Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы предоставляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не отразиться на негативном пренебрежительном отношение большинства членов общества к налогам как таковым. В настоящее время положение коренным образом изменилось.

Оглавление

I. Введение.......................................................................................................3
II. 1. Теоретические основы налогов России…........................................4
1.1. Сущность и признаки налогов и сборов..….......................4
1.2. Классификация налогов..….....................................................5
1.3. Функции налогов (основная терминология)…......................8
2. Налоговое бремя...............................................................................10
2.1. Понятие, расчёт и методы оптимизации налогового бремени....................................................................................10
2.2 Проблемы распределения налогового бремени в
переходной российской экономике……….............................14
III. Заключение.............................................................................................20
Приложение............................................................................................21
Список использованных источников и литературы...........................24

Файлы: 1 файл

Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе..docx

— 68.09 Кб (Скачать)

Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет ещё  и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия через  налоги ВВП рассчитана исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или  же запланированных к поступлению  в бюджет на очередной финансовый год. Между тем, налоговые обязательства  и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и  тоже. Дело в том, что российские налогоплательщики уплачивают налоги, в бюджет исходя не из принципа «сколько положено по закону и созданной конкретным налогоплательщиком налоговой базы», а исходя из своих реально, а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых возможностей. Иными словами, каждый налогоплательщик вносит в бюджет не сколько надо по закону, а сколько хочет или может. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда долги в бюджет по многим предприятиям стали существенно превышать их текущие налоговые платежи.

Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации  и органах местного самоуправления при составлении проектов соответствующих  бюджетов определяют суммы налогов  с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по разным видам  налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой налогооблагаемой базы.

Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все  виды бюджетов и внебюджетные фонды.

В третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным ещё и потому, что  имеются существенные погрешности  измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние  этой погрешности на размер перераспределяемого  через систему налогов ВВП. Это  связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму  произведенного ВВП в так называемой теневой экономике. Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе  производится от 25 до 40 % ВВП.

В четвертых, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, экономическая  и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой  системы страны, разрушение экономических  связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя  российского налогоплательщика. Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем  это было бы при отсутствии дестабилизирующих  экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести налоговое бремя в условиях убыточной деятельности каждого второго предприятия и острой недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки ещё более отягощает это положение, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности, а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.

Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного  налогообложения, что должно, с одной  стороны, уменьшить относительное  налоговое давление на законопослушных  налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и  способствовать тем самым подъему  российской экономики.

Налоговый кодекс России несколько  улучшает структуру налоговой системы  в пользу налогоплательщика, признавая  в целом отмену налогов, уплачиваемых с выручки.

И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе  – неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной  деятельности в том числе получаемых ими доходов. При этом налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и других форм вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки это правильно, но с позиции налоговой нагрузки её распределение осуществляется неравномерно, и сводный показатель налогового бремени подлежит корректировке с учетом этих условий.

Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющего её переработку.

Проведение МНС России обследование нескольких десятков предприятий  различных отраслей экономики показало, что предприятия по производству сельхозпродукции уплачивают в бюджет примерно 7 коп. с каждого полученного  от реализации продукции рубля. В  то же время средний показатель налоговой  нагрузки по обследованным предприятиям составил более 25 коп. с рубля выручки. Естественно, когда в целом в стране через систему налогов перераспределяется около трети ВВП, то этот показатель не может учитывать указанную выше неоднородность налоговой нагрузки. Поэтому ясно, что налогоплательщики, не имеющие льготных условий налогообложения, платят в бюджет несколько больше, чем это получается в среднем по стране.

Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связано с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс России, или, как его ещё называют, налоговая конституция страны, после принятия всех его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

Для обеспечения экономического подъёма в стране необходимо снижение налогового бремени. Оно должно произойти  за счет изменения числа налогов, за счет отмены не эффективных и  препятствующих развитию производства налоговых платежей: В первую очередь  отмены (на первом этапе резкое снижение ставок) налогов, исчисляемых от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Наконец необходимо снижение налоговой нагрузки по платежам, базой  исчисления которых являются расходы  организаций на оплату труда своих  работников. Речь идет, прежде всего, об отчислениях в государственные  социальные внебюджетные фонды.

В статьях 13, 14 и 15 первой части  Налогового Кодекса РФ введенного с 1 января 2000 года отражен перечень федеральных, региональных и местных налогов, он как минимум в два раза меньше, чем в предшествующем Законе «О налоговой  системе Российской Федерации». В  место 49 установленных федеральным  законодательством налогов и  сборов, с 1 января 2001 года взиматься  не более 25. При этом важно подчеркнуть, что с принятием Налогового Кодекса  РФ перечень федеральных, региональных и местных налогов остался  исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной  власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления по-прежнему не вправе установить налог, не предусмотренный  Налоговым Кодексом РФ. Для налогоплательщиков его введение означает упрощение  их работы по исчислению и уплате налогов, снижение вероятности допущения  ошибок и возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами и существенное снижение налогового бремени.

А также конкретный налогоплательщик будет платить далеко не все налоги и сборы из тех, что предусмотрены  в Кодексе, поскольку среди них  достаточно много специфических, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам  относится в частности, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и  отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах уплачиваемых физическими  лицами.

Если рассматривать установленную  с 1 января 2001 года систему налогов  и сборов с качественной стороны, то здесь также можно отметить достаточно много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в  первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих  налоговый характер. Принципиально  сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой  системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы их существования к ним адаптировались и российские налогоплательщики.    

Больше внимание уделено  во второй части Налогового Кодекса  налогу на добавленную стоимость, который  является основным источником бюджетных  доходов. Его удельный вес в общей  массе налоговых платежей превышает 20 %.

Раньше вопросы, связанные  с уплатой НДС регламентировались законом РФ «О налоге на добавленную  стоимость», который содержал всего 8 статей, это было явно не достаточно для столь значимого и непростого налога как НДС. Это, на мой взгляд, служило причиной постоянно возникающих  разногласий между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Налоговом  кодексе РФ этому налогу уделено  уже 35 статей. Хотя, к сожалению, наряду с разрешением многих наболевших вопросов, он тоже содержит противоречия и неоднозначные толкования отдельных  положений. И чтобы определиться, по-прежнему надо рассчитывать на официальные  дополнительные разъяснения Министерства по налогам и сборам РФ, которые  готовятся в настоящее время. Как бы не хотелось налогоплательщикам руководствоваться четко прописанным  законодательством, не требующим никаких пояснений, одинаково понятным налоговым органам и налогоплательщикам.

Но вторая часть Налогового кодекса положит конец спорам о том, что является объектом налогообложения  при уплате НДС, возникшему из-за некоторых  расхождений в российском законодательстве.

По информации «Центра  исследования экономических проблем», принятием нового налогового кодекса, власти в основном повысили налоговое  бремя физическим лицам.

Ставка подоходного налога, полученной от гранта прибыли, была повышена с 12 до 20 процентов, параллельно не была снижена полная налоговая ставка с 20 до 18 процентов, вместе с этим, на акцизную продукцию определенной категории, повысилась процентная ставка, что  повышает рыночную стоимость данных продуктов и бремя в основном ложится на физические лица.

В результате, план подоходного  налога в 2011 году, по сравнению с 2010, повысился на 21,9 процентов, в то время, как экономический рост ожидается в рамках 4,5 процентов.

В центре поясняют, что как  видно, власти намереваются путем ужесточения  администрирования физических лиц  и частных предпринимателей, мобилизовать средства в бюджет.

 

Заключение

Для обеспечения стабильного  развития нашей страны должны учитываться  и строго соблюдаться принципы налогообложения.

Важно помнить, что никто  не может полностью отказаться от системы налогов. Налоговая система  – не  только бремя, которое несет  на себе налогоплательщик, но и один из важнейших элементов рыночных отношений, и от нее во многом зависит  успех экономических преобразований в нашей стране.   Более того, налоги – это плата за все получаемые гражданами блага, в том числе  за общественный порядок, воспитание детей, образование. В нашем обществе, к  сожалению, усилиями органов власти, экономической науки и практики в течение долгих лет формировалось  негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с  учетом возможных социальных и политических последствий. Настало время воспитания налоговой культуры граждан, основополагающей идеей которой является утверждение, что   налогообложение – это не наказание, а выгодное для всех вложение денег в развитие своей страны.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности являются важным условием повышения предпринимательской  и инвестиционной активности, прогресса  Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного  интегрирования российской экономики  в мировую.

Мировой опыт налоговых реформ свидетельствует о том, что даже хорошо работающая налоговая система  не может отлично работать вечно. Изменяются государственные цели и  приоритеты. С появлением новых технологий открываются и новые возможности. Эти и многие другие причины вызывают необходимость в постоянном совершенствовании  налогового администрирования. Таким  образом, главной целью налоговой  реформы должно быть не создание наилучшего и окончательного варианта налоговой  системы, а создание встроенного  механизма постоянной адоптации  этой системы к внешним изменениям. Полагаем, что это обстоятельство в полной мере должно учитываться  при реформировании налоговой системы  России.

 

Приложение 1

 

К федеральным  налогам относятся:

 налог на добавленную  стоимость; акцизы на отдельные  группы и виды товаров;  налог  на доходы банков;  налог на  доходы от страховой деятельности; сбор за регистрацию банков  и их филиалов;  налог на  операции с ценными бумагами; таможенные пошлины;  отчисления  на воспроизводство материально-сырьевой  базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;  платежи за пользование природными ресурсами; подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); налоги, служащие источником образования дорожных фондов;  гербовый сбор;  государственная пошлина;  налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний; транспортный налог с предприятий.

Налоги  республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов:

налог на имущество предприятий; лесной налог;  плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;  республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

К местным  относятся следующие налоги:

налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется  в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения; земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;  налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;  курортный сбор;  сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента, и полностью зачисляются в соответствующий бюджет; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и др. цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения; налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;  налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;  сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;  лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;  сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья; сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами власти;  сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;  сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром;  сбор за выигрыш на бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;  сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки; сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие кино - и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти; сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица в размере, установленном местными властями;  налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Информация о работе Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе