Налогообложение и налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.
С переходом российской экономики к рыночным отношениям налоги – основной фактор экономического роста – становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение 3
1. Налоговая политика государства и налогообложение 5
1.1 Бюджетно-налоговая политика России при переходе к рынку 5
2. Налоги 11
2.1. Виды налогов, их роль в формировании доходов бюджета 11
2.2. Ответственность налогоплательщиков 18
3. Пример расчетов предприятия с бюджетом 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

29 курс. по эконом. теории ПРО НАЛОГИ.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

      Таблица 3 - Удельный вес основных налогов в налоговых поступлениях федерального бюджета Российской Федерации  (%)                                             

Доходы  федерального бюджета 2003 г 2004 г. 2005 г.
Налоговые доходы, в т.ч. 100,00 100,00 100,00
Налог на прибыль предприятий и организаций 15,92 18,44 14,64
Налог на доходы физ.лиц 3,91 2,84 0,19
Налоги  на совокупный доход
0,25 0,27 0,33
НДС 43,37 38,51 43,75
Акцизы 16,53 13,59 13,91
Платежи за пользование природными ресурсами 2,08 1,92 3,40
Таможенные  пошлины и иные таможенные сборы  и платежи 16,91 23,76 22,69
Прочие  налоги, пошлины и сборы 1,04 0,67 1,09
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 

        2.2. Ответственность налогоплательщиков 
 
 

        Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики несут ответственность за налоговые нарушения. Каждый налогоплательщик обязан:

     -  уплачивать законно установленные  налоги;

     - встать на учет в налоговом  органе, если такая обязанность  предусмотрена настоящим Кодексом;

     - вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

      - представлять в налоговый орган  по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

      - представлять налоговым органам  и их должностным лицам в  случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

     -выполнять  законные требования налогового  органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

     - предоставлять налоговому органу  необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;

     - в течение четырех лет обеспечивать  сохранность данных бухгалтерского  учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

     Налогоплательщики—организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных выше, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

     об  открытии или закрытии счетов —  в 10-дневный срок;

     обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

     обо всех обособленных подразделениях, созданных  на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

     об  объявлении о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

     об  изменении своего местонахождения  — в срок не позднее 10 дней с момента  такого изменения.

     Обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Если предприятие оказывается не в состоянии уплатить налоги, то налоговая служба вправе предъявить в арбитражный суд иск о признании данного предприятия банкротом.

     С введением в действие части первой Налогового кодекса РФ ответственность  за налоговые правонарушения стала  самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности.

     Кроме налоговой ответственности, определяемой НК, субъектом которой является только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также и другие виды ответственности, возлагаемые на должностных лиц, а именно административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах регулируется Законом РФ"О государственной налоговой службе РФ", Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также Указом Президента РФ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и других обязательных платежей" от 23 мая 1994 г. № 1006 . Ответственность за нарушения, содержащие признаки преступления, предусмотрена Уголовным кодексом РФ, а именно ст. 173, 198, 199. Налоговый кодекс РФ (ст. 10) предусматривает также финансовую ответственность за правонарушения в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, регулируемую кроме Налогового кодекса Таможенным кодексом РФ.

     Таким образом, неправомерные действия налогоплательщиков могут привести к трем видам ответственности:

  • налоговой (финансовой), налагаемой на налогоплательщика в целом;
  • административной, налагаемой на должностных лиц;
  • уголовной, налагаемой на должностных лиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Пример расчетов предприятия с бюджетом 
 
 

     Учет  начисленных и фактически уплаченных сумм налогов и финансовых санкций  ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Министерством финансов РФ. Бюджетная  классификация предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на определенный для него раздел, параграф, код, статью доходной части бюджетов.

     Юридические лица в установленные сроки представляют налоговым органам бухгалтерские  отчеты и налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный отчетный период.

     Для уплаты обозначенных в расчетах платежей предприятия сдают в банк платежные  поручения с указанием в них  своего ИНН, бюджета, видов налогов или платежей, раздела и параграфа бюджетной классификации и наименования налоговой инспекции. Банк списывает со счетов плательщиков – своих клиентов обозначенные в платежных поручениях суммы и зачисляет их на соответствующие бюджетные счета.

     Рассмотрим, какую долю в выручке ОСПАО «ЧУС» занимают начисленные налоги. Данные представлены в табл. 3.

     Налог на прибыль в 2004 значительно снизился по сравнению с 2003 г. Связано это с уменьшением налогооблагаемой прибыли, ставки налога и с изменением порядка исчисления налога  в связи  с введением главы 25 НК РФ. В 2005 г. ситуация несколько изменилась. Прибыль до налогообложения была ниже, чем в 2004 г., но, несмотря на это, налог на прибыль возрос. Объясняется это тем, что в расходах предприятия выросла доля расходов, не принимаемых под налогообложение.

       Доля  налога на имущество постепенно падает при неизменной ставке налога. Изменение  происходит за счет уменьшения среднегодовой  стоимости имущества, что в свою очередь произошло за счет увеличения износа основных средств. В 2006 г. ожидается уменьшение налога за счет изменения объекта налогообложения.

      Таблица 3 – Доля налогов в выручке предприятия

Показатели ед. 2005 2004 2003
1 2 3 4 5
Выручка от реализации с НДС руб. 346 476 451 301 390 486 282 991 718
НДС руб 55 392 717 50 010 491 44 215 277
  % 19,04 19,91 18,53
н/продаж руб 197 484 252 472 165 359
  % 0,07 0,10 0,07
Выручка от реализации без  НДС руб 290 886 250 251 127 522 238 611 082
Налоги, относимые на себестоимость, в т.ч.
Транспортный  налог руб 1 916 960    
  % 0,66    
Налог на пользователей автодорог руб 10 039 2 555 369 1 936 264
  %   1,02 0,81
Налог с владельцев а/тр-та руб   1 551 072 1 658 333
  %   0,62 0.69
Платежи за загрязнение окр.среды руб 45 212 23 899 61 521
  % 0,02 0,01 0,03
Отчисления на воспроизводство-мин.сырьевой базы руб     69 435
  %     0,03
Платежи за пользование недрами руб     56 052
  %     0,02
Налог на добычу полезных ископаемых руб 230 797    
  % 0,08    
Аренда  земли руб 3 757 889 2 906 361 1 338 026
  % 1,29 1,16 0,56
ЕСН руб 24 343 236 20 976 172 16 329 704
  % 8,37 8,35 6,84
Обязат.страхование  от несчастных случаев на пр-ве руб 826 659 701 624 765 198
  % 0,28 0,28 0,32
Налог на доходы физ.лиц руб 8 656 987 6 910 455 4 759 457
  % 2,98 2,75 1,99
Налоги, относимые на фин.результаты, в т.ч.
Налог на имущество руб 2 639 302 2 506 806 2 544 831
% 0,91 1,00 1,07
1 2 3 4 5
Налог на содержание жил.фонда и объектов соц.-культ.сферы руб     33 249
  %     0,01
Сбор  на содержание территории руб 58 680    
  % 0,02    
Налог на прибыль руб 1 454 594 562 881 4 659 219
  % 0,50 0,22 1,95
Всего налогов руб 99 530 557 88 957 603 78 591 926
  % 34,22 35,42 32,94
Штрафы, пени по налогам руб 2 152 631 2 725 180 1 087 306
  % 0,74 1,09 0,46
 

       Доля  НДС в 2004 г. увеличилась по сравнению с 2003 г. с 18,53% до 19,91%, а в 2005 г. уменьшилась до 19,04%. Ставка налога не менялась. Сумма НДС уменьшилась за счет ухудшения расчетов покупателей с организацией, а также снижения количества заказов.

       Доля  налогов, служащих источниками образования  дорожных фондов, в выручке менялась от 1,5% в 2001 г. до 1,64% в 2004 г. В 2005 г. эти налоги отменены и заменены на транспортный налог, доля которого в выручке 2005 г. составляет 0,66%, т.е. налоговая нагрузка на предприятие в этой части уменьшилась.

       За  счет повышения ставок на аренду земли наблюдается неуклонный рост этих платежей от года к году.

       Наблюдается рост платежей по налогу на доходы физических лиц и, соответственно, доля единого  социального налога.

     По  результатам проведенного анализа  в общем можно отметить, что доля налогов в выручке от реализации в 2004 г. выросла по сравнению с 2003г. на 2,48%, а в 2005 г. снизилась на 1,2% по сравнению с 2004г.

     В соответствии с действующим налоговым  законодательством и другими  нормативными актами плательщики обязаны  уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На практике  юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от их уплаты и т.п.

     У предприятия на 2003 г. сложилась большая задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Основной причиной образования недоимки в бюджет за минувшие несколько лет явилось отсутствие средств на расчетных счетах предприятия из-за преобладания в расчетах взаиморасчетов. Для урегулирования вопроса погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам перед бюджетом, в соответствии с [14], ОСПАО «ЧУС» получило разрешение на проведение реструктуризации задолженности перед бюджетом с предоставлением права равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6-ти лет, по пеням и штрафам – в течение 4-х лет после погашения налогов и сборов. В связи с этим, на основании решения налогового органа, был утвержден график погашения задолженности. С этим связан рост штрафов, пеней по предприятию в 2004 г. по сравнению с 2003 г. В 2005 г. доля штрафных санкций имеет тенденцию к снижению. Стоит отметить положительный факт, что предприятие выдержало график погашения задолженности перед бюджетом по реструктуризации  и по текущим платежам.

Информация о работе Налогообложение и налоговая политика государства