Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:14, курсовая работа
Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.
С переходом российской экономики к рыночным отношениям налоги – основной фактор экономического роста – становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Введение 3
1. Налоговая политика государства и налогообложение 5
1.1 Бюджетно-налоговая политика России при переходе к рынку 5
2. Налоги 11
2.1. Виды налогов, их роль в формировании доходов бюджета 11
2.2. Ответственность налогоплательщиков 18
3. Пример расчетов предприятия с бюджетом 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Постоянный
поиск, в котором находится
В
1996 г. опубликован Налоговый кодекс
РФ – систематизированный
В
системе расчетных
Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.
Налоговые
отношения и вопросы
Федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях (п.1 ст.4 [1]) издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным, местным налогам издаются МНС РФ по согласованию с Минфином РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Проведение
рыночных преобразований в экономике
немыслимо без создания эффективной
налоговой системы, обеспечивающей
формирование доходов бюджетов всех
уровней и стимулирующей
Основы существующей в стране налоговой системы были заложены на рубеже 90-х годов. Если первоначально российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов, то со временем присущие ей недостатки становились все более заметными.
Затягивание с решением назревших вопросов восстановления справедливости действующей в стране налоговой системы, а также реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков стало одной из основных причин массовых случаев сокрытия доходов от налогообложения, развития теневой экономики и бегства капиталов за границу.
Преобразования последних лет, главными из которых явилось введение в действие с 1 января 1999 г. части первой и с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса Российской Федерации, хотя и решили ряд назревших вопросов, но все же не до конца разъяснили наиболее болезненные для налогоплательщиков вопросы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Цели масштабной налоговой реформы могут быть достигнуты только с принятием Налогового кодекса Российской Федерации как единого, взаимосвязанного и комплексного документа, учитывающего всю систему налоговых правоотношений. Многое уже сделано в этой области, но и многое еще предстоит доработать.
Налоговая реформа не предполагает коренной ломки действующей системы налогов и сборов, но и не может иметь чисто косметический характер. В рамках ее осуществления должны быть достигнуты следующие цели:
- ослабление налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки, продолжения начатого курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
-
упрощение налоговой системы
за счет установления
-
обеспечение стабильности
- существенное
повышение уровня собираемости
налогов и сборов.
Рис. 1. Схема налоговой системы Российской Федерации согласно
Налоговому кодексу
Налоговая система должна обеспечивать доходы федерального, региональных и местных бюджетов гарантированными налоговыми источниками. Перечень федеральных, региональных и местных налогов (с некоторыми уточнениями), установленный в статьях 13 - 15 части первой [1], позволяет решить эту задачу.
Следует
отметить, что в настоящее время
большинство предприятий и
Основная
часть доходов
Таблица
1 - Основные налоги, формирующие доходы
федерального бюджета РФ
Доходы федерального бюджета, млрд.руб |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Доходы, всего | 615,53 | 1 132,08 | 1 593,98 |
из них: | |||
Неналоговые доходы | 49,20 | 74,39 | 119,07 |
Доходы целевых бюджетных фондов, всего |
56,63 | 92,92 | 14,51 |
Налоговые доходы, в т.ч. | 509,70 | 964,78 | 1 460,40 |
Налог
на прибыль предприятий и |
81,14 | 177,95 | 213,78 |
Окончание таблицы 1. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Налог на доходы физ.лиц | 19,95 | 27,37 | 2,75 |
Налоги на совокупный доход | 1,26 | 2,59 | 4,85 |
НДС | 221,06 | 371,51 | 638,97 |
Акцизы | 84,23 | 131,09 | 203,12 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 10,58 | 18,57 | 49,69 |
Таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи | 86,20 | 229,22 | 331,34 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 5,28 | 6,48 | 15,90 |
Как
видно из приведенной выше таблицы,
ведущую роль в формировании доходов
бюджета играют такие налоги как НДС, затем
таможенные пошлины и сборы, налог на прибыль
предприятий и организаций, акцизы. В последние
годы растут доходы от платежей за пользование
природными ресурсами. В табл. 2 и табл.
3 представлены соответственно удельные
веса основных налогов в общих доходах
федерального бюджета и в доходах от налоговых
поступлений. Графически для наглядности
удельный вес основных налогов в налоговых
поступлениях федерального бюджета представлен
на рис. 2.
Таблица
2 - Удельный вес налогов в доходах федерального
бюджета РФ (%)
Доходы федерального бюджета, млрд.руб | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Доходы, всего |
100,00 | 100,00 | 100,00 |
из них: | |||
Неналоговые доходы | 7,99 | 6,57 | 7,47 |
Доходы целевых бюджетных фондов, всего | 9,20 | 8,21 | 0,91 |
Налоговые доходы, в т.ч. | 82,81 | 85,22 | 91,62 |
Налог
на прибыль предприятий и |
13,18 | 15,72 | 13,41 |
Налог на доходы физ.лиц | 3,24 | 2,42 | 0,17 |
Налоги на совокупный доход | 0,20 | 0,23 | 0,30 |
НДС | 35,91 | 32,82 | 40,09 |
Акцизы | 13,68 | 11,58 | 12,74 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 1,72 | 1,64 | 3,12 |
Таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи | 14,00 | 20,25 | 20,79 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 0,86 | 0,57 | 1,00 |
Информация о работе Налогообложение и налоговая политика государства