Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы предоставляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не отразиться на негативном пренебрежительном отношение большинства членов общества к налогам как таковым. В настоящее время положение коренным образом изменилось.

Оглавление

I. Введение.......................................................................................................3
II. 1. Теоретические основы налогов России…........................................4
1.1. Сущность и признаки налогов и сборов..….......................4
1.2. Классификация налогов..….....................................................5
1.3. Функции налогов (основная терминология)…......................8
2. Налоговое бремя...............................................................................10
2.1. Понятие, расчёт и методы оптимизации налогового бремени....................................................................................10
2.2 Проблемы распределения налогового бремени в
переходной российской экономике……….............................14
III. Заключение.............................................................................................20
Приложение............................................................................................21
Список использованных источников и литературы...........................24

Файлы: 1 файл

Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе..docx

— 68.09 Кб (Скачать)

 

1.3. Функции налогов.

Функция налога – это проявление его социально-экономической сущности в действии, способ выражения его свойств, то есть в основных направлениях воздействия на развитие общества и государства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения государственных доходов.3

Основной функцией налога, является фискальная. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Наиболее тесно связана  с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Регулирующая  функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; спад или рост производства, а также его структуры; научно-технический прогресс; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Выделяют три составляющие регулирующей функции налогов РФ: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой подфункции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопления капитала.

Дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за воду, потребляемую промышленными предприятиями, за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и используются для финансирования расходов из соответствующих целевых бюджетных фондов, где они  и аккумулируются.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таим образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной  функции налогов, ее полнота и  глубина в известной мере зависят  от налоговой дисциплины. Суть ее в  том, чтобы налогоплательщики (юридические  и физические лица) своевременно и  в полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты  уплаты налогов – явление частое. Уже в 2004 г. этой проблеме было посвящено  несколько статей, из них «Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщиков» В. Вишневского  и А. Веткина в журнале «Вопросы экономики» и статья Е.Г. Беккер «Совершенствование институциональной системы как  метод сокращения уклонения от налогов» в журнале «Финансы и кредит». 4                               

 

2. Налоговое бремя

2.1. Понятие, расчёт и методы оптимизации налогового бремени

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия  налогов на экономику страны в  целом, на отдельный хозяйствующий  субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов  и платежей налогового характера.

Основные направления  применения налогового бремени состоят  в следующем:

1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики;

2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций;

3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства;

4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

  Исчисление налогового  бремени осуществляется на двух  уровнях: макроуровне и микроуровне.

 Макроуровень подразумевает  исчисление тяжести налогообложения  всей страны в целом или  налоговой нагрузки на экономику.  Здесь же оценивается распределение  налогового бремени между группами  однородных предприятий, т.е. отраслями  производства, и налоговая нагрузка  всей страны. Микроуровень включает  определение налоговой нагрузки  на конкретные предприятия, а  так же исчисления налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.

Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

   Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по следующей формуле:


Бр =             Бр – уровень налогового бремени

                                         Н – все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

                                         Чн – численность населения страны;

                                        Д – сумма полученных населением доходов.

При оценки налогового бремени  населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.

Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени на конкретное предприятие (юридическое лицо) состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.

Суть одной из существующих методик исходит из положения, что  каждая группа налогов в зависимости  от источника, за счёт которого они  уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной  методикой  приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.

В данном случае используются следующие  формулы определения уровня хозяйствующего субъекта:


Бр =      или         Бр =

        Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;

        Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;

             Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

             Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

             Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;

         Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли  изымается у налогоплательщика  в форме налогов и каково соотношение  суммарной величины уплаченных налогов  и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

Следующий метод количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических стрктур.

Используется следующая формула:    Бр =  


 Н – сумма уплаченных фактически  налогов, за исключением налога  на доходы физ. лиц;

 Дс – добавленная стоимость.

При этом необходимо также  иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся  в том, что он определяет уровень  налогового гнёта среднего статистического  налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает  и оно должно учитывать этот средний  показатель.

Практика использования  описанных методов расчёта налогового бремени показывает, что в чистом виде ни одна из них не даёт объективной  картины напряженности налоговых  обязательств. Только комбинация разных показателей приближает к адекватной оценке налогового бремени.

 

2.2 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике

Данные о степени налоговых  изъятий по отношению к ВВП  в различных странах приведены в Приложении 2. Из этих данных можно сделать несколько важных выводов.

Налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.

Между тем, в отношении  российской налоговой системы и  её нагрузки на налогоплательщиков она должна рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе.

Дело в том, что определение  показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через  удельный вес налоговых поступлений  в ВВП аналогичен показателю «средней температуры по больнице», где в  целом все хорошо, а одна половина больных страдает от предельно высокой  температуры, а другая – от допустимо  низкой. То же самое и с показателем  налоговых поступлений в ВВП  в среднем по России. В среднем  все вроде бы нормально, налоговая  нагрузка находится вроде бы в  пределах допустимой нормы, а также  показателей многих других стран. И  только непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что  положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие же факторы  оказывают благоприятное влияние  на показатель изъятия налогов в  российской налоговой системе.5

Во-первых, необходимо иметь  в виду, что данный показатель в  России складывается в условиях практически  полного отсутствия налоговой дисциплины. Далеко не все налогоплательщики  исправно и в полном объеме платят в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но всеми доступными им законными, а  чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные  налогоплательщики вообще не платят налоги, одни показывая так называемые нулевые балансы, а другие вообще не становятся на учет в налоговых  органах.

По различным оценкам  в российской экономике от 25 до 40, ВВП создается в теневом секторе  экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина  России из-за сокрытия доходов и  объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50 % налогов. В результате этого  законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные  товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в  виде налогов, составляющих около половины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется  около одной трети ВВП.

Информация о работе Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе