едва ли не центральным разделом микроэкономической теории, обогатила экономическую науку концепцией трансакционных затрат. Использование именно этой концепции для исследования экономических процессов в настоящее время представляется весьма плодотворным. Именно возможность снижения трансакционных затрат делает эффективной замену рыночного обмена внутренней организацией, чем и объясняется существование фирм.

Файлы: 1 файл

neo.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Предпосылки возникновения фирм

Существует несколько  подходов к объяснению возникновения  и развития фирм.

Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую  систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Во-вторых, в социально-экономическом  отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В-третьих, фирма –  совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций.

Р. Коуз, показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, названных трансакционными.

Такой подход позволяет  анализировать как рыночные, так  и внутрифирменные экономические связи. Как было уже упомянуто в предыдущей главе существуют следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка – о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по .отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения кон-. трактов. Фирмы возникают в связи с огромными затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства.

Рыночные (внешние) и внутрифирменные  трансакции тесным образом связаны  между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать всю экономику как одну гигантскую фирму.

В этом аспекте Р. Коуз выделяет следующие существенные моменты:

  • По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.
  • Может случиться так, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так; чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.
  • Цена реализации одного или более фактора производства может расти, так как "другие преимущества" мелкой фирмы выше, чем преимущества! крупной фирмы.

Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия  фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов.

Следовательно, абстрагируясь  от других обстоятельств, можно заключить, что стремление фирм к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

а) ниже издержки организации  и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;

б) предприниматель менее  склонен делать ошибки, и рост числа  ошибок уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;

в) больше снижение (или  чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.

Объяснение необходимости  существования фирмы как общественного  института только в связи с  тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами "организованного процесса". Оно носит коллективный характер при всё усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.

Внутри фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и  сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.

Здесь уместно дать еще  одно определение фирмы – хозяйственная  единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.

Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед собой определенные цели, к достижению которых она стремится. Значит, далее мы должны рассмотреть, что такое цели и как они влияют на деятельность современной фирмы.

Цели деятельности фирмы

Всякая предпринимательская  деятельность имеет своей целью  получение прибыли. Поэтому поведение  фирмы можно описать с помощью  производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:

деятельность фирмы  описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска  продукции. Это дает возможность  вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных  положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке  определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют подходы, при  которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма  стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня; В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск –  реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с "окружающей средой". Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели уже упоминавшейся корпорации 3М, а также общие тенденции развития производства в Японии. "3М является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества".

В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление "...к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества".

В самом общем плане  модели деятельности фирмы представлены в таблице №1.

Таблица №1 – Цели деятельности фирмы

Общественная  группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Экономический рост

 

Поступления от налогов

 

Уравнивание власти

 

Уравнивание доходов

 

Сохранение окружающей среды

 

Сохранение природных ресурсов

Местная община

Благосостояние общины

Держатели акций

Рост доходов

Кредиторы

Рост стоимости акций

Потребители

Стабильность доходов

 

Справедливые цены

 

Обеспечение выбора

 

Удовлетворение потребностей

Управляющие

Рост доходов

 

Профессиональный интерес

Работники наемного труда

Занятость

 

Уровень оплаты

 

Досуг

 

Условия труда

 

Удовлетворение от работы


Создание фирмы тесно  связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:

  • диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);
  • страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
  • использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
  • правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.

Итак, фирма – это институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

 

Заключение

Теоретикам трансакционных издержек удалось выделить важнейшие характеристики, определяющие сущность фирмы. Это - формирование сложной сети контрактов, долговременный характер деловых отношений, производство единой "командой", инвестирование в специфические активы, административный механизм координации с помощью приказов. Все объяснения, развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из общего представления о фирме как орудии по экономии трансакционных издержек.

Согласно теории трансакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет не только сам факт существования фирм, но и многие частные аспекты их функционирования - финансовую структуру, формы управления, организацию трудового процесса и т. п. Плодотворность такого подхода была подтверждена при изучении гибридных организационных форм, промежуточных между рынком и фирмой, таких как франчайзинг. Он способствовал кардинальному пересмотру представлений в области антимонопольного регулирования, продемонстрировав, что многие нетипичные формы деловой практики объясняются не погоней за монопольными преимуществами, а стремлением к экономии трансакционных издержек.

Теория трансакционных издержек получила распространение  и в нашей стране. Современными представителями которой являются Малахов С., Кокорев В., Барсукова С.Ю., Шастико А.Е., Капелюшников Р.И. и др.

Так, например, Малахов  рассматривает роль трансакционных издержек в российской экономике. Кокорев  анализирует их динамику. Барсукова  выделяет трансакционные издержки на предприятиях малого бизнеса.

Благодаря трансакционному  подходу современная экономическая теория приобрела большую реалистичность, открыв для себя широкий спектр явлений деловой жизни, прежде совершенно выпадавших из поля ее зрения.

 

Список литературы

  1. http://ie.boom.ru
  2. http://ise.openlab.spb.ru
  3. http://www.libertarium.ru
  4. http://www.wikipedia.ru
  5. Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 1998. - 544с.: ил.
  6. Барсукова С.Ю. Трансакционные издержки вхождения на рынок предприятий малого бизнеса // Проблемы прогнозирования.- 2000.- № 1.
  7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: ЮРАЙТ, 2002
  8. Валовой Д.В. Политическая экономия. М.: Проспект, 1999
  9. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: 2001
  10. Камаев В.Д. Экономическая теория. Москва ЮНИТИ, 2002
  11. Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики. - 1996.- №12
  12. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики - 1997.- № 7
  13. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. –  1998. -№11.
  14. Мугалимов М.Г. Основы экономической теории. ООО «Интерпрессервис», УП «ЭКОПЕРСПЕКТИВА», Минск, 2002 
  15. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 1997.-284с., ил.
  16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - Инфра-М, 1998. - 456с.

Информация о работе Неоинституционализм. Трансакции и деятельность фирмы в рыночной системе отношений