Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:53, курсовая работа
В данной курсовой работе автор постаралась раскрыть содержание экономической категории «национальное богатство», его сложную внутреннюю структуру, провела анализ темпов роста национального богатства в России в XX веке, и рассмотрела динамику изменения его структуры на начало 2003 года.
Объектом исследования данной курсовой работы являются реальные экономические процессы накопления национального богатства России на начало 2003 года.
Введение
1. История методологии исчисления национального богатства
2. Сущность, структура и функции национального богатства
3. Изменение структуры национального богатства в постиндустриальном обществе
4. Анализ темпов роста национального богатства России в XX веке
5. Анализ динамики изменения структуры национального богатства России на начало 2003 года
Выводы
Литература
Страны, имеющие финансовые и технические возможности, а также квалифицированный персонал для развития высоких технологий, получают так называемую «цивилизационную ренту». Напротив, страны, имеющие богатый природно-ресурсный потенциал и интенсивно осваивающие его в расчете на то, что природная рента будет обеспечивать их благосостояние, становятся жертвами «экономического неравенства», поскольку сложившаяся система мировых рынков обрекает их на производство продукции с низкой добавленной стоимостью. Преимущественная ориентация на развитие ресурсного сектора ведет к дальнейшему увеличению разрыва между экономическими центрами и «периферийными» странами. Такие процессы можно наблюдать в развитии многих регионов России. Исключение, которое представляют собой «нефтяные» регионы, не является принципиальным, так как их «особое положение» продлится ровно столько, на сколько хватит нефтяных запасов, и в долгосрочном плане их развитие нельзя считать устойчивым. Высокая доля природного капитала в национальном богатстве, сосредоточенном на территории региона, вовсе не является благом с точки зрения долгосрочных перспектив развития. Поэтому приоритетными должны стать инвестиции в человеческий капитал, в поддержание и повышение его качества, т.е. в образование и науку. Это необходимо делать в высшей степени срочно, так как снижение качества образования, сокращение научных исследований и прямой отток кадров могут сделать процесс истощения человеческого капитала необратимым.
Таблица 1 показывает, что доля природного капитала в национальном богатстве России по сравнению с развитыми странами весьма значительна.
Таблица № 1
Группы стран |
Национальное богатство на душу населения, тыс. долл. США |
Доля различных видов капитала в НБ, % |
|||
Человеческий |
Производственный |
Природный |
|||
Россия |
400 |
50 |
10 |
40 |
|
Западная Европа |
237 |
75 |
23 |
2 |
|
США и Канада |
326 |
76 |
19 |
5 |
|
Япония, Австралия и Н. Зеландия |
302 |
68 |
30 |
2 |
|
Ближний Восток |
150 |
43 |
18 |
39 |
|
Однако, природные богатства России
(и ее национальное богатство в
целом) не обеспечивают, уровень жизни,
сравнимый с развитыми
Отличительной особенностью использования
природно-ресурсной
Во второй половине двадцатого столетия во всех развитых странах мира благодаря научно-технической революции были обеспечены условия нормального потребления для всех жителей этих стран, и начался переход к созданию комфортных условий жизни для основной массы людей.
Создание высокого экономического потенциала должно обеспечить решение коренных проблем социальной справедливости: экономической независимости всех членов общества, равенства социальных возможностей, справедливого неравенства в распределении национального дохода, интеллектуальной свободы личности.
3. Изменение структуры национального богатства в постиндустриальном обществе
национальное богатство
В настоящее время человеческая
цивилизация вступает в следующий
этап своего развития, который можно
условно назвать
С формальной стороны информация -- это сведения, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие принятия с его стороны решения. Информация -- сырье для процесса принятия решений. В отличие от естественного сырья информация приходит в неограниченном разнообразии форм из неограниченно разнообразных источников. Ее экономическая ценность также разнообразна. Для кого-то она стоит миллионы, для кого-то -- ничего. Она -- инструмент контроля и в экономике, и в политике, и в отдельной фирме. Но это сырье нужно собирать, добывать и обрабатывать. Его нужно обогащать в процессе обработки, и ему нужно придавать ценность. Затем его выбрасывают на рынок, распространяют, и оно становится основой для принятия решений. По существу, информация является основой управления, и только с помощью информации можно в полной мере реализовать потенциал современной экономики.
Сейчас совершенно очевидно, что общество, не вступившее на путь информатизации, развития и внедрения современных информационных технологий и радикальной трансформации на ее основе всей структуры национального богатства, обречено на деградацию. То, что человечество должно перейти или, по крайней мере, начать переход к информационному обществу, было осознано еще в середине прошлого столетия. Социальное, и особенно экономическое, развитие выдвинуло информацию, точнее ее производство, сохранение и распространение, на одно из центральных мест в системе производства и услуг.
Более того, после появления современной информационной технологии, основанной на компьютерах, стало ясно, что экономическая, в том числе деловая, информация, а также информация научно-техническая становится не только решающим фактором общественного и хозяйственного развития, но и одним из основных элементов национального богатства.
Говоря о структуре национально
Это с одной стороны. С другой
стороны, происходит интенсивная разработка
и распространение
Мировой объем производства информационных технологий, составивший в 1986 г. 390 млрд. долл., в 1995 г. увеличился до 1200 млрд. долл., что составляет более 15% национального богатства, производимого в промышленно развитых странах.
Таким образом, социально-экономический прогресс общества, происходящий под влиянием научно-технической революции, сопровождается не только увеличением национального богатства, но и изменением его структуры.
4. Анализ темпов роста национального богатства России в XX веке
Среди исследований современных ученых-
Как показывают данные таблицы, в силу целого ряда объективных и субъективных причин наращивание национального богатства России шло крайне не равномерно.
Таблица №2
Объем и темпы прироста национального богатства России в ХХ веке
Годы |
Прирост объема млрд. руб. |
Темпы прироста в целом по десятилетиям % |
Среднегодовые темпы прироста% |
|
1901-1910 |
29 |
11,7 |
1,1 |
|
1911-1920 |
19 |
-28,2 |
-3,2 |
|
1921-1930 |
188 |
40,2 |
3,4 |
|
1931-1940 |
384 |
79,9 |
6,0 |
|
1941-1950 |
323 |
-4,6 |
-0,5 |
|
1951-1960 |
1902 |
159,5 |
10,0 |
|
1961-1970 |
3323 |
107,6 |
10,5 |
|
1971-1980 |
5867 |
91,4 |
7,5 |
|
1981-1990 |
8296 |
67,7 |
6,7 |
|
1991-2000 |
-997 |
-4,7 |
-0,5 |
|
Среднегодовой прирост в XX в |
31,8 |
3,5 |
3,5 |
|
При этом следует иметь ввиду, что серьезной проблемой в анализе национального богатства за длительный период времени является разнобой в подсчетах вызванный практикой применением различных видов цен и курсов валют, относительно частая смена валютных номиналов и многократные пересмотры и опровержения уже полученных результатов.
Значительное влияние на колебание темпов роста национального богатства России на протяжении всего ХХ века оказывали мировые экономические кризисы и политические катаклизмы внутри России. В этой связи интересны сравнения темпов прироста национального богатства по «периодам правления» государством различными лидерами.
? В частности, в эпоху фактического правления последнего императора России Николая II (1894-1917 гг.) национальное богатство страны увеличилось на 64%. В то время, когда премьер-министром был известный реформатор С.Ю. Витте (1905-1906 гг.) роста национального богатства не было зафиксировано. При руководстве Правительством царской России П.А. Столыпиным (1906 -1911 гг.) национальное богатство страны увеличилось на 6,2%.
? В период правительственной чехарды (1911-1917 гг.), когда сменилось только 7 председателей Правительства, национальное богатство уменьшилось на 3,2%.
? В эпоху правления В.И. Ленина (1917-1924 гг.) национальное богатство страны увеличилось на 20,8%.
? Наибольшее приращение
? При руководстве Советским
Союзом Н.С. Хрущевым (1953-1964гг.) прирост
национального богатства
? В период «застоя», когда страной руководил Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.) данный показатель возрос на 186%.
? После смерти Л.И. Брежнева
краткий период времени у
? В годы правления М.С.
? Распад Советского Союза и
непродуманные хаотические
? Период стабилизации
В составе основных фондов страны учтены основные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, а также основные фонды, находящиеся в собственности физических лиц.
В состав этих фондов входят жилые
дома, и основные фонды личного
подсобного хозяйства (хозяйственные
постройки, многолетние насаждения,
скот и др.). На основные фонды в
конце 90-х годов приходилось
Наличие основных фондов и их структура учитываются по полной балансовой (учетной) смешанной стоимости, при проведении переоценки по восстановительной стоимости.
В отличие от промышленно развитых стран в России велика степень износа основных фондов, которая за период с 1992 г. по 2003 гг. увеличилась с 41 до 44%. В то же время коэффициент обновления основных фондов (в процентах от общей стоимости основных фондов) снизился с 3,2 в 1992 г. до 1,9 в 2003 г.
5. Анализ динамики изменения структуры национального богатства России на начало 2003 года
При всей теоретической
На практике противоречие между трудностью подсчета НБ и его теоретической важностью для оценки ключевых параметров национальной экономики разрешается с помощью комплексного анализа текущих показателей системы национальных счетов (СНС) и доступных для оценки компонентов НБ.
Таблица №3.
Динамика роста и структура национального богатства России (по состоянию на начало 2003 года)
Годы |
Элементы национального |
|||||
Всего |
в том числе |
|||||
Основные фонды, включая незавершенное строительство |
Материальные оборотные |
Домашнее имущество |
||||
Всего |
из них основные фонды |
|||||
1995 |
5 886 790 |
5 608 707 |
5 182 040 |
172 014 |
106 069 |
|
1996 |
15 228 102 |
14 365 293 |
13 072 378 |
592 587 |
270 222 |
|
1997 |
15 797 164 |
14 550 399 |
13 286 272 |
754 647 |
492 118 |
|
1998 |
16 969 040 |
15 372 967 |
14 125 670 |
889 891 |
706 182 |
|
1999 |
17 372 773 |
15 498 688 |
14 246 427 |
898 368 |
975 717 |
|
2000 |
20 749 136 |
18 152 860 |
16 605 251 |
1 199 957 |
1 396 319 |
|
2001 |
26 028 955 |
22 162 340 |
20 241 428 |
1 666 509 |
2 200 106 |
|
2002 |
31 729 030 |
26 607 962 |
24 312 831 |
2 117 080 |
3 003 988 |
|
2003 |
34 550 499 |
28 317 611 |
25 764 363 |
2 459 156 |
3 773 712 |
|
Информация о работе Национальное богатство: содержание, структура и функции