Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:37, курсовая работа
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
Введение
Глава I . Понятия налоговой системы. Общие понятия 4
§ 1. Сущность и принципы налогообложения 4
§ 2. Виды налоговой системы 7
§ 3. Элементы налога 8
§ 4. Способы взимания налогов 10
§ 5. Виды налога 11
§ 6. Функции налога 14
§ 7. Стабильность и подвижность налогов 16
Глава II . Налогообложение в России 18
§ 1. Система налогообложения в России 18
§ 2. Основные налоги в России 20
§ 3. Классификация налогов в российской экономике 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
§
3. Элементы налога
Налоговая система государства базируется на соответствующих законодательных актах, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. С этой целью были определены элементы налога, к которым относятся:
- объект налога – это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами;
- субъект налога, или налогоплательщик – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое, в соответствии с законодательством, возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств;
- источник налога – доход или имущество, с которого уплачивается налог. Для уплаты налога имущество должно производительно использоваться;
- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налога; часть объекта налога, подлежащая налогообложению;
- налоговый агент – физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность удержать налог и перечислить его в бюджет;
- налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов;
- отчетный период – срок составления отчетности и представления ее в налоговый орган. Отчетность может представляться несколько раз в течение одного налогового периода;
- налоговая ставка – элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (на заработную плату, землю, прибыль, физическое или юридическое лицо).
Существуют
следующие виды налоговых
ставок:
а) в зависимости от метода установления:
• твердые – устанавливаются в абсолютной
сумме на единицу объекта обложения, независимо
от размера объекта обложения;
• долевые – выражаются в определенных
долях объекта обложения (адвалорные,
т.е. от стоимости, и процентные);
• кратные – размер налога общепринятой
базовой величины;
• смешанные (комбинированные) – комбинации
из других видов ставок.
б) в зависимости от отношения величины
ставки к размеру объекта налогообложения:
• прогрессивные – возрастают с увеличением
объекта налогообложения;
• регрессивные – уменьшаются с увеличением
объекта налогообложения;
• пропорциональные – устанавливаются
в одинаковом проценте к объекту налога,
независимо от его величины.
в) ставки, определяемые в целях проведения
налогового анализа:
• маржинальные – ставки, зафиксированные
непосредственно в налоговом законодательстве;
• фактические – определяются расчетным
путем, как отношение суммы уплаченного
налога к налоговой базе;
• экономические – определяются как отношение
суммы налога к объекту налогообложения.
-
налоговая льгота – преимущество,
предусмотренное законодательством и
предоставляемое отдельным категориям
налогоплательщиков по сравнению с другими
налогоплательщиками, включая возможность
не уплачивать налог или уплачивать его
в меньшем размере. В зависимости от того,
на изменение какого элемента налогообложения
направлены налоговые льготы, они разделяются
на 3 вида:
1) изъятия;
2) скидки;
3) налоговые кредиты.
- порядок исчисления налога – действия налогоплательщика, налогового органа или налогового агента по определению и удержанию фактической суммы налога;
-
срок уплаты налога – календарная
дата или определенный период времени,
в течение которого субъект налога расчитывается
по налоговым обязательствам (ежемесячные,
ежеквартальные, ежегодные).
§
4. Способы взимания
налогов
В налоговой практике существуют 5 способов взимания налогов:
1) Кадастровый. Этот способ предполагает использование кадастра. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. Кадастр: 1) список лиц, подлежащих обложению налогом (подоходным, земельным, имущественным и пр.); 2) систематизированный свод или реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, строений, промыслов), используемых для исчисления соответствующих прямых налогов. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и другие кадастры.
2) Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника). Это означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. В этом случае исключается возможность уклонения от уплаты налога, т.к. налог удерживается до выплаты дохода, а перечисляется в бюджет в день получения наличных денег в банке для выплаты заработной платы и других доходов. Пример – подоходный налог с физических лиц.
3) Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации). Предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы по месту постоянного жительства. В декларации физические лица должны указывать сведения обо всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов.
4) В момент расходования средств. Характерен для косвенного налогообложения, когда налоги включаются в цену товаров, работ, услуг и уплачиваются конечным потребителем в момент приобретения товаров. Этот способ наиболее эффективен и используется во многих странах мира.
5)
В процессе потребления
и использования имущества. Налог уплачивается
из дохода налогоплательщика ежегодно
и носит контрольно-регулятивный характер
(налог с владельцев автотранспортных
средств и пр.)
§
5. Виды налога
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество:
- подоходный налог
с физических лиц (налог на личные доходы).
Является вычетом из доходов (обычно годовых)
налогоплательщика – физического лица.
Налоговые системы разных стран, будучи
в основном схожими, имеют свои собственные
наборы налоговых ставок и изъятий из
налогообложения, налоговых кредитов
и сроков выплат. Обычно подоходный налог
взимается по прогрессивной ставке, повышающейся
по мере роста дохода налогоплательщика.
Высшие ставки подоходного налога в развитых
странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий
уровень подоходного налога – в Швеции.
В России минимальная ставка этого налога
составляет 12%, максимальную предполагается
повысить до 45%.
- налог на прибыль
предприятий (корпораций, фирм). Взимается
в случае, если они признаются юридическими
лицами. Однако для некоторых фирм в мелком
бизнесе делается исключение: они признаются
юридическими лицами, но налоги платят
не они, а их владельцы через индивидуальный
подоходный налог. Налог на прибыль предприятий
(корпоративный налог) составляет основную
часть их налоговых выплат. Обложению
налогом подлежит прибыль, чистый доход
(валовая выручка за вычетом всех расходов
и убытков). В России ставка этого налога
близка к той, что действует в ведущих
развитых странах – до 35%.
- социальные налоги.
Охватывают взносы предприятий на социальное
обеспечение и налоги на заработную плату
и рабочую силу. Они представляют собой
выплаты, которые осуществляются частично
самими работающими, частично – их работодателями
и направляются в различные внебюджетные
фонды: по безработице, пенсионный и т.д.
Государство также принимает участие
в финансировании этих фондов. Налоги
на фонд заработной платы и рабочую силу
выплачиваются только работодателями.
- поимущественные
налоги. Это налоги на имущество, землю
и другую недвижимость, дарения и наследство.
Размер этих налогов определяется задачей
перераспределения богатства. В некоторых
странах такие налоги включаются в акцизные
сборы, взимаемые при совершении сделок.
- налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж.
Налоги на доходы и имущество взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Прямые налоги делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) – имущество).
Прямые налоги
номинально сокращают доходы налогоплательщиков,
так как объектами прямого налогообложения
являются доход (заработная плата, прибыль,
процент, рента и др.) и стоимость имущества
(земля, дом, ценные бумаги налогоплательщика).
Второй вид – налоги на товары и услуги:
- налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы (налоги,
прямо включаемые в цену
- налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами.
Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги подразделяются на:
а) налог на добавленную стоимость – это универсальный косвенный налог. Он устанавливается в процентах от стоимости товара, его оплачивают все потребители продукции;
б) акцизы – это косвенный налог на отдельные товары. Устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального сырья) являются едиными. Акцизы установлены на нефть, газ, автомобили, винно-водочную, табачную продукцию;
в)
фискальная монополия
(взимаются при государственной монополии
на производство и реализацию товара массового
потребления – алкогольная, табачная продукция и т.д.).
г) таможенная пошлина – налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров.
В зависимости
от использования налоги делятся
на общие и специфические. Общие
налоги используются на финансирование
текущих и капитальных расходов государственного
и местных бюджетов без закрепления за
каким либо определенным видом расходов.
Специфические налоги имеют целевое
назначение (например, отчисления на социальное
страхование или отчисления на дорожные
фонды).
§
6. Функции налога
Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую.
Фискальная функция – основная функция налогообложения, посредством которой реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношению к этой.
Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними». Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков. По словам шведского экономиста К.Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным». В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.
Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды