Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа
В настоящее время государство выступает на рынке не только в качестве регулятора экономики, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как собственника, субъекта в рыночной экономике.
Цель работы — подробно рассмотреть основные задачи и функции, которые государство выполняет в экономике, а также определить роль государства в регулировании современной российской экономики, как в целом, так и в отдельных ее сферах.
Введение 3
Глава 1. Понятие государственного регулирования экономики 4
1.1 Основные цели и задачи государства в рыночной экономике 4
1.2 Основные направления и функции государственного регулирования 10
Глава 2. Роль государства в регулировании экономики 16
2.1 Политика доходов государства 16
2.2 Политика государства на рынке труда 20
2.3 Социальная защита 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Задача данной цели — снять преграды, стоящие на пути свободного перемещения между странами потоков товаров и услуг, с одной стороны, и денег, капитала — с другой. Свобода международной торговли, движения факторов производства — естественное условие для успешного существования и роста рыночных структур. Однако каждая страна должна при этом стремиться к определенному равновесию. Рыночная система должна быть готова выдерживать конкуренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового рынка. Задача экономической политики при этом — подстраховка национальной экономики в международном экономическом соперничестве.
Также важными направлениями экономической политики являются:
Нередко в обществе происходят конфликты целей1. Их причинами являются:
Конфликт «занятость — цены». Его причиной является невозможность достижения полной занятости и обеспечения стабильности цен. Чем выше степень занятости населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и, соответственно, выше масштабы совокупного спроса. В результате неизбежно повышаются цены. Делая выбор в решении, государство должно рассчитать, невыполнение какой задачи несет более высокую социально-экономическую опасность.
Конфликт «занятость — внешнеэкономическое равновесие». Рост занятости ведет к повышению оплаты труда и, следовательно, к инфляции. Для развитой, вовлеченной в мировое хозяйство экономики страны это приводит к дополнительным проблемам. Если ценность национальной валюты падает, то оплата труда работников страны в международном сравнении понижается, труд становится дешевле. В итоге страна начинает выигрывать от экспорта своей продукции, но начинает терять в области импорта, так как продукция, произведенная за рубежом, становится слишком дорогой для данной страны. Вариант решения данной проблемы: обеспечивая политику занятости, государство принимает меры по модернизации производственного комплекса, за счет проведения структурной, региональной и научной политики. Это позволяет повышать экспортный потенциал страны.
Конфликт «экономический рост — окружающая среда». Обе эти цели находятся в противоречии, поэтому появилась так называемая «теория нулевого роста». Она заключается в том, что поддержание экономического роста неизбежно сопровождается потреблением ресурсов природы, поэтому государство должно стремиться к нулевому росту экономики. Выход из этого конфликта: после достижения определенного уровня благосостояния задачу темпов экономического роста требуется решать с предельной осторожностью, экономить природные ресурсы. Также важно использование экономической динамики для создания новых, менее вредных технологий, структурная переориентация экономики на расширение производства, связанного с выпуском оборудования по очистке окружающей среды.
Соотношение
других целей может иметь нейтральный
характер, например: сохранение стабильности
цен и охрана окружающей среды, распределение
доходов и внешнеэкономическое равновесие.
Одновременное решение таких целей вполне
возможно.
Вопрос государственного регулирования очень важен на современном этапе развития российской экономики, так как, к сожалению, в наше время в экономике нет ярко выраженных рыночных или командных преимуществ. В нынешний сложный период развития экономики государственное регулирование особенно необходимо, так как при экономическом кризисе нельзя обойтись без четкого отслеживания всех процессов, происходящих в обществе.
В целом регулирование экономики определяется несколькими функциями, которые зависят от тех целей, которые преследует государство в своей политике. Основной целью экономической политики правительства РФ является повышение уровня жизни населения и обновление системы ценностей общества.
В
соответствии с этими целями должны
определяться приоритетные функции
государства для обеспечения
регулирования социально-
Рассмотрим
подробнее эти функции
Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями. С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества — устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с провалами рынка. С другой — если государство полностью берет на себя содержание социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.
Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, ставит условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.
В России на данный момент политика в области этой функции неэффективна: сейчас инфляция происходит быстрыми темпами, которые постепенно все увеличиваются, национальная валюта весьма неустойчива. Не наблюдается и экономического роста, а даже наоборот, происходит спад производства.
Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство, так как каждый гражданин имеет конституционное право на минимальный уровень образования. В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.
В
сфере здравоохранения
Государство может не допустить возникновение «провалов рынка» или устранить уже имеющиеся посредством прямого государственного контроля над ценами, заработной платой, нормированием потребления определенных благ и т.п.
Если частные компании зарабатывают много и используют дохода не как считает нужным государство, у него возникает соблазн забрать эти доходы, чтобы лучше применить их в общественных интересах. Если частные предприятия работают в традиционных отраслях и не выдерживают конкуренции, то государство может национализировать их или выкупить долю, достаточную для контроля. Государственные компании становятся инструментом государственной политики за счет эффективности бизнеса, поэтому государственное предпринимательство — худший инструмент политики модернизации.
Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики