Национальная экономика и ее важнейшие показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:20, курс лекций

Краткое описание

Основу национальной экономики составляет общественное воспроизводство: производство - распределение - обмен - потребление - производство. Воспроизводство характеризуется постоянным возобновлением процесса производства. Воспроизводство может осуществляться в неизменных масштабах. В этом случае, эхо простое воспроизводство. Воспроизводство может происходить в расширяющихся масштабах. Тогда это будет расширенным воспроизводством. Следует различать экстенсивный и интенсивный типы расширенного воспроизводства.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

Косвенные налоги применяют преимущественно к товарам неэластичного спроса. Это вызвано тем, что к таким товарам относятся предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон), товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка), труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт). Население не сможет обойтись без таких товаров, поэтому будет их    покупать. Следовательно, будут идти отчисления в бюджет.

4. Вопрос о том, какая должна быть налоговая политика современной России – один из самых важных политических вопросов.

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе ог­ромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельно­сти, ди­на­мику и структуру общественного производства, его размещение. Нало­го­вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд­жета госу­дарства, т. к. любому государству для выполнения своих функций не­обхо­димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи­нан­совых ресурсов могут быть только средства, которые правительство соби­рает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.

Из этих средств фи­нанси­руются государственные и социальные программы, содер­жатся струк­туры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.  Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономиче­скую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отно­шению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюд­жет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Нало­говый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граж­дан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором лич­ных доходов населения страны. Поэтому современной России нужно произвести некоторое реформирование налоговой политики:

           ограничить произвол налоговых и таможенных органов и одновременно повысить ответственность налогоплательщиков

           увеличить наказания за неуплату налогов

           ликвидировать налог с оборота

           упростить налоговую систему

           создать специальные комиссии и наблюдательные органы для контроля за  налоговыми и таможенными структурами.

 

Тема 12. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

1. В экономической теории известно несколько концепций бюджетной политики государства.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета исключает и уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим несколько примеров. Допустим, экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих действии будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно сбалансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.

Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Эта концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Эта концепция, я считаю, более привлекательна, т.к. она более проста и разумна. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.

2. Проблемы, с которыми может столкнуться государство при проведении фискальной политики. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать эти меры вместе. Однако следствием этих мероприятий может быть большое сокращение совокупного спроса.

Также, правительство при проведении фискальной политики, может стимулировать инфляцию. На начальных стадиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Это и послужит стимулированием инфляции.

Особая проблема, возникающая при реализации концепции, которая базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, - это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит бюджета и, соответственно государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета. Крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

Фискальная политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

3. Фискальная политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Именно на встроенные стабилизаторы экономики (предприятия, население) направлена эта политика, а значит, она требует государственных расходов.

 

Тема 13. Дефицит государственного бюджета и управление государственным     долгом

1. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме, традиционно уделяется большое внимание и поэтому то, как  финансируется дефицит более важно, чем размер федерального бюджета.

Бюджетный дефицит относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья экономики». Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита – это государственные займы, ужесточение налогообложения и «сеньораж».

Чтобы профинансировать дефицит, государству все равно придется прибегнуть к государственным займам. Бывает внутренний и внешний долг. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с внешним долгом, т.к. погашение внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.

Таким образом, от финансирования дефицита зависит состояние всей экономической и социальной жизни страны, международный авторитет, благосостояние нации в целом.

2. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).

Долгосрочные заимствования средств вместе с правом досрочного погашения долга, означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно заемщику при значительном снижении стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, получить прибыль (например, вложив эти деньги в производство какого-либо товара), рассчитаться за этот долг, и за счет полученных средств рассчитаться за прежний  долг. При этом достигается экономия средств, направленных на обслуживание долга. Долгосрочные заимствования средств снижают долговую нагрузку и при отсутствии права досрочного погашения долга. В этом случае долг будет выплачиваться дольше и меньшими частями. Выплата меньшими частями может быть не так ощутима для бюджета.

3. Между размером бюджетного дефицита, национальным долгом и эмиссией денег существует тесная связь.

Во-первых, размер бюджетного дефицита и национальный долг зависят от эмиссий денег. Если, например, выпуск денег будет очень большим, то инфляция неизбежна.

Она приведет к ухудшению экономического состояния страны, что потребует дополнительных расходов, а значит либо повышение налогообложения, либо увеличение национального долга.

Во-вторых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.

В-третьих, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга и эмиссии денег.

4. Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Критерии эффективного управления государственным долгом:

       повышение эффективности государственных заимствований;

       постоянное оптимизирование структуры государственного долга;

       минимальное количество рисков, связанных с осуществлением заимствований;

       постоянное совершенство правовой основы управления государственным долгом;

       наличие единой структуры, в полномочия которой входит управление государственным долгом;

       присутствие единой системы учета государственного долга;

       наличие единой централизованной системы анализа и управления рисками заимствований;

       наличие единой системы стратегического планирования государственного долга;

       существование системы взаимодействия денежно-кредитной и валютной политики

       присутствие системы учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономики.

 

Тема 14. Макроэкономическое регулирование экономики

1. Общие положения кейнсианской и монетаристской политики.

Кейнсианская: 1) Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные. 2) Связь предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликационный эффект – к изменению в номинальном ВНП. 3) Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

                                                                     Y = C + G + I + NX,

где Y – номинальный объем ВНП, C – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, I – частные плановые инвестиции, NX – чистый экспорт. 4) Кейнсианцы отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный банк при проведении макроэкономического регулирования должен обладать значительным объемом экономической информации.

Информация о работе Национальная экономика и ее важнейшие показатели