Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:52, курсовая работа
До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы предоставляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не отразиться на негативном пренебрежительном отношение большинства членов общества к налогам как таковым. В настоящее время положение коренным образом изменилось.
I. Введение.......................................................................................................3
II. 1. Теоретические основы налогов России…........................................4
1.1. Сущность и признаки налогов и сборов..….......................4
1.2. Классификация налогов..….....................................................5
1.3. Функции налогов (основная терминология)…......................8
2. Налоговое бремя...............................................................................10
2.1. Понятие, расчёт и методы оптимизации налогового бремени....................................................................................10
2.2 Проблемы распределения налогового бремени в
переходной российской экономике……….............................14
III. Заключение.............................................................................................20
Приложение............................................................................................21
Список использованных источников и литературы...........................24
1.3. Функции налогов.
Функция налога – это проявление его социально-экономической сущности в действии, способ выражения его свойств, то есть в основных направлениях воздействия на развитие общества и государства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения государственных доходов.3
Основной функцией налога, является фискальная. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
Регулирующая функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; спад или рост производства, а также его структуры; научно-технический прогресс; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Выделяют три составляющие регулирующей функции налогов РФ: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой подфункции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопления капитала.
Дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.
Подфункцию
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таим образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольной
функции налогов, ее полнота и
глубина в известной мере зависят
от налоговой дисциплины. Суть ее в
том, чтобы налогоплательщики (юридические
и физические лица) своевременно и
в полном объеме уплачивали установленные
законодательством налоги. Практика
работы налоговых органов показывает,
что нарушение сроков и полноты
уплаты налогов – явление частое.
Уже в 2004 г. этой проблеме было посвящено
несколько статей, из них «Уклонение
от уплаты налогов и рациональный
выбор налогоплательщиков» В. Вишневского
и А. Веткина в журнале «Вопросы
экономики» и статья Е.Г. Беккер «Совершенствование
институциональной системы как
метод сокращения уклонения от налогов»
в журнале «Финансы и кредит». 4
2. Налоговое бремя
2.1. Понятие, расчёт и методы оптимизации налогового бремени
Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:
1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики;
2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций;
3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства;
4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.
Исчисление налогового
бремени осуществляется на
Макроуровень подразумевает
исчисление тяжести
Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.
Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.
Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по следующей формуле:
Бр = Бр – уровень налогового бремени
Д – сумма полученных населением доходов.
При оценки налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.
Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.
Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени на конкретное предприятие (юридическое лицо) состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.
Суть одной из существующих методик исходит из положения, что каждая группа налогов в зависимости от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.
Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.
В данном случае используются следующие формулы определения уровня хозяйствующего субъекта:
Бр = или Бр =
Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;
Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;
Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;
Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;
Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;
Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.
Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли изымается у налогоплательщика в форме налогов и каково соотношение суммарной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.
Следующий метод количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических стрктур.
Используется следующая
Н – сумма уплаченных
Дс – добавленная стоимость.
При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает и оно должно учитывать этот средний показатель.
Практика использования
описанных методов расчёта
2.2 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике
Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в Приложении 2. Из этих данных можно сделать несколько важных выводов.
Налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.
Между тем, в отношении российской налоговой системы и её нагрузки на налогоплательщиков она должна рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе.
Дело в том, что определение показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП аналогичен показателю «средней температуры по больнице», где в целом все хорошо, а одна половина больных страдает от предельно высокой температуры, а другая – от допустимо низкой. То же самое и с показателем налоговых поступлений в ВВП в среднем по России. В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится вроде бы в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.
Рассмотрим, какие же факторы
оказывают благоприятное
Во-первых, необходимо иметь
в виду, что данный показатель в
России складывается в условиях практически
полного отсутствия налоговой дисциплины.
Далеко не все налогоплательщики
исправно и в полном объеме платят
в бюджет причитающиеся налоги. Примерно
половина налогоплательщиков платит налоги,
но всеми доступными им законными, а
чаще незаконными способами
По различным оценкам
в российской экономике от 25 до 40,
ВВП создается в теневом
Информация о работе Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе