Налогообложение и налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.
С переходом российской экономики к рыночным отношениям налоги – основной фактор экономического роста – становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение 3
1. Налоговая политика государства и налогообложение 5
1.1 Бюджетно-налоговая политика России при переходе к рынку 5
2. Налоги 11
2.1. Виды налогов, их роль в формировании доходов бюджета 11
2.2. Ответственность налогоплательщиков 18
3. Пример расчетов предприятия с бюджетом 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

29 курс. по эконом. теории ПРО НАЛОГИ.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

      Постоянный  поиск, в котором находится отечественная  налоговая система, показывает, что  пока не все ее проблемы решены. Так, предстоит отметить некоторые «нерыночные» налоги, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (например, транспортный налог), а также использование налогов с целевым направлением (налог на пользователей автомобильных дорог). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на минеральное сырье). В результате общее число налогов может сократиться в несколько раз. Основным источником доходов для местных бюджетов должны стать имущественные налоги. Вместо действующих сейчас имущественных налогов предполагается ввести единый налог на недвижимость.

      В 1996 г. опубликован Налоговый кодекс РФ – систематизированный законодательный  акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Целью изменений налоговой системы, предусмотренных Налоговым кодексом, является построение единой и стабильной налоговой системы в границах России. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России благосостояния ее граждан. Налоговая система должна опираться на единую правовую базу с методами ответственности за налоговые правонарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Налоги

      2.1.  Виды налогов, их роль в формировании доходов бюджета

 
 
 

     В системе расчетных взаимоотношений  предприятий денежные расчетные  отношения с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами занимают особое место.

     Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия  с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

     Налоговые отношения и вопросы налогообложения  регулируются налоговым законодательством: Налоговым кодексом РФ, федеральными законами о налогах и сборах, законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

     Федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах случаях (п.1 ст.4 [1]) издают нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным, местным налогам издаются МНС РФ по согласованию с Минфином РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

     Проведение  рыночных преобразований в экономике  немыслимо без создания эффективной  налоговой системы, обеспечивающей формирование доходов бюджетов всех уровней и стимулирующей развитие отечественной экономики. К сожалению, современное отечественное налоговое законодательство не в полной мере отвечает этим целям, что является одним из тормозов развития экономики [5].

     Основы  существующей в стране налоговой  системы были заложены на рубеже 90-х  годов. Если первоначально российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов, то со временем присущие ей недостатки становились все более заметными.

     Затягивание с решением назревших вопросов восстановления справедливости действующей в стране налоговой системы, а также реального  облегчения налоговой нагрузки на законопослушных  налогоплательщиков стало одной  из основных причин массовых случаев сокрытия доходов от налогообложения, развития теневой экономики и бегства капиталов за границу.

     Преобразования  последних лет, главными из которых  явилось введение в действие с 1 января 1999 г. части первой и с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса Российской Федерации, хотя и решили ряд назревших вопросов, но все же не до конца разъяснили наиболее болезненные для налогоплательщиков вопросы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

     Цели  масштабной налоговой реформы могут быть достигнуты только с принятием Налогового кодекса Российской Федерации как единого, взаимосвязанного и комплексного документа, учитывающего всю систему налоговых правоотношений. Многое уже сделано в этой области, но и многое еще предстоит доработать.

     Налоговая реформа не предполагает коренной ломки  действующей системы налогов  и сборов, но и не может иметь  чисто косметический характер. В  рамках ее осуществления должны быть достигнуты следующие цели:

     - ослабление налогового бремени  на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки, продолжения начатого курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

     -     усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

     -      упрощение налоговой системы  за счет установления исчерпываю-щего  перечня налогов и сборов с  сокращением их общего числа,  минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;

     -     обеспечение стабильности налоговой  системы, то есть определен-ности  для налогоплательщиков по объемам  налоговых платежей на длительный период;

         -       существенное  повышение уровня собираемости  налогов и сборов. 

     

       

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

     

       
 

     

       
 
 
 

         Рис. 1.  Схема налоговой системы Российской Федерации согласно

                        Налоговому кодексу 

     Налоговая система должна обеспечивать доходы федерального, региональных и местных бюджетов гарантированными налоговыми источниками. Перечень федеральных, региональных и местных налогов (с некоторыми уточнениями), установленный в статьях 13 - 15 части первой [1], позволяет решить эту задачу.

     Следует отметить, что в настоящее время  большинство предприятий и организаций  России являются плательщиками значительно  меньшего количества налогов, чем несколько  лет назад. Можно привести в качестве примера отмену таких налогов, как налоги в дорожные фонды (4 налога были заменены одним – транспортным налогом), налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, с 2004 г. отменены сбор на содержание милиции и благоустройство территории, налог с продаж. По некоторым налогам внесены изменения в определение налогооблагаемой базы (например, с 2004 г. по налогу на имущество), по некоторым снижена ставка налога (налог на прибыль с 30 до 24%, НДС с 2004 г. с 20 до 18%). Классификация налогов на текущий момент согласно Налогового кодекса приводится на рис.1.

     Основная  часть доходов консолидированного бюджета в настоящее время  формируется за счет поступлений  от федеральных налогов. В динамике доходы федерального бюджета в абсолютных величинах представлены в табл. 1. Эти налоги и впредь должны остаться в качестве основных источников формирования доходной части бюджетов всех уровней [1].

     Таблица 1 - Основные налоги, формирующие доходы федерального бюджета РФ                                                                        

Доходы  федерального бюджета, млрд.руб

2003 г. 2004 г. 2005 г.
1 2 3 4
Доходы, всего 615,53 1 132,08 1 593,98
из  них:      
Неналоговые доходы 49,20 74,39 119,07

Доходы  целевых бюджетных  фондов, всего

56,63 92,92 14,51
Налоговые доходы, в т.ч. 509,70 964,78 1 460,40
Налог на прибыль предприятий и организаций 81,14 177,95 213,78
      Окончание таблицы 1.
1 2 3 4
Налог на доходы физ.лиц 19,95 27,37 2,75
Налоги  на совокупный доход 1,26 2,59 4,85
НДС 221,06 371,51 638,97
Акцизы 84,23 131,09 203,12
Платежи за пользование природными ресурсами 10,58 18,57 49,69
Таможенные  пошлины и иные таможенные сборы  и платежи 86,20 229,22 331,34
Прочие  налоги, пошлины и сборы 5,28 6,48 15,90
 

     Как видно из приведенной выше таблицы, ведущую роль в формировании доходов бюджета играют такие налоги как НДС, затем таможенные пошлины и сборы, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы. В последние годы растут доходы от платежей за пользование природными ресурсами. В табл. 2 и табл. 3 представлены соответственно удельные веса основных налогов в общих доходах федерального бюджета и в доходах от налоговых поступлений. Графически для наглядности удельный вес основных налогов в налоговых поступлениях федерального бюджета представлен на рис. 2. 

     Таблица 2 - Удельный вес налогов в доходах федерального бюджета РФ (%) 

Доходы  федерального бюджета, млрд.руб 2003 г. 2004 г. 2005 г.
1 2 4

Доходы, всего

100,00 100,00 100,00
из  них:      
Неналоговые доходы 7,99 6,57 7,47
Доходы  целевых бюджетных  фондов, всего 9,20 8,21 0,91
Налоговые доходы, в т.ч. 82,81 85,22 91,62
Налог на прибыль предприятий и организаций 13,18 15,72 13,41
Налог на доходы физ.лиц 3,24 2,42 0,17
Налоги  на совокупный доход 0,20 0,23 0,30
НДС 35,91 32,82 40,09
Акцизы 13,68 11,58 12,74
Платежи за пользование природными ресурсами 1,72 1,64 3,12
Таможенные  пошлины и иные таможенные сборы  и платежи 14,00 20,25 20,79
Прочие  налоги, пошлины и сборы 0,86 0,57 1,00

Информация о работе Налогообложение и налоговая политика государства