Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы предоставляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не отразиться на негативном пренебрежительном отношение большинства членов общества к налогам как таковым. В настоящее время положение коренным образом изменилось.

Оглавление

I. Введение.......................................................................................................3
II. 1. Теоретические основы налогов России…........................................4
1.1. Сущность и признаки налогов и сборов..….......................4
1.2. Классификация налогов..….....................................................5
1.3. Функции налогов (основная терминология)…......................8
2. Налоговое бремя...............................................................................10
2.1. Понятие, расчёт и методы оптимизации налогового бремени....................................................................................10
2.2 Проблемы распределения налогового бремени в
переходной российской экономике……….............................14
III. Заключение.............................................................................................20
Приложение............................................................................................21
Список использованных источников и литературы...........................24

Файлы: 1 файл

Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе..docx

— 68.09 Кб (Скачать)

российский государственный 
торгово-экономический университет

Факультет _Управления______ 
Курс ________1____________ 
Группа ____УП-12/2-Д______

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»  на тему №67:

Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени  в обществе

Работу  выполнила: 
студентка 
Лукьянова 
Снежана

Научный руководитель: 
доцент  к.э.н. Звездичев Г.Ю.

Москва, 2011

 

Содержание:

 

I.  Введение.......................................................................................................3

II.    1.   Теоретические основы налогов России…........................................4

        1.1.   Сущность  и  признаки  налогов   и  сборов..….......................4

        1.2.   Классификация налогов..….....................................................5

        1.3.   Функции налогов  (основная терминология)…......................8

   2. Налоговое бремя...............................................................................10

2.1. Понятие, расчёт и методы оптимизации налогового бремени....................................................................................10

2.2 Проблемы распределения  налогового бремени в 

переходной российской экономике……….............................14

III.   Заключение.............................................................................................20

Приложение............................................................................................21

Список использованных источников и литературы...........................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов  управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы  налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с  тем государство только в том  случае может реально использоваться налоги через присущие им функции, и  прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера  уважения к налогу, основанная на понимании  как экономической необходимости  существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В  связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом  в целом, так и каждым его членом. 

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики налоговая система  в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы предоставляли интерес исключительно  лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей  экономической политики государства  было провозглашено построение первого  в мире государства без налогов, что не могло не отразиться на негативном пренебрежительном отношение большинства  членов общества к налогам как  таковым. В настоящее время положение  коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало  уплачивать те или иные налоги, то есть стало налогоплательщиками. И поэтому  значение налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения  успешного продвижения экономических  реформ.

Между тем добиться этого  и руководителям фирм, и должностным  лицам, осуществляющим начисление налогов, и простым гражданам нелегко  в условиях действия в Российской Федерации многоступенчатой, сложной  и нередко недостаточно ясной  налоговой системы, к тому же подверженной частым и не всегда продуманным изменениям. Осложняет положение также наличие  многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях.

 

1. Теоретические основы налогов России.

1.1. Сущность и  признаки налогов и сборов.

Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом должны соблюдаться принципы справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального (предельного) уровня налоговых изъятий, индивидуального для каждой страны.1

В российское понятие «налог»  заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания  сути налогообложения, а именно: 1) прерогатива  законодательной власти утверждать налоги; 2) главная черта налога - односторонний характер его установления; 3) налог является индивидуально  безвозмездным; 4) уплата налога – обязанность  налогоплательщика, она не порождает  встречной обязанности государства; 5) налог взыскивается на условиях безвозвратности; 6) целью взимания налога является обеспечение  государственных расходов вообще, а  не какого-то конкретного расхода.

В соответствии со ст.8 первой части НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В начале российской налоговой  реформы понятие «налог», «сбор», «пошлина», иной «платеж» не различались. В соответствии со ст.2 «Закона об основах налоговой системы» все вышеперечисленные наименования обязательных платежей в пользу государства объединялись в одно понятие «налог».

В настоящее время российское законодательство предусматривает  различие между налогами и сборами. Так, в первой части НК дается следующее  определение: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Налоги и сбор обьединяет:1) обязательность платежа; 2) уплата в  пользу государства (муниципального образования); 3) применение принуждения в качестве обеспечения уплаты; 4)денежная форма.

В системе налогов и  сборов РФ присутствуют также пошлины  и взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. 

Понимание термина и сущности налога способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность  определить объем полномочий субъектов  налоговых отношений. Но самое главное  – это то, что без точного  определения этого термина невозможно правильно очертить финансовую ответственность  или иные виды ответственности налогоплательщика.

 

1.2. Классификация налогов.

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Любая классификация условна  и всегда имеет недостатки.

I. В первую очередь различают прямые и косвенные налоги. В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале  XX в.

Прямые  налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. Эти налоги подразделяются на:

  • реальные прямые налоги,  которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;
  • личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

 

Косвенные налоги (налоги на потребление) включаются в виде надбавки к цене, а также тарифа на работы и услуги. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (услуги). При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщиков с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
  • косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;
  • фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

 

II. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
  • региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

III. По целевой направленности введения налогов различают:

    • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
    • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

IV. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

    • налоги, взимаемые с физических лиц;
    • налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
    • смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.

V. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

    • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
    • регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

VI. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

    • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
    • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

VII. В зависимости от того, субъект или объект – имеет доминирующее значение налоги делятся на:

  • персональные налоги, основанные на принципе учета фактической платежеспособности конкретного субъекта обложения. Размер и порядок налогообложения зависят в первую очередь от характеристик плательщика (налоговый резидент или нерезидент; национальное лицо или иностранное и др.). Так любые доходы нерезидентов облагаются в Российской Федерации налогом по ставке 30%, в то время как с доходов налоговых резидентов страны налог уплачивается, как правило, по ставке 13%.
  • пообъектные налоги, облагающие собственность или владение, а также налоги, объектом которых служат юридически значимые действия: приобретение и реализация имущества, работ, услуг. Так, при обложении налогом собственности главенствующее значение имеет состав имущества, а не характеристики собственника.2

Возможна классификация  налогов и по другим основаниям.

Информация о работе Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе