Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:17, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Введение 3
1. Сущность национальной экономики 5
1.1. Цели национальной экономики 5
1.2. Занятость населения, как фактор экономики 7
1.3. Структура национальной экономики, ее виды 8
2. Измерение результатов национальной экономики 10
2.1. Валовой национальный продукт 10
2.2. Методы расчета ВНП 12
2.3. Понятия номинального и реального, фактического и потенциального ВНП. Дефлятор ВНП 14
2.4. Взаимосвязь показателей ВНП 15
2.5. ВНП и чистое экономическое благосостояние 18
3. Система национальных счетов и проблемы ее применения в России 19
3.1. Сущность и цели национальных счетов 19
3.2. Проблемы использования национальных счетов в России 26
Заключение 33
Список литературы 38
Показатель ВНП дает возможность в денежном выражении измерить объем годового производства страны. Вместе с тем считается, что ВНП не полностью отражает реальное экономическое состояние нации, что объясняется следующими обстоятельствами.
Практически во всех странах отсутствует систематическая и достоверная статистика таких видов деятельности, как домашний уход за больными и детьми, домашнее благоустройство, репетиторство, которые, несомненно, увеличивают благосостояние общества. Не учитываются в ВНП результаты таких секторов экономики, как нелегальные виды развлечений, рэкет, торговля наркотическими веществами и оружием, которые отрицательно сказываются на благосостоянии общества. ВНП не включает также домашнюю работы (ремонт квартир, электро и радиоаппаратуры, обуви, автомашин и др. ), которые увеличивают благосостояние общества, но имеют нерыночный характер. Также отсутствует в ВНП оценка негативных результатов производства (истощение ресурсов, изменение климата, загрязнение окружающей среды), что влечет за собой неизменное уменьшение уровня благосостояния членов общества. Кроме того, как известно, в условиях высокоразвитой экономики уровень доходов достаточен для качественного отдыха и увеличения времени досуга значительной части населения, что равнозначно росту благосостояния.
Учесть влияние этих факторов на общественное благосостояние позволяет показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ), введенный в научный оборот американскими экономистами В. Нордхаусом и Дж. Гобином. Этот показатель можно вычислить по следующей формуле:
ЧЭБ = ВНП - отрицательные факторы + нерыночная деятельность (в денежной
оценке) + денежная оценка свободного времени.
Национальное богатство – это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.
Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства.
Система национальных счетов – есть адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.
СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы.
Кратко рассмотрим основные сводные счета, применяемые в СНС: а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг засчет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт; б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг; в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства; г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов; д) в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение; е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Внешнеэкономическую деятельность охватывается тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.
Для правильного
понимания показателей и
границы производства, производственная
деятельность включает: а) рыночную
деятельность; б) нерыночную деятельность
(производство продуктов в хозяйствах
населения для собственного потребления,
бесплатные услуги госучреждений). В этом
понятии не охватывается теневая экономика
она, в принципе, должна учитываться в
СНС, так как в этой сфере производятся
продукты, услуги и доходы, участвующие
в экономическом обороте но, в любом случае
уголовно наказуемые деяния не рассматриваются
как производственная деятельность.
Для разграничения категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая территория"; "резидент" и "центр экономического интереса.
Понятие "экономической территории" это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д. К экономической территории также относятся и территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.
Резиденты - Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории, как резидентов, так и нерезидентов.
Группировки хозяйствующих
субъектов и экономических
Секторы: а) нефинансовые предприятия
или предприятия по производству товаров; б) финансовые учреждения; в) общегосударственное
управление; г) негосударственные некоммерческие
организации (общественные организации),
обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства; е) "остальной мир"
(этот сектор охватывает зарубежные экономические
единицы в той мере, в какой они осуществляют
операции с резидентами данной страны).
Экономические операции
агрегируются на три основные группы:
а) операции с продуктами и услугами; б)
распределительные операции; в) финансовые
операции. В отличие от группировки хозяйствующих
субъектов группировка экономических
операций производится на основе единого
критерия, т.е. они группируются одинаково
и по отраслям и по секторам.
Система национального счетоводства основана на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.
Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними. Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.
Основным методологическим
приемом является применение к описанию национальной экономики методов
бухгалтерского учета (системы счетов
с прямой корреспонденцией по принципу
двойной записи бухгалтерского баланса).
Применение принципа двойной записи к
системе народнохозяйственных показателей
придает СНС важное качество - способность
количественно отражать не статистические
величины, а процесс, происходящий в рамках
экономического оборота. Последовательность
распространения СНС определяется стадиями
воспроизводственного цикла. Базой служит
хозяйственный кругооборот, обеспечение
замкнутости системы на основе жесткой
увязки показателей, предполагающих балансовое
равенство совокупных доходов и расходов
по секторам и народному хозяйству в целом.
Логика национального счетоводства заключается,
во-первых в том, что весь процесс общественного
воспроизводства может быть представлен
как совокупность хозяйственных операций
экономических агентов; во-вторых, каждая
операция отражается на счетах контрагентов
как процессы пополнения их ресурсов или
их использования. Счета представляют
собой систему именно потому, что они,
во-первых, связаны между собой; во вторых,
ориентированны на достижение единой
цели; в третьих, построены по единому
методологическому принципу; в четвертых,
они содержат систему взаимосвязанных
показателей исчисленных по единым методологическим
основам. Основные принципы составления
национальных счетов следующие: - счета
имеют форму Т, состоят из двух частей
разделов. При этом ресурсы (по составляющим
их компонентам) отражаются с правой стороны
- колонка 'Ресурсы' а их использование
отражается в левой части – колонка 'Использование'
Важно подчеркнуть, что в каждом счете
сумма записей, относящихся к ресурсам,
равна сумме записей, относящихся к использованию.
В СНС существует четкая классификация
счетов.
Это обеспечивает дополнительный контроль
достоверности отражаемой в счетах информации,
увязывает счета.
Различают следующие группы
счетов: счета для секторов экономики;
счета для отраслей экономики; счета для
отдельных экономических операций; счета
для экономики в целом (консолидированные
счета).
Счета для секторов экономики
в свою очередь подразделяются на следующие
группы: текущие счета; счета накопления;
балансы активов и пассивов.
Текущие счета включают: счет производства (отражает
результаты производственной деятельности
– затраты, промежуточное потребление,
производство добавленной стоимости;
его итог – добавленная стоимость в рыночных
ценах); счет образования доходов
(характеризует процесс образования прибыли:
заработной платы, доходов от собственности,
социальных выплат, других доходов); счет распределения первичных
доходов; счет вторичного распределения
доходов (показывает, как доходы распределяются
между основными получателями – домашними
хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными
структурами); счет использования располагаемого
дохода; счет перераспределения доходов
в натуральной форме; счет использования
скорректированного располагаемого дохода.
Счета накопления
включают: счет операций с капиталом
(содержит показатели сбережения, изменения
запасов, амортизации основного капитала,
перечисления капитала); финансовый счет показывает
итоговые изменения финансовых активов
и пассивов, образование сальдо долговых
требований и обязательств); счета прочих изменений в активах: а) счет прочих изменений
в объеме активов; б) счет переоценки.
Балансы активов
и пассивов включают: баланс активов
и пассивов на начало периода, баланс активов
и пассивов на конец периода. Показатели
в счете представляют собой операции.
Каждая операция - это стоимостной поток
между институциональными единицами.
Экономические операции в соответствии
с различными стадиями процесса воспроизводства
могут быть операциями производственными,
обменными, или операциями потребления
и сбережения. В соответствии с принципом
двойной записи принятым в системе, итоги
операций на каждой стороне счета балансируются
или по определению, или с помощью балансирующей
статьи, которая сама по себе важна в экономическом
анализе и служит для перехода к следующему
счету. Балансирующие статьи счетов обеспечивающие
баланс (равенство) правой и левых частей
счета рассчитывается как разность между
объемами ресурсов и их использованием.
Счета являются регистрацией всех экономических
потоков в форме балансов. С их помощью
характеризуется деятельность экономических
агентов системы по совершению операций.
Поэтому вся экономическая деятельность
отражается в счетах операций и в счетах
агентов. Счета агентов фиксируют деятельность
определенной их категории и группирует
все виды экономических операций, в которых
агенты принимали участие. Поэтому вся
экономическая деятельность отражается
в счетах операций и в счетах агентов.
Единство принципов составления всех
счетов экономики проявляется в наличии
системы взаимосвязанных классификаций
и основных структурных элементов СНС:
экономических операций, хозяйственных
единиц и другое, что обеспечивает сводную
количественную характеристику различных
экономических процессов.
Использование СНС необходимо
для проведения эффективной макроэкономической политики государства,
экономического прогнозирования, для
международных сопоставлений национального
дохода. Процесс перехода на рыночную
модель хозяйствования и построения цивилизованного
рыночного общества – процесс сложный
и длительный, неразрывно связанный с
проблематикой самого различного толка
и практически во всех сферах жизнедеятельности
общества. Я буду рассматривать только
сферу экономических отношений.
Первым шагом на пути к достижению поставленной
цели (формирование российской СНС в условиях
рыночных методов хозяйствования) должна
быть разработка концептуальных, теоретических,
методологических и статистических аспектов
структуры новой макромодели экономики,
институциональной, секторальной и отраслевой
группировок национального хозяйства.
В целом основные проблемы формирования
СНС в России могут быть сведены к следующим:
1.Концептуальным (разработка основных
положений и принципов формирования российского
аналога версии СНС ООН 1993г.;
трактовка производственной деятельности
и определение ее границ;
определение стоимостного состава продукта;
разработка структуры государственного
бюджета и другие.);
2 Теоретическим (строгое научное обоснование
формирования системы основных макроэкономических
показателей в условиях рынка и соответствие
механизма их функционирования хозяйственному
укладу экономики);
3. Институциональным (классификация институциональных
единиц по функциональному принципу);
4. Методологическим (формирование современной
рыночной методологии прогнозирования,
основанной на принципах равнозначности
и взаимообусловленности экономики и
политики, когда расчет показателей прогноза
опирается на данные нормативно правовых
актов, отвечающей потребностям российской
специфики хозяйствования органов статистического
учета и прогнозирования, органов государственной
власти, а также международным требованиям
и стандартам; создание на этой основе
балансового метода описания экономики,
адекватного рыночной модели хозяйствования
России; разработка методологических
подходов к формированию структуры отчетных
показателей социально-экономического
развития национальной экономики: производства,
потребления (промежуточного и конечного),
распределения и перераспределения доходов,
внешней торговли; трактовка финансовых
потоков; классификация доходов и расходов;
определение категории сбережений и других);
5. Организационно-правовым (утверждение
прав собственности и распределение границ
их видовой структуры; создание целостной
системы отчетности на базе Госкомстата
России, сформированной на основе обязательного
представления отчетных данных Центробанком
России, Минфином, Таможенным комитетом
и другими службами и ведомствами, являющимися
держателями отчетной информации финансового
и нефинансового характера предприятий
и организаций, характеризующей развитие
национальной экономики страны в целом
и в рамках кредитно-денежного сектора,
сектора органов госуправления и внешнего
сектора экономики);
6. Статистическим (актуализация единого
государственного регистра предприятий
и организаций Госкомстата России (ЕГРПО);
пересмотр процедуры и методов сбора внешних
и внутренних источников данных, их обобщения
и разработки новых источников данных
с использованием новых методов, отвечающих
требованием построения системы национальных
балансов).
Информация о работе Национальная экономика: основные результаты и их измерение