Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Оглавление

Введение
Глава I . Понятия налоговой системы. Общие понятия 4
§ 1. Сущность и принципы налогообложения 4
§ 2. Виды налоговой системы 7
§ 3. Элементы налога 8
§ 4. Способы взимания налогов 10
§ 5. Виды налога 11
§ 6. Функции налога 14
§ 7. Стабильность и подвижность налогов 16
Глава II . Налогообложение в России 18
§ 1. Система налогообложения в России 18
§ 2. Основные налоги в России 20
§ 3. Классификация налогов в российской экономике 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

                        § 3. Элементы налога 

     Налоговая система государства базируется на соответствующих законодательных актах, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. С этой целью были определены элементы налога, к которым относятся:

- объект налога – это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами;

- субъект налога, или налогоплательщик – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое, в соответствии с законодательством, возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств;

- источник налога – доход или имущество, с которого уплачивается налог. Для уплаты налога имущество должно производительно использоваться;

- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налога; часть объекта налога, подлежащая налогообложению;

- налоговый агент – физическое  или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность удержать налог и перечислить его в бюджет;

- налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов;

отчетный период – срок составления отчетности и представления ее в налоговый орган. Отчетность может представляться несколько раз в течение одного налогового периода;

- налоговая ставка – элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (на заработную плату, землю, прибыль, физическое или юридическое лицо).

Существуют  следующие виды налоговых  ставок: 
а) в зависимости от метода установления: 
• твердые –  устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения, независимо от размера объекта обложения; 
• долевые – выражаются в определенных долях объекта обложения (адвалорные, т.е. от стоимости, и процентные); 
• кратные – размер налога общепринятой базовой величины; 
• смешанные (комбинированные) – комбинации из других видов ставок. 
б) в зависимости от отношения величины ставки  к размеру объекта налогообложения: 
• прогрессивные – возрастают с увеличением объекта налогообложения; 
• регрессивные – уменьшаются с увеличением объекта налогообложения; 
• пропорциональные – устанавливаются в одинаковом проценте к объекту налога, независимо от его величины. 
в) ставки, определяемые в целях проведения налогового анализа: 
• маржинальные – ставки, зафиксированные непосредственно в налоговом законодательстве; 
• фактические – определяются расчетным путем, как отношение суммы уплаченного налога к налоговой базе; 
• экономические – определяются как отношение суммы налога к объекту налогообложения.

- налоговая льгота – преимущество, предусмотренное законодательством и предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида: 
1) изъятия; 
2) скидки; 
3) налоговые кредиты.

- порядок исчисления налога – действия налогоплательщика, налогового органа или налогового агента по определению и удержанию фактической суммы налога;

- срок уплаты налога – календарная дата или определенный период времени, в течение которого субъект налога расчитывается по налоговым обязательствам (ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные). 

                  § 4. Способы взимания налогов 

     В налоговой практике существуют 5 способов взимания налогов:

1) Кадастровый. Этот способ предполагает использование кадастра. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. Кадастр: 1) список лиц, подлежащих обложению налогом (подоходным, земельным, имущественным и пр.); 2) систематизированный свод или реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, строений, промыслов), используемых для исчисления соответствующих прямых налогов. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и другие кадастры.

2) Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника). Это означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. В этом случае исключается возможность уклонения от уплаты налога, т.к. налог удерживается до выплаты дохода, а перечисляется в бюджет в день получения наличных денег в банке для выплаты заработной платы и других доходов. Пример – подоходный налог с физических лиц.

3) Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации). Предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы по месту постоянного жительства. В декларации физические лица должны указывать сведения обо всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов.

4) В момент расходования средств. Характерен для косвенного налогообложения, когда налоги включаются в цену товаров, работ, услуг и уплачиваются конечным потребителем в момент приобретения товаров. Этот способ наиболее эффективен и используется во многих странах мира.

5) В процессе потребления и использования имущества. Налог уплачивается из дохода налогоплательщика ежегодно и носит контрольно-регулятивный характер (налог с владельцев автотранспортных средств и пр.) 

                        § 5. Виды налога 

     Налоги  бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество:

- подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы). Является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика – физического лица. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога – в Швеции. В России минимальная ставка этого налога составляет 12%, максимальную предполагается повысить до 45%. 

- налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм). Взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах – до 35%. 

- социальные налоги. Охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично – их работодателями и  направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. 

- поимущественные налоги. Это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок. 

- налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж.

Налоги на доходы и имущество взимаются с конкретного физического или юридического лица,  их называют прямыми налогами. Прямые налоги делятся на личные  и реальные. Личные  налоги уплачиваются  с действительно   полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Эти налоги  учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real  (англ.) – имущество).

Прямые налоги номинально сокращают доходы налогоплательщиков, так как объектами прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги налогоплательщика). 

Второй вид  – налоги на товары и услуги:

- налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара  или услуги);

- налог на  наследство, на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами. 

Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги подразделяются на:

а) налог на добавленную стоимость – это универсальный косвенный налог. Он устанавливается в процентах от стоимости товара, его оплачивают все потребители продукции;

б) акцизы это косвенный налог на отдельные товары. Устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального сырья) являются едиными. Акцизы установлены на нефть, газ, автомобили, винно-водочную, табачную продукцию;

в) фискальная монополия (взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления – алкогольная, табачная продукция и т.д.). Уплачивается при получении лицензии, сертификата на данный вид деятельности;

г) таможенная пошлина налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров.

В зависимости  от использования налоги делятся  на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды). 

                        § 6. Функции налога 

     Если  рассматривать функции налогов  в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую.

Фискальная  функция – основная функция налогообложения, посредством которой реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейший  экономический субъект. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношению к этой.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними». Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков. По словам шведского экономиста К.Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным». В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды