Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Оглавление

Введение
Глава I . Понятия налоговой системы. Общие понятия 4
§ 1. Сущность и принципы налогообложения 4
§ 2. Виды налоговой системы 7
§ 3. Элементы налога 8
§ 4. Способы взимания налогов 10
§ 5. Виды налога 11
§ 6. Функции налога 14
§ 7. Стабильность и подвижность налогов 16
Глава II . Налогообложение в России 18
§ 1. Система налогообложения в России 18
§ 2. Основные налоги в России 20
§ 3. Классификация налогов в российской экономике 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом. Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

Регулирующая  функция. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса – налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. Эта функция  направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. 

      § 7. Стабильность и подвижность налогов 

     Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более – самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. “Застывших” систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.

Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.  
 

           Глава II. Налогообложение в России

           § 1. Система налогообложения в России 

     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть  первая) был принят

Государственной Думой Федерального Собрания РФ 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г., подписан Президентом РФ 31 июля 1998 г. В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» дается следующее понятие налога: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами». В этом же законе дается определение и налоговой системы: «Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему». Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги». В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону: «Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами».

Законодательными актами по налогам могут устанавливаться следующие льготы:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Налоговая система  России строится на основе единых принципов  для всех предпринимателей и предприятий  независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:

• равнонапряженность налогового изъятия;

• однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;

• стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;

• заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

Возглавляет налоговую  систему Государственная налоговая  служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.  
 

           § 2. Основные налоги в России 

Индивидуальный  подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика. Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние – по отдельным видам доходов. Они (налогоплательщики), как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства – пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода в течение финансового года. Этот период составляет шесть или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с мирового (глобального) дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам – как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Законом также предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению государственные пенсии, назначенные в порядке, установленным пенсионным законодательством Российской Федерации, стипендии, пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности).

С 1 января 2001 г. налог на доходы физических лиц рассчитывается по плоской шкале с использованием единой ставки в размере 13%. Ставка 9% применяется к доходам, получаемым физическим лицом - резидентом Российской Федерации от долевого участия в деятельности российских организаций в виде дивидендов. Ставка 30% применяется в отношении всех доходов, получаемых в Российской Федерации нерезидентами. Отдельные виды доходов, получаемых физическими лицами, облагаются по ставке 35%. К таким доходам относятся, в частности, проценты по банковским вкладам с процентной ставкой, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в рублях или 9% в иностранной валюте, а также страховые выплаты по договорам добровольного долгосрочного страхования (на срок не менее пяти лет) в сумме, превышающей сумму страховых взносов, суммы всех видов выигрышей.

Налог на прибыль организаций – это федеральный прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. 
Данный налог является прямым, т.е. впрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, поэтому государство стремится активно влиять на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через предоставление или отмену льгот и регулирование налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.

 Налогоплательщиками  налога на прибыль признаются  все предприятия и организации, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности. К ним следует отнести коммерческие банки; организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности; негосударственные пенсионные фонды; бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности. К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства и получающие в России доходы. Согласно статье 247 НК РФ объектом  налогообложения  по  налогу  на  прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки).

В законодательстве РФ установлен ряд категорий организаций, которые не являются плательщиками налога на прибыль:

- Центральный  банк РФ по прибыли, полученной  от деятельности, связанной с  регулированием денежного обращения;

- организации,  налогообложение которых осуществляется в соответствии со специальными налоговыми режимами (с гл. 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и др.).

Согласно Федеральному закону от 26.11.2008 № 224-ФЗ ставки налога на прибыль с 1 января 2009 года снижены  сразу на 4% (с 24 до 20%). В соответствии с прежней редакцией Налогового кодекса ставка налога делилась на две части – 6,5 процента пополняли федеральный бюджет, 17,5 процента – бюджеты регионов. С 1 января 2009 года ставка в федеральный бюджет составляет 2 процента, а в бюджет регионов 18 процентов.

Налог на товары и услуги. Прежде всего, это:

1) таможенные пошлины. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ на основании Федерального закона № 5003-1 от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин изменяются от 5% до 30% от таможенной стоимости товара, подлежащего обложению таможенной пошлиной. Пошлина уплачивается до или в момент прохождения таможенной очистки грузов. От таможенных пошлин освобождается взнос инвестором основных средств производственного назначения в натуральном выражении в уставный капитал российской компании с иностранными инвестициями в течение периода формирования уставного капитала (Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883).

2) акцизы. Являются косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Как налог на добавленную стоимость, они  введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж. Акцизы взимаются с ряда потребительских товаров (например, алкогольных напитков, пива, табачных изделий, легковых автомобилей, мотоциклов и т.д.), а также с нефтепродуктов (бензина, горючего и смазочных материалов). Налогом облагается реализация подакцизных товаров, произведенных или переработанных на территории Российской Федерации (кроме отдельных видов), импорт подакцизных товаров, вклад подакцизных товаров в уставный капитал компании, использование подакцизных товаров на собственные нужды, а также некоторые другие операции. Передача между структурными подразделениями одной организации подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров акцизом не облагается.

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды