Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
изучить сущность, понятие и определение налога;
рассмотреть классификацию налогов;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3-4
Глава I. Налоги и налогообложение
1.1. Сущность понятия и определения налога……………………...…………5-8
1.2. Элементы, функции и классификация налогов…………………...……..8-15
Глава II. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Понятие налоговой системы и принципы организации…………..…….16-21
2.2. Система налогового законодательства Российской Федерации…….…21-27
2.3. Налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федера-ции…………………………………………………………………...………….27-37
2.4. Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет Российской Фе-дерации…………………………………………………………………………37-40
Заключение ………………………………………………………………….........41
Список литерату-ры………………………………………………………………..42
Приложение 1……………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

моя zamba.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

      использования прогрессивной шкалы налогообложения;

      применения налоговых скидок;

      введение акцизов на предметы роскоши;

      введение в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды.

Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Социальная функция  обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе.

Контролирующая функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Поэтому полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины.

Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства. (3, с 33-36)

 

Классификация налогов.

 

Классификация налогов – группировка законодательно установленных налогов, сборов и платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца. Впоследствии А. Смит исходя из факторов производства дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя другими налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя. (3,с 40-41).

Один из возможных вариантов классификации налогов представлен ниже. Он предусматривает рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям:

1.      по способу взимания различают прямые и косвенные налоги:

прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

косвенные налоги включаются  в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объекта взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2.      в зависимости от органа власти, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

3.      по целевой направленности введения налогов различают:

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается внебюджетный фонд.

4.      в зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.

5.      по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж различают:

закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6.      по порядку ведения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

7.      по срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

налоги, построенные по принципу резиденства;

налоги, построенные по принципу территориальности.

В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных – наоборот.

Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям, расходы по уплате налогов:

включаются полностью или частично в себестоимость продукции;

включаются в цену продукции;

относятся на финансовый результат;

уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

финансируются за счет чистой прибыли предприятия;

удерживаются их доходов работника.

(2, с 24-27)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Налоговая система Российской Федерации.

 

2.1. Понятие налоговой системы и принципы организации.

 

Для успешной реализации экономического назначения налогов каждая экономическая система в лице государства и его соответствующих институтов формирует налоговую систему. Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания, а также ответственности за уклонение от налогов. (1, с 50)

Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.д.

Система (вообще) представляет собой определенный порядок в расположении и связи действий составляющих ее элементов. В системе, как в единстве закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи элементов, происходит интеграция этих элементов. Это позволяет охарактеризовать систему как качественно более высокую степень организации действий отдельных элементов, находящихся во взаимосвязи по сравнению с их механическим суммированием. Данные положения, относящиеся к системе вообще, относятся, в частности, и к налоговой системе. Налоговая система – это единство составляющих ее элементов, которые находятся во взаимосвязи, т.е. практическое применение каждого из этих элементов не должно нарушать или дублировать действий других элементов. Конкретные налоги, сборы и их взаимосвязь в рамках единой налоговой системы представляют сущность налоговых отношений, сложившихся в данном обществе.

В настоящее время в литературе преобладает мнение о том, что налоговая система – это система действий, связанных с обязательным изъятием части ВВП в пользу государства и муниципалитетов. Ограниченность этого подхода состоит в отходе от той закономерности, что налоговые отношения представляют собой одну из подсистем экономических отношений. Между тем политико-экономический подход требует анализа именно этого аспекта проблемы, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение, связывая налоговые отношения с экономическими интересами общества.

Известно, что экономические отношения охватывают отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления производимых в обществе материальных благ, характер которых определяется преимуществом той или иной формы собственности или их соотношением, сложившимся в обществе. Экономической системе современного общества присуще многообразие форм собственности на факторы производства и на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Для гармоничного развития общества хозяйствующим субъектам необходимо внести в бюджет налоги и другие обязательные платежи для покрытия затрат, осуществляемых государством в целях достижения интересов общества в целом и каждого хозяйствующего субъекта, а также гражданина в отдельности. Это означает, что в процессе общественного воспроизводства должно происходить отчуждение части дохода хозяйствующего субъекта в пользу общества. Отчуждения средств обособленного от государства собственника и механизм их передачи государству входят в функции налоговой системы и определяют характер налоговых отношений.

Налоговые отношения в распределительной фазе процесса воспроизводства воздействуют посредством прямых и обратных связей и на другие фазы данного процесса (производство, обмен и потребление).

Отношения собственности непосредственно связаны с налоговыми отношениями, сущность которых заключается в перераспределении дохода налогоплательщика в процессе перехода права собственности на часть его дохода к властным институтам общества. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что налоговые отношения входят в систему экономических отношений.

Налоговая система может быть рассмотрена как система отношений между государством и плательщиками налогов, проявляющаяся через их действия, которые соотносятся как объективное (уплата налога) и субъективное (установление налога). Это обусловливает особую значимость функций налогов, базирующихся на налоговых отношениях, и реализуемых в данной системе действий.

Таким образом, налоговая система – система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

К системообразующим условиям (факторам) относятся: собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства; законодательная база для строительства налоговой системы; механизм установления и ввода в действие налогов и сборов; виды налогов; порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы; система налоговых органов; формы и методы налогового контроля и т.д.

Мировая практика организации налоговых систем показывает, что существуют следующие варианты их построения:

разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;

система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;

система равных прав налогообложения.

Классификационные признаки позволяют дать общую характеристику налоговой системы, действующей в данной стране.

Более подробно налоговую систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, политических факторов.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объемами внутренней и внешней торговли.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России