Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:17, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Введение 3
1. Сущность национальной экономики 5
1.1. Цели национальной экономики 5
1.2. Занятость населения, как фактор экономики 7
1.3. Структура национальной экономики, ее виды 8
2. Измерение результатов национальной экономики 10
2.1. Валовой национальный продукт 10
2.2. Методы расчета ВНП 12
2.3. Понятия номинального и реального, фактического и потенциального ВНП. Дефлятор ВНП 14
2.4. Взаимосвязь показателей ВНП 15
2.5. ВНП и чистое экономическое благосостояние 18
3. Система национальных счетов и проблемы ее применения в России 19
3.1. Сущность и цели национальных счетов 19
3.2. Проблемы использования национальных счетов в России 26
Заключение 33
Список литературы 38
Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, так как, например,
изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.
А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению
этих проблем.
Концептуальные проблемы.
Концептуальные проблемы формирования
СНС в условиях рыночной экономики сводятся
к:
1. Определению границ производственной
деятельности в условиях рыночной модели
хозяйствования;
2. Разработка основных концептуальных
положений дальнейшего развития национальной
экономики и определению в соответствии
с этим состава системы основных показателей
социально-экономического развития национальной
экономики;
3. Разработке основных принципов формирования
российской системы национальных балансов
(целостность и сбалансированность в разрезе
институциональных секторов экономики
в целом по экономики в целом по экономике;
обоснованность расчета макроэкономических
показателей, обусловленная взаимосвязью
показателей и инструментов и параметров
государственной социально-экономической
политики в разрезе всех ее направлений);
4. Разработке основных принципов функционирования
российской системы национальных балансов;
5. Определению основных направлений развития
СНС в соответствии с учрежденным вариантом
развития национальной экономики в перспективе;
6. Разработка основных принципов формирования
сценарных условий прогноза;
7.Разработке основных принципов формирования
системы макроэкономических показателей
в отчетном и прогнозном периодах, действующих
на основе инструментов и параметров различных
направлений государственной социально-экономической
политики;
8. Разработке основных принципов формирования
краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного
прогнозов с использованием различных
направлений государственной социально-экономической
политики, их инструментов и параметров;
9. Соответствию концептуальных положений
форсирования российской системе национальных
счетов основным концепциям СНС ООН 1993г.
в ее общем виде, международным требованиям
и стандартам.
Теоретические проблемы
Теоретической основой российской СНС
должна стать система взглядов, характерная
для будущей рыночной экономики России.
Построенная на принципах теоретических
концепций формирования Российской СНС;
механизма ее функционирования и определения
границ действия. Национальные счета имеются
почти во всех капиталистических государствах,
но ни в одной стране не существует системы
в ее чистом виде. Причина заключается
в самой природе капиталистической экономики,
в которой государственные органы не имеют
полного доступа к экономической информации
частных предприятий. Поэтому СНС капиталистических
стран ограничивается исследованием экономического
равновесия, процесса формирования доходов
и условий реализации продукта. В связи
с этим в настоящее время главным содержанием
национальных счетов в капиталистических
странах (Франция, США, Англия) служат потоки
доходов. Другие аспекты экономического
анализа, например, рассмотрение процесса
производства и вытекающих из него межотраслевых
производственных связей или финансового
борота, соответствующего движению доходов,
или определение богатства нации и его
влияния на экономическую жизнь, носят
несколько обособленный характер. Однако,
несмотря на то, что до настоящего времени
в капиталистических странах не существует
полностью интегрированной системы народнохозяйственного
учета, которая сводила бы воедино все
аспекты анализа и прогноза, национальное
счетоводство развивается примерно в
этом направлении. России в соответствии
со сложившейся практикой статистического
учета и прогнозирования, основанной на
концепции К.Маркса о производительном
и непроизводительном труде, главное внимание
всегда уделялось производству, движению
материального продукта, показателям
межотраслевого баланса, а также показателям
баланса воспроизводства национального
дохода по основным подразделениям экономики,
балансов основных фондов и национального
богатства. И это правильно, так как потреблять,
накапливать и обменивать можно лишь то,
что произведено. Исходя из вышеизложенного
можно заключить, что проблемы теоретического
характера в экономике России в целом,
в настоящее время, сводятся к определению
и разработке целостной и взаимоувязанной
системы макроэкономических балансов,
показатели которой рассчитываются на
основе инструментов и параметров различных
направлений государственной социально-
экономической политики, закрепленных
в нормативно-правовых актах. Сбалансированность
макроэкономических показателей и параметров
государственной политики осуществляется
как по институциональным секторам экономики,
так и в рамках всей экономики в целом,
достигается на каждом уровне балансировки,
соответственно, через использование
сквозных показателей системы балансов
и через разработку сводного баланса потоков
ресурсов. Обоснованность разработки
прогноза макроэкономических показателей
системы балансов достигается посредством
использования в практических расчетах
методологических подходов, позволяющих
связать экономику и политику на основе
взаимосвязи и взаимовлияния. Взаимосвязь
и взаимовлияние показателей целостной
системы балансов обусловлены использованием
методологии расчета показателей, опирающейся
на нормативно-правовые акты, то есть посредством
использования инструментов и параметров
различных направлений осуществляемой
посредством государственной политики.
Отсюда следует, что теоретические проблемы
формирования СНС, в первую очередь, неразрывно
связаны с проблемами концептуального
характера, организационно-правовыми
проблемами, методологическими и другими.
Статистические проблемы.
Переходность форм отношений (специфика
форм собственности и их трансформирование),
их неустойчивость, появление и функционирование
особых переходных экономических форм,
являющихся проявлением смешанности старого
и нового, а также выражение противоречий
с традиционными системными формами, то
есть сама система социально-экономических
отношений переходного общества, создает
определенные сложности органам госстатистики
в вопросах формирования корректной информационной
базы для построения СНС по полной схеме
и органам прогнозирования для разработки
всесторонне обоснованной схемы социально-экономического
развития. России на перспективу. Одной
из важных проблем, связанных с внедрением
СНС в статистическую практику экономических
расчетов в России, является перестройка
ранее существовавшей системы отчетности
и создание на ее базе новой адекватной
основным концепциям общей СНС. Логическим
продолжением работ по совершенствованию
информационной базы статистики является
разработка и внедрение ЕГРПО, аккумулирующего
информацию обо всех организациях, прошедших
государственную регистрацию независимо
от их организационно-правовой формы,
формы собственности и видов деятельности.
Потребность в получении макроэкономических
показателей в соответствии с принципами
СНС требует пересмотра прежних форм отчетности,
внесения изменений в них, разработки
и введения новых, а также проведение обследований.
Однако несовершенство новых норм отчетности
в первичном учете некоторых показателей,
а также различна интерпретация понятий,
их трактовка различными институциональными
единицами создают определенные сложности
для перехода предприятий и организаций
на СНС.
Анализ – заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии; формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности. Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.
Изменения в системе
экономических отношений в
Анализ обобщающих экономических показателей и их
взаимосвязи в динамике позволяет оценить
правильность проводимой экономической
политики России и принять своевременные
меры для корректировки экономической
деятельности и внешнеэкономических связей.
Современное государство
в условиях рыночной экономики практически
включено во все сферы экономической
деятельности общества. Важнейшими из
них являются формирование законодательной
базы, защита конкурентной среды, доходов,
регулирование системы обществе
Государственное регулирование выступает в качестве объективной потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).
Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны.
В современных условиях
трансформирования экономики
На мой взгляд для стабильного развития национальной экономики целесообразны следующие рекомендации:
И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что иностранный капитал – это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулирование инвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва.
СНС является наиболее распространенным балансовым методом статистики развития экономики и ее результатов, отражает результаты производства товаров и услуг, источники формирования доходов от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институционной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства. Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, НД
Хотя СНС возникла намного позднее бухгалтерского учёта, она восприняла его многие общие принципы, например: принцип двойной записи каждой операции, разграничение между активами и пассивами, оценки отдельных статей доходов и расходов и т. д. Эта общность состоит в том, что в конечном итоге целью обеих систем учёта и отчётности является обеспечение информации для принятия решений, связанных с управлением экономикой и повышением её эффективности, хотя и на разных уровнях. Переход к СHС, можно сказать прямо, был процессом неминуемым. В условиях рыночной экономики старая система основных макроэкономических показателей патологически не могла бы быть действенным орудием статистического учета и отображения глобальных хозяйственных процессов и их результатов. В отличие от национальных счетов зарубежных стран в отечественной СHС предусматривается возможность разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются скоординированные между собой показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития как страны, так и региона.
В этой работе особое внимание
было уделено значению Национального
счетоводства для государственного регулирования
последнее особенно актуально в связи
с необходимостью разработки и проведения
стратегических структурных преобразований
в экономике. На основе практического
материала : журнал «Экономист» за 2000г.
№6 статья «Анализ темпов экономического
роста» (по данным национальных счетов
за 1995-1999гг.) можно проследить динамику
изменения основных экономических показателей
СНС, анализ этой динамики, её влияние
на экономику и сделать соответствующие
прогнозы. Проводимые вариантные расчеты
макропоказателей на прогнозируемый период
лежат в основе разработки федерального
и консолидированного бюджетов страны,
налоговой и денежно-кредитной политики.
В литературе о национальном счетоводстве,
как правило, особо подчеркивается аналитический,
прикладной характер СНС. Это качество
явилось в определенной степени следствием
самого процесса формирования СНС как
результата развития теории макроэкономического
анализа применительно к требованиям
экономической политики.
Не случайно в определениях СНС подчеркиваются
ее целостность и комплексность, отмечается,
что СНС – это «способ описания… основных
экономических явлений, которые составляют
и характеризуют экономическую и финансовую
жизнь нации в течение некоторого периода.
1. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика:
Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 544с.
2. Газизуллин Ф.Г., Сюркова С.М. Экономической
таблице Франсуа Кенэ – 250 лет.//Евразийский
международный научно-аналитический журнал
«Проблемы современной экономики». –
2008 - №1 (25).
3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский
А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб.:
Экономическая школа, 1994. – 400 с.
4. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/Пер.
с англ. – М.: Издательство МГУ: Инфра –
М, 1997. – 784с.
5. Иванов Ю. Десятилетие СНС в станах СНГ.//Вопросы
экономики. – 2004. - №3. с.128 – 139.
6. Иванов Ю.Н., Карасева Л.А., Казаринова
С.Е. Основы национального счетоводства:
Учебник. – М.: ИНФРА – М,2005. – 480 с.
7. Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учебник.
2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. — 472 с.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В
2-х томах. – М.6 «Республика». – 2002. – 876
с.
9. Макроэкономика. Теория и российская
практика. Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой,
Н.Н. Думной. – М.:КНОРУС. – 2004. – 608с.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24.
11. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику
[Текст]: учеб пособие/ Т.Ю. Матвеева; Гос.
ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд.,
испр. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.
12. Мэнкью Г.Н. Макроэкономика. М.: Изд-во
Московского университета, 1994. – 736 с.
13. Национальное счетоводство: Учебник.
– 2-е изд./Под ред. Б.И. Башкатова. – М.:
Финансы и статистика, 2002. – 608 с.
14. Российский статистический ежегодник
2008: Стат.сб./Росстат. – Р76 М., 2008. – 847 с.
15. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика.
Глобальный подход.: Пер. с англ. – М.: Дело,
1996. – 848 с.
16. Селищев А.С. Макроэкономика. СПб.: Питер,
2002 – 448 с.
17. Система национальных счетов – инструмент
макроэкономического анализа: Учеб. пособие
/Ю.Н. Иванов, Л.А. Карасева, С.Е. Казаринова
и др.; Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: «Финстатинформ»,
1996. – 285 с.
18. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский
А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд.,
испр. и доп. – М.: Высшее образование,2006.
– 654с.
19. Федеральная служба государственной
статистики http://www.gks.ru
20. Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика
– 2.: Учебник. – М.: Издательство Московского
университета. – 2006. – 427 с.
21. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод, пособие. -Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 464 с.
Информация о работе Национальная экономика: основные результаты и их измерение