Национальная экономика: основные результаты и их измерение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность национальной экономики 5
1.1. Цели национальной экономики 5
1.2. Занятость населения, как фактор экономики 7
1.3. Структура национальной экономики, ее виды 8
2. Измерение результатов национальной экономики 10
2.1. Валовой национальный продукт 10
2.2. Методы расчета ВНП 12
2.3. Понятия номинального и реального, фактического и потенциального ВНП. Дефлятор ВНП 14
2.4. Взаимосвязь показателей ВНП 15
2.5. ВНП и чистое экономическое благосостояние 18
3. Система национальных счетов и проблемы ее применения в России 19
3.1. Сущность и цели национальных счетов 19
3.2. Проблемы использования национальных счетов в России 26
Заключение 33
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Все эти  проблемы  взаимосвязаны между собой,  так как, например,

изменение концепции  развития национальной экономики  предполагает  изменение социально-экономической организации   общества,  механизма  функционирования самой хозяйственной системы и так далее.

А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.  
Концептуальные проблемы. Концептуальные проблемы формирования  СНС в  условиях рыночной экономики сводятся к:  
1. Определению границ производственной  деятельности  в условиях рыночной модели хозяйствования;  
2. Разработка основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и определению в соответствии с этим состава системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;  
3. Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность и сбалансированность в разрезе институциональных секторов экономики в целом по экономики в  целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);  
4. Разработке основных принципов функционирования российской  системы национальных балансов;  
5. Определению основных направлений развития  СНС в соответствии  с учрежденным вариантом развития национальной экономики в  перспективе;  
6. Разработка основных принципов формирования сценарных условий прогноза;  
7.Разработке основных принципов формирования системы макроэкономических показателей в отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально-экономической политики;  
8. Разработке основных принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов с использованием различных направлений государственной социально-экономической политики, их инструментов и параметров;  
9. Соответствию концептуальных положений форсирования  российской системе национальных счетов основным концепциям СНС ООН 1993г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам.  
Теоретические проблемы  Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России. Построенная на принципах теоретических концепций формирования Российской СНС; механизма ее функционирования и определения границ действия. Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом  виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики,  в  которой государственные органы не имеют полного доступа к  экономической  информации частных предприятий. Поэтому СНС капиталистических стран ограничивается  исследованием  экономического  равновесия, процесса формирования доходов и условий  реализации продукта.  В связи с этим в настоящее  время  главным содержанием  национальных счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат  потоки доходов. Другие  аспекты  экономического  анализа, например, рассмотрение процесса производства и вытекающих из него межотраслевых производственных связей или финансового борота, соответствующего движению доходов, или определение богатства нации и его влияния на экономическую жизнь, носят несколько обособленный характер. Однако, несмотря на то, что до настоящего времени в капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народнохозяйственного учета, которая сводила бы воедино все аспекты  анализа и  прогноза, национальное счетоводство развивается  примерно  в  этом направлении. России в соответствии со сложившейся практикой статистического учета и прогнозирования, основанной на  концепции К.Маркса о производительном и непроизводительном труде, главное внимание всегда уделялось производству, движению материального продукта, показателям межотраслевого баланса, а также показателям баланса  воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики, балансов основных фондов и национального богатства. И это правильно, так как потреблять, накапливать и обменивать можно лишь то, что произведено. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом, в настоящее время, сводятся к определению и разработке  целостной и взаимоувязанной  системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений  государственной  социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институциональным секторам экономики, так и  в рамках всей экономики в целом, достигается на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов. Обоснованность разработки прогноза макроэкономических показателей системы балансов достигается посредством использования в практических расчетах  методологических  подходов,  позволяющих связать экономику  и политику на основе взаимосвязи и взаимовлияния. Взаимосвязь и взаимовлияние показателей целостной системы балансов обусловлены использованием методологии расчета показателей, опирающейся на нормативно-правовые акты, то есть посредством использования  инструментов и параметров различных направлений осуществляемой посредством государственной политики. Отсюда следует, что теоретические проблемы формирования СНС, в первую очередь, неразрывно связаны с проблемами концептуального характера, организационно-правовыми проблемами, методологическими и другими.  
Статистические проблемы. Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового, а также выражение противоречий с традиционными системными формами, то есть сама система социально-экономических отношений переходного общества, создает определенные сложности органам  госстатистики в вопросах формирования корректной информационной базы для  построения  СНС  по  полной схеме и органам  прогнозирования для разработки  всесторонне обоснованной схемы социально-экономического развития. России на перспективу. Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в  статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным  концепциям  общей СНС. Логическим продолжением работ по совершенствованию информационной базы статистики  является  разработка и внедрение  ЕГРПО, аккумулирующего информацию обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и  видов деятельности. Потребность в получении макроэкономических показателей в соответствии с принципами СНС требует  пересмотра прежних форм  отчетности,  внесения изменений  в них, разработки и введения новых, а также  проведение обследований. Однако несовершенство новых норм  отчетности  в первичном учете некоторых  показателей, а также различна  интерпретация понятий, их трактовка различными институциональными единицами создают определенные сложности для перехода предприятий и организаций на СНС.

Анализ – заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии; формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности. Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

Изменения в системе  экономических отношений в стране, связанные, в первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают применение новых методов статистического наблюдения; новых подходов к формированию информационной базы - системы статистических показателей, разрабатываемых государственной статистикой, имеется в виду более полное сближение методов формирования статистической информации со стандартами, принятыми в практике развитых стран и международных экономических организаций.

Анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи в динамике позволяет оценить правильность проводимой экономической политики России и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современное государство  в условиях рыночной экономики практически  включено во все сферы экономической  деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной  базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

Государственное регулирование  выступает в качестве объективной  потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне  дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).

Большую роль в системе  госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны.

В современных условиях трансформирования экономики России задача оптимального сочетания рыночных регуляторов с системой мер государственного воздействия представляется тем более актуальной, что с одной стороны, Россия обладает исторической, "национальной" и природно – географически обусловленной спецификой, в силу которой копирование западных моделей и практики их применения (даже если они имели успех в странах Восточной Европы в условиях преобразования их хозяйственных комплексов) неэффективно, а зачастую просто вредно. С другой – процесс ускоренного преобразования государственной собственности и отсутствие эффективного управления ею как со стороны Госкомимущества, так и частных собственников преобразованного госимущества, необходимость структурной перестройки производственного потенциала и создания добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения в структуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенного повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, – все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессы при обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения и формирования благоприятных условий для их жизни.

На мой взгляд для  стабильного развития национальной экономики целесообразны следующие рекомендации:

  • привести в логичное единообразие  национальные законодательные системы, исключив принятие частных взаимопротиворечащих изменений, распространяемых на хозяйствующих субъектов страны, независимо от того, есть или нет доли иноучастия в капитале, (показателен пример Польши, взявшей за основу в частности в целях избежания ложного банкротства в финансовой сфере законодательства еще 30–х годов);
  • четко определить приоритеты отраслевого хозяйственного развития, и используя гибкую систему государственного инструментария (поддержки, гарантий, защиты инвестиций, участия и преференцирования), обеспечив равные условия для национальных и зарубежных инвесторов, стимулировать приток капитала именно на развитие приоритетных отраслей;
  • шире использовать систему точечных проектов регионального приоритетного значения на основе конкурсного участия потенциальных инвесторов с привлечением средств и региональных, и центральных бюджетных ресурсов (из бюджетов развития) создание сети страхования инвестиций, в т.ч. с участием государственных органов, использования залогового и ипотечного инструментария вступление в международные экономические организации, в т.ч. регионального характера, которые создадут своего рода  "крышу" или гарантийную поддержку привлечения частного зарубежного капитала.
  • широкая гласность в обеспечении работа аппарата чиновников и гласность контроля за этой работой по всем денежно–ресурсным направлениям деятельности (и приватизация, и банкротство, и кредиты международных организаций, и эффект привлечения частного зарубежного капитала, в т.ч. на региональном уровне).

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что иностранный  капитал – это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулирование инвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва.

СНС является наиболее распространенным балансовым методом статистики развития экономики и ее результатов, отражает результаты производства товаров и услуг, источники формирования доходов от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институционной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства. Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, НД

Хотя СНС возникла намного позднее бухгалтерского учёта, она восприняла его многие общие принципы, например: принцип  двойной записи каждой операции, разграничение между активами и пассивами, оценки отдельных статей доходов и расходов и т. д. Эта общность состоит в том, что в конечном итоге целью обеих систем учёта и отчётности является обеспечение информации для принятия решений, связанных с управлением экономикой и повышением её эффективности, хотя и на разных уровнях. Переход к СHС, можно сказать прямо, был процессом неминуемым. В условиях рыночной экономики старая система основных макроэкономических показателей патологически не могла бы быть действенным орудием статистического учета и отображения глобальных хозяйственных процессов и их результатов. В отличие от национальных счетов зарубежных стран в отечественной СHС предусматривается возможность разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются скоординированные между собой показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития как страны, так и региона.  

В этой работе особое внимание было уделено значению Национального  счетоводства для государственного регулирования последнее особенно актуально в связи с необходимостью разработки и проведения стратегических структурных преобразований в экономике. На основе практического материала : журнал «Экономист» за 2000г. №6 статья «Анализ темпов экономического роста» (по данным национальных счетов за 1995-1999гг.) можно проследить динамику изменения основных экономических показателей СНС, анализ этой динамики, её влияние на экономику и сделать соответствующие прогнозы. Проводимые вариантные расчеты макропоказателей на прогнозируемый период лежат в основе разработки федерального и консолидированного бюджетов страны, налоговой и денежно-кредитной политики. В литературе о национальном счетоводстве, как правило, особо подчеркивается аналитический, прикладной характер СНС. Это качество явилось в определенной степени следствием самого процесса формирования СНС как результата развития теории макроэкономического анализа применительно к требованиям экономической политики.  
Не случайно в определениях СНС подчеркиваются ее целостность и комплексность, отмечается, что СНС – это «способ описания… основных экономических явлений, которые составляют и характеризуют экономическую и финансовую жизнь нации в течение некоторого периода.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 544с. 
2.     Газизуллин Ф.Г., Сюркова С.М. Экономической таблице Франсуа Кенэ – 250 лет.//Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». – 2008 -  №1 (25). 
3.     Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 1994. – 400 с. 
4.     Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/Пер. с англ. – М.: Издательство МГУ: Инфра – М, 1997. – 784с. 
5.      Иванов Ю. Десятилетие СНС в станах СНГ.//Вопросы экономики. – 2004. - №3. с.128 – 139.  
6.     Иванов Ю.Н., Карасева Л.А., Казаринова С.Е. Основы национального счетоводства: Учебник. – М.: ИНФРА – М,2005. – 480 с. 
7.      Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. — 472 с. 
8.      Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х томах. – М.6 «Республика». – 2002. – 876 с. 
9.     Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.:КНОРУС. – 2004. – 608с. 
10.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. 
11.  Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [Текст]: учеб пособие/ Т.Ю. Матвеева; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с. 
12.  Мэнкью Г.Н. Макроэкономика. М.: Изд-во Московского университета, 1994. – 736 с. 
13.  Национальное счетоводство: Учебник. – 2-е изд./Под ред. Б.И. Башкатова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 608 с. 
 
14.  Российский статистический ежегодник 2008: Стат.сб./Росстат. – Р76 М., 2008. – 847 с. 
15.  Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход.: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 848 с. 
16. Селищев А.С. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2002 – 448 с. 
17. Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие /Ю.Н. Иванов, Л.А. Карасева, С.Е. Казаринова и др.; Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: «Финстатинформ», 1996. – 285 с. 
18. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование,2006. – 654с. 
19. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru   
20. Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика – 2.: Учебник. – М.: Издательство Московского университета. – 2006. – 427 с.

 21. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод, пособие. -Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 464 с.


Информация о работе Национальная экономика: основные результаты и их измерение