Национальная экономика: основные результаты и их измерение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность национальной экономики 5
1.1. Цели национальной экономики 5
1.2. Занятость населения, как фактор экономики 7
1.3. Структура национальной экономики, ее виды 8
2. Измерение результатов национальной экономики 10
2.1. Валовой национальный продукт 10
2.2. Методы расчета ВНП 12
2.3. Понятия номинального и реального, фактического и потенциального ВНП. Дефлятор ВНП 14
2.4. Взаимосвязь показателей ВНП 15
2.5. ВНП и чистое экономическое благосостояние 18
3. Система национальных счетов и проблемы ее применения в России 19
3.1. Сущность и цели национальных счетов 19
3.2. Проблемы использования национальных счетов в России 26
Заключение 33
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

2.5. ВНП и чистое экономическое благосостояние

Показатель ВНП дает возможность  в денежном выражении измерить объем годового производства  страны. Вместе с тем считается, что ВНП не полностью отражает реальное экономическое состояние нации, что объясняется следующими обстоятельствами.

Практически во всех странах  отсутствует систематическая и  достоверная статистика таких видов деятельности, как домашний уход за больными и детьми, домашнее благоустройство, репетиторство, которые, несомненно, увеличивают благосостояние общества. Не учитываются в ВНП результаты таких секторов экономики, как нелегальные виды развлечений, рэкет, торговля наркотическими веществами и оружием, которые отрицательно сказываются на благосостоянии общества. ВНП не включает также домашнюю работы (ремонт квартир, электро и радиоаппаратуры, обуви, автомашин и др. ), которые увеличивают благосостояние общества, но имеют нерыночный характер. Также отсутствует  в ВНП оценка негативных результатов производства (истощение ресурсов, изменение климата, загрязнение окружающей среды), что влечет за собой неизменное уменьшение уровня благосостояния членов общества. Кроме того, как известно, в условиях высокоразвитой экономики уровень доходов достаточен для качественного отдыха и увеличения времени досуга значительной части населения, что равнозначно росту благосостояния.

Учесть влияние этих факторов на общественное благосостояние позволяет показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ), введенный в научный оборот американскими экономистами В. Нордхаусом и Дж. Гобином. Этот показатель можно вычислить по следующей формуле:

ЧЭБ = ВНП - отрицательные  факторы + нерыночная деятельность (в  денежной

оценке) + денежная оценка свободного времени.

3. Система национальных счетов  и проблемы ее применения в России

3.1. Сущность и цели  национальных счетов

 

Национальное богатство  – это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства. 

Система национальных  счетов – есть адекватный рыночной  экономике национальный учет, завершаемый на макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного  набора счетов и балансовых  таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности,  структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.

СНС представляет собой  систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы.

Кратко рассмотрим основные сводные счета, применяемые в СНС: а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг засчет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт; б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг; в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства; г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов;  д)  в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение; е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Внешнеэкономическую деятельность охватывается тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.

Для правильного  понимания показателей и особенностей отражения их взаимосвязей, остановимся  на следующих структурных характеристиках СНС:  
 границы производства, производственная деятельность включает: а) рыночную деятельность; б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений). В этом понятии не охватывается теневая экономика она, в принципе, должна учитываться в СНС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.

Для разграничения  категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая территория"; "резидент" и "центр экономического интереса.

Понятие "экономической  территории" это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д.  К экономической территории также относятся и  территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.

Резиденты - Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории, как резидентов, так и нерезидентов.  

Группировки хозяйствующих  субъектов и экономических операций долгое время ограничивались делением хозяйства на отрасли. Сейчас же группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционой единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. Домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институционными единицами. Единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институционным единицам, куда их счета входят составной частью; единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их контролируют. Институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры – секторы в  соответствии с типами экономического поведения:  
Секторы: а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров; б) финансовые учреждения; в) общегосударственное управление; г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства; е) "остальной мир" (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).  
 Экономические операции агрегируются на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции. В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т.е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам.

Система национального  счетоводства  основана на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов. Классификации всех процессов экономики, экономических операций,  хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.  

Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними. Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов  с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процесс,  происходящий в рамках экономического оборота. Последовательность распространения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служит хозяйственный кругооборот, обеспечение замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предполагающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика  национального счетоводства заключается, во-первых в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как  процессы пополнения их ресурсов или их использования. Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связаны между собой; во вторых, ориентированны на достижение единой цели; в третьих, построены по единому методологическому принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам. Основные принципы составления национальных счетов следующие: - счета имеют форму Т, состоят из двух частей разделов. При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны - колонка 'Ресурсы' а их использование отражается в левой части – колонка  'Использование' Важно подчеркнуть, что в каждом счете сумма записей, относящихся к ресурсам, равна сумме записей, относящихся к использованию. В СНС существует четкая классификация счетов. 
 Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации, увязывает счета.  
Различают следующие группы счетов: счета для секторов экономики; счета для отраслей экономики; счета для отдельных экономических операций; счета для экономики в целом (консолидированные счета). 
 Счета для секторов экономики в свою очередь подразделяются на  следующие группы: текущие счета; счета накопления; балансы активов и пассивов. 
 Текущие счета включают: счет производства (отражает результаты производственной деятельности – затраты, промежуточное потребление, производство добавленной стоимости; его итог – добавленная стоимость в рыночных ценах); счет образования доходов (характеризует процесс образования прибыли: заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов); счет распределения первичных доходов; счет вторичного распределения доходов (показывает, как доходы распределяются между основными получателями – домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами); счет использования располагаемого дохода; счет перераспределения доходов в натуральной форме; счет использования скорректированного располагаемого дохода. 
 Счета накопления включают: счет операций с капиталом (содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала); финансовый счет показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств); счета прочих изменений в активах: а) счет прочих изменений в объеме активов; б) счет переоценки. 
Балансы активов и пассивов включают: баланс активов и пассивов на начало периода, баланс активов и пассивов на конец периода. Показатели в счете представляют собой операции. Каждая операция - это стоимостной поток между институциональными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесса воспроизводства могут быть операциями производственными, обменными, или операциями потребления и сбережения. В соответствии с принципом двойной записи принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов обеспечивающие баланс (равенство) правой и левых частей счета рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием. Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группирует все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций и основных структурных элементов СНС: экономических операций, хозяйственных единиц и другое, что обеспечивает сводную количественную характеристику различных экономических процессов.

3.2. Проблемы использования  национальных счетов в России

 

Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду  рассматривать только сферу экономических отношений.  
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели  (формирование российской СНС в условиях рыночных  методов  хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой   макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные  проблемы формирования СНС в  России могут быть сведены к следующим:  
1.Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.; 
трактовка производственной деятельности и определение ее границ; 
определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);  
2 Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);  
3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);  
4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления  (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);  
5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);  
 6. Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых   методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).

Информация о работе Национальная экономика: основные результаты и их измерение