Необходимость государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время государство выступает на рынке не только в качестве регулятора экономики, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как собственника, субъекта в рыночной экономике.
Цель работы — подробно рассмотреть основные задачи и функции, которые государство выполняет в экономике, а также определить роль государства в регулировании современной российской экономики, как в целом, так и в отдельных ее сферах.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного регулирования экономики 4
1.1 Основные цели и задачи государства в рыночной экономике 4
1.2 Основные направления и функции государственного регулирования 10
Глава 2. Роль государства в регулировании экономики 16
2.1 Политика доходов государства 16
2.2 Политика государства на рынке труда 20
2.3 Социальная защита 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

      Задача  данной цели — снять преграды, стоящие  на пути свободного перемещения между  странами потоков товаров и услуг, с одной стороны, и денег, капитала — с другой. Свобода международной торговли, движения факторов производства — естественное условие для успешного существования и роста рыночных структур. Однако каждая страна должна при этом стремиться к определенному равновесию. Рыночная система должна быть готова выдерживать конкуренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового рынка. Задача экономической политики при этом — подстраховка национальной экономики в международном экономическом соперничестве.

     Также важными направлениями экономической политики являются:

    • распределение доходов (это имеет не только экономическое, но и социально-политическое значение);
    • защита природной среды;
    • производство общественных благ.

     Нередко в обществе происходят конфликты целей1. Их причинами являются:

  • различие в представлениях об общественно-экономическом устройстве страны;
  • взаимозависимость всех участников экономического процесса;
  • относительная ограниченность ресурсов.

     Конфликт  «занятость — цены». Его причиной является невозможность достижения полной занятости и обеспечения стабильности цен. Чем выше степень занятости населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и, соответственно, выше масштабы совокупного спроса. В результате неизбежно повышаются цены. Делая выбор в решении, государство должно рассчитать, невыполнение какой задачи несет более высокую социально-экономическую опасность.

     Конфликт  «занятость — внешнеэкономическое  равновесие». Рост занятости ведет к повышению оплаты труда и, следовательно, к инфляции. Для развитой, вовлеченной в мировое хозяйство экономики страны это приводит к дополнительным проблемам. Если ценность национальной валюты падает, то оплата труда работников страны в международном сравнении понижается, труд становится дешевле. В итоге страна начинает выигрывать от экспорта своей продукции, но начинает терять в области импорта, так как продукция, произведенная за рубежом, становится слишком дорогой для данной страны. Вариант решения данной проблемы: обеспечивая политику занятости, государство принимает меры по модернизации производственного комплекса, за счет проведения структурной, региональной и научной политики. Это позволяет повышать экспортный потенциал страны.

     Конфликт  «экономический рост — окружающая среда». Обе эти цели находятся в противоречии, поэтому появилась так называемая «теория нулевого роста». Она заключается в том, что поддержание экономического роста неизбежно сопровождается потреблением ресурсов природы, поэтому государство должно стремиться к нулевому росту экономики. Выход из этого конфликта: после достижения определенного уровня благосостояния задачу темпов экономического роста требуется решать с предельной осторожностью, экономить природные ресурсы. Также важно использование экономической динамики для создания новых, менее вредных технологий, структурная переориентация экономики на расширение производства, связанного с выпуском оборудования по очистке окружающей среды.

     Соотношение других целей может иметь нейтральный  характер, например: сохранение стабильности цен и охрана окружающей среды, распределение доходов и внешнеэкономическое равновесие. Одновременное решение таких целей вполне возможно. 
 

1.2 Основные направления  и функции государственного  регулирования

      Вопрос  государственного регулирования очень  важен на современном этапе развития российской экономики, так как, к сожалению, в наше время в экономике нет ярко выраженных рыночных или командных преимуществ. В нынешний сложный период развития экономики государственное регулирование особенно необходимо, так как при экономическом кризисе нельзя обойтись без четкого отслеживания всех процессов, происходящих в обществе.

      В целом регулирование экономики  определяется несколькими функциями, которые зависят от тех целей, которые преследует государство  в своей политике. Основной целью экономической политики правительства РФ является повышение уровня жизни населения и обновление системы ценностей общества.

      В соответствии с этими целями должны определяться приоритетные функции  государства для обеспечения  регулирования социально-экономического развития. В экономической теории отсутствуют единые взгляды на те функции, которые доступны государству в экономике, которые оно может выполнять с положительным макроэкономическим эффектом для общества. Но список этих функций стоит конкретизировать. Тут можно согласиться с известным российским ученым Е. Ясиным, который перечисляет следующие функции, которые государство может выполнять в экономике2:

  1. социальная функция государства;
  2. экологическая функция государства;
  3. законодательная функция государства;
  4. оборона и безопасность, защита от внешних угроз;
  5. обеспечение макроэкономической стабильности;
  6. институциональная политика государства;
  7. оказание публичных услуг населению;
  8. содействие развитию экономики (промышленная политика);
  9. предупреждение или устранение так называемых «провалов рынка»;
  10. государственное предпринимательство.

      Рассмотрим  подробнее эти функции применительно  к российской экономике:

  1. К социальной функции государства относится социальная защита населения и предоставление социальных гарантий. Государство должно защищать своих граждан, и в особенности социально уязвимые слои населения. Такая защита особенно нужна людям в переходный период. Но, к сожалению, нельзя сказать, чтобы на нынешнем этапе правительство нашей страны справлялось с ней достаточно успешно.

      Государство на разных уровнях предпринимает  меры по стабилизации и улучшению  положения социальной сферы. При  этом оно вынуждено балансировать  между двумя крайностями. С одной  стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества — устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с провалами рынка. С другой — если государство полностью берет на себя содержание социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.

  1. Экологическая функция государства в экономике является одной из важнейших, так как именно от реализации этой функции в основном зависит качество жизни и здоровья населения. В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.
  2. К законодательной функции государства в экономике относится обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Сюда можно включить формирование законодательства, обеспечение законности и правопорядка, разрешение споров на основе законов (суд), принуждение к исполнению законов и судебных решений.

      Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, ставит условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

  1. Функция обороны государства подразумевает не только защиту от внешних угроз, выполнение которой сохраняет целостность государства, но и защиту от терроризма, ставшего большой проблемой современности. С этой целью государство не только совершенствует оборонные системы, но и само производит более совершенное оружие.
  2. К обеспечению макроэкономической стабильности относится стабилизация экономики, стимулирование сбалансированного экономического роста, недопущение инфляции и устойчивость национальной валюты. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

      В России на данный момент политика в  области этой функции неэффективна: сейчас инфляция происходит быстрыми темпами, которые постепенно все  увеличиваются, национальная валюта весьма неустойчива. Не наблюдается и экономического роста, а даже наоборот, происходит спад производства.

  1. Институциональная политика государства это — проводимые государством меры по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов. Эта функция государства весьма существенна, так как институциональные реформы необходимы для выращивания продуктивных институтов и ценностей. Но эти реформы опасны, потому что влекут за собой политические и экономические риски, к которым власть особо чувствительна, и если она находится в прочном положении, то не станет проводить эти реформы.
  2. Государство оказывает публичные услуги населению (помимо обороны и обеспечения правопорядка), с целью предоставления их более широкому кругу граждан, чем те, которые готовы оплачивать их по реальной стоимости. К основным публичным услугам государства относятся в первую очередь здравоохранение и образование.

      Реформирование  сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство, так как каждый гражданин имеет конституционное право на минимальный уровень образования. В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

      В сфере здравоохранения государство  должно брать на себя большую часть  ответственности, так как эта область социальной сферы специфична с точки зрения мотивации принятия экономическими агентами решений и их последствий.

  1. Реализация промышленной политики государства стала ключевым фактором осуществления политики поддержания конкуренции. Промышленная политика часто стимулирует изменения антимонопольного законодательства и практики его применения. В то же время антимонопольное регулирование выступает как условие эффективности самой промышленной политики, а успешная промышленная политика всегда имеет в своем распоряжении адекватную политику поддержки конкуренции.
  2. К «провалам рынка» относятся такие ситуации в экономике3:
    • производство общественных благ;
    • монополизация производства;
    • безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность;
    • безразличие рынка к проблеме социальной справедливости;
    • невозможны прорывы в фундаментальной науке и технике, глубокая структурная перестройка национальной экономики;
    • чрезмерная дифференциация регионов страны;
    • необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне.

      Государство может не допустить возникновение «провалов рынка» или устранить уже имеющиеся посредством прямого государственного контроля над ценами, заработной платой, нормированием потребления определенных благ и т.п.

  1. Государственным предпринимательством называется владение и управление компаниями, производящими товары и услуги, которые также могут производиться и частными компаниями. Оно может рассматриваться как способ предупреждения «провалов рынка» или содействия развитию экономики, в том числе осуществлению структурных сдвигов через государственные инвестиции.

      Если  частные компании зарабатывают много  и используют дохода не как считает  нужным государство, у него возникает  соблазн забрать эти доходы, чтобы  лучше применить их в общественных интересах. Если частные предприятия работают в традиционных отраслях и не выдерживают конкуренции, то государство может национализировать их или выкупить долю, достаточную для контроля. Государственные компании становятся инструментом государственной политики за счет эффективности бизнеса, поэтому государственное предпринимательство — худший инструмент политики модернизации.

Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики