Необходимость государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время государство выступает на рынке не только в качестве регулятора экономики, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как собственника, субъекта в рыночной экономике.
Цель работы — подробно рассмотреть основные задачи и функции, которые государство выполняет в экономике, а также определить роль государства в регулировании современной российской экономики, как в целом, так и в отдельных ее сферах.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного регулирования экономики 4
1.1 Основные цели и задачи государства в рыночной экономике 4
1.2 Основные направления и функции государственного регулирования 10
Глава 2. Роль государства в регулировании экономики 16
2.1 Политика доходов государства 16
2.2 Политика государства на рынке труда 20
2.3 Социальная защита 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

Анцибурова  Маргарита Константиновна 
 
 
 
 

                Руководитель

                канд. экон. наук, доцент

                ___________Г.  С. Бельская 

                Автор работы

                ___________ М. К. Анцибурова 

 

Содержание

 

Введение

 

      Проблема  необходимости государственного регулирования  представляет большой интерес на современном этапе, так как в  настоящее время экономика ни одной из стран не является только рыночной моделью. Экономика всегда регулируется двумя способами: с помощью рыночного механизма саморегуляции и государством. Государство всегда присутствует в любой экономике, независимо от ее развитости.

      В смешанной экономике РФ государственное  регулирование осуществляется меньше, чем в прошлой административно-командной системе, но его роль все же по-прежнему очень велика. Эта проблема особенно актуальна для переходной экономики современной России, так как сейчас, к сожалению, не наблюдается ни ярко выраженных рыночных, ни командных преимуществ. Правительству необходимо определиться в проводимом курсе и четко обозначить роль государства в экономике. В течение последних лет после перехода к рыночной системе такие попытки постоянно предпринимаются, и в данной работе будут рассмотрены основные особенности государственного регулирования в нашей стране.

     Рыночный  механизм не в состоянии решить все  проблемы общества, в особенности  такие, как стимулирование экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности, регулирование занятости, поддержка экспорта. Именно из-за этого появляется строгая необходимость вмешательства государственных структур в механизм принятия решений. Кроме того, из-за усиления межгосударственной интеграции возникают экономические процессы уже за пределами рынка отдельной страны. За национальные границы, оборону, науку, экологию и т.д. также вынуждено отвечать государство.

     В настоящее время государство  выступает на рынке не только в качестве регулятора экономики, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как собственника, субъекта в рыночной экономике.

     Цель  работы — подробно рассмотреть основные задачи и функции, которые государство  выполняет в экономике, а также определить роль государства в регулировании современной российской экономики, как в целом, так и в отдельных ее сферах.

Глава 1. Понятие государственного регулирования экономики

1.1 Основные цели  и задачи государства  в рыночной экономике

     Экономическая политика любого государства — это  постоянный процесс достижения определенных целей. В процессе развития общества приходится решать одновременно множество  различных целей, и, исходя из этого, формируется структура задач  общества. На самом верхнем, глобальном уровне такой структуры находится высшая цель развития экономики — достижение максимального благосостояния всего общества в целом. Однако понятие «благосостояние» очень сложно определить практически, поэтому эта цель в прямом смысле не фигурирует в реальной экономической политике.

     Кроме основной цели в экономической политике существует совокупность задач второго  уровня, которые наиболее важны для  существования рыночного общества. Классификация этих целей постоянно  менялась со временем. Первая классификация, ставшая классической, была предложена А. Смитом. Он предложил такие цели экономики:

  1. обеспечение безопасности по отношению к внешней сфере;
  2. создание правового порядка;
  3. обеспечение государством инфраструктуры.

     В последующем экономисты развили эту классификацию, сделав ее гораздо обширнее. В настоящее время на первое место выдвигают цели, связанные со свободным развитием общества. Таким образом, в настоящее время к главным целям второго уровня относятся:

  1. свободное развитие общества;
  2. правовой порядок;
  3. внешняя и внутренняя безопасность.

     Однако  эти задачи достигаются государством не отдельно друг от друга, все они  взаимосвязаны. Достижение нижестоящей  цели является средством для выполнения цели более высокого уровня. Рассмотрим подробнее эти цели:

  1. Обеспечение свободы. Основная проблема данной цели связана, прежде всего, с ее восприятием. Определить ее объективное содержание довольно трудно, и здесь многое зависит от интересов отдельных групп и слоев общества. Свободу можно воспринимать как философский, социальный термин, с одной стороны, и как экономический — с другой. Вот почему преобладающая точка зрения — любое вмешательство государства в ход развития рыночной экономики (даже в форме предоставления помощи) является ограничением экономической свободы и усилением зависимости.

      В условиях России понятие экономической  свободы пока существенно отличается от этого понятия, сложившегося в  странах с развитой рыночной экономикой. В основном это связано с менталитетом населения и общественно-политическими традициями. Россия всегда отличалась высокой степенью государственной централизации и стремлением народа не столько к индивидуальной свободе, сколько к общинности.

  1. Правовой порядок. Цель — обеспечение в государстве правового порядка — достаточно сложна. Представления разных субъектов о правовой обоснованности того или иного экономического решения могут быть весьма различными. Это связано с разными интересами участников экономической деятельности. Правовая обоснованность признается ими, как правило, тогда, когда экономическая политика выполняет интерес данного субъекта. В связи с этим стратегия регулирования должна направляться таким образом, чтобы принимаемые меры по возможности соответствовали представлениям разных общественных групп о законности. Этого можно достичь лишь в форме признаваемого всеми компромисса.

     Очень сложно достичь этого компромисса  в области обеспечения законности в рамках экономической политики России, где весьма значительны различия в общественных взглядах. Например, меры правительства в 90-х годах ХХ в. по поддержанию в стране финансовой стабильности (в частности, сдерживание социальных расходов) характеризовались рядом политических партий как преступные шаги. Меры по перестройке структуры промышленности и сокращению доли отраслей ВПК обозначались как предательство интересов российского народа.

  1. Внутренняя и внешняя безопасность. Для обеспечения внешней и внутренней безопасности государству необходимо создать соответствующие институты по поддержанию общественного порядка внутри страны. Также обязательно наличие профессионально подготовленной армии.

      Рассмотрев  три главные цели экономической  политики, обратимся к следующим  соподчиненным целям, они более  практически ориентированы. Они  представляют собой методы достижения высшей цели — обеспечение благосостояния нации. На практике они реализуются как стремление к максимальному росту ВВП. Государство при этом должно проводить такую экономическую политику, чтобы масштабы и пропорции создаваемого ВВП были наиболее оптимальными. На первый взгляд кажется, что это достаточно легко, но в действительности довольно сложно ориентироваться на показатель роста ВВП. Данный индекс не во всем точно отражает уровень и качество жизни.

     При использовании показателя ВВП в  качестве критерия уровня благосостояния важно учитывать не только его абсолютный, но и относительный объем, то есть показатель ВВП на душу населения. При этом многое решает пропорция между темпами роста ВВП и увеличением численности населения. Если прирост населения происходит быстрее увеличения ВВП (как это наблюдается в настоящее время в некоторых развивающихся странах), тогда реальный уровень благосостояния (несмотря на абсолютный рост ВВП) понижается.

     Существует  еще одна слабая сторона показателя ВВП при оценке благосостояния населения. ВВП не показывает характер распределения продукта, а только объем его производства. Государство не достигнет благосостояния, если продукт будет распределен неравномерно. Поэтому определенный темп роста ВВП не во всем однозначно показывает аналогичный прирост благосостояния всей нации.

     Из  всего этого можно сделать  вывод: формулировка основной цели экономической  политики как роста благосостояния не позволяет точно выработать определенную стратегию. Поэтому необходима система  более частных прикладных целей. Таким образом, можно выделить четыре прикладные задачи:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
  4. внешнеэкономическое равновесие.

     Рассмотрим  их более подробно:

  1. Экономический рост. Как правило, эта цель считается ведущей в экономике. Ее реализация определяется как абсолютный и относительный рост ВВП. Но среди экономистов наряду с общим мнением о важности показателя экономического роста имеются немалые расхождения по вопросу о степени роста и методах его обеспечения. Существуют как сторонники активного экономического роста, так и приверженцы спокойного устойчивого равновесного состояния экономики. Существует также теория, согласно которой рекомендуется «нулевой рост» — ради сохранения окружающей среды и более длительной возможности использования сырьевых природных ресурсов.

     В целом наибольшая важность показателя экономического роста в том, что  он может отражать рост реального  ВВП и прогресс в области производительности труда. Недостаток его в том, что  он не отражает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды.

  1. Полная занятость. Совместимой с целью экономического роста является другая цель — обеспечение полной занятости. Она предполагает достижение максимального использования трудоспособного населения. Более конкретно это означает борьбу с безработицей и создание новых рабочих мест. Эти меры называются политикой по обеспечению занятости.

     Полная  занятость обеспечивает оптимальный  экономический рост, поскольку именно на основе использования всего имеющегося потенциала можно достичь максимального увеличения масштабов производства. Однако надо понимать, что избавиться от определенных форм безработицы общество не в состоянии. Определенная доля лиц, не имеющих работу, всегда существует в рыночной экономике. Принято считать, что состояние полной занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (соотношение численности не имеющих работы и численности трудоспособного населения) составляет от 1,5 до 4%. Превышение данной нормы является опасным социальным явлением. Конкретный допустимый уровень безработицы во многом зависит от социально-политической обстановки в стране.

  1. Стабильность цен. Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой в том случае, если норма инфляции составляет 1-2% в год («ползучая инфляция»). Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может, потому что постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними. Масса факторов воздействует также на уровень издержек при производстве товаров и услуг.

      Уровень роста цен, превышающий указанную  норму, ведет к потере устойчивости национальной валюты, что существенно  ослабляет рыночную систему в  целом. Поэтому данная конкретная цель экономической политики является важнейшим ориентиром в действиях государства.

  1. Внешний аспект. Выполнение трех перечисленных ранее целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономики макроэкономического равновесия. Однако прослеживается закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой она становится к внешней сфере.

      При активной экспансии во внешнюю сферу  национальная экономика начинает во многом зависеть от достижения устойчивого  состояния в системе внешнеэкономических отношений. В связи с этим и выделяется самостоятельная конкретная цель — обеспечение внешнеэкономического равновесия.

Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики