Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 08:33, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических моделей рынков несовершенной конкуренции и механизма функционирования этих рынков на практике.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;
- изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
- выявить проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;
- проанализировать действие рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.
Введение 3
Глава 1. Модели конкуренции 6
1.1. Эволюция моделей рынков в экономической теории 6
1.2. Конкуренция как основа рыночной экономики 9
1.3. Модели рынка несовершенной конкуренции 12
Глава 2. Монополия как рыночная власть 15
2.1. Понятие монопольной власти 15
2.2. Показатели монопольной власти. Прибыль монополиста. 17
2.3. Тенденции развития монопольной власти в Российской Федерации 25
2.4 Влияние монополии на экономику Республики Саха (Якутия) на примере АК «Алроса» 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Этот закон устанавливает, что:
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией;
4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);
5) при
нарушении требований
Законом
установлено понятие “
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.
В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.
Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.
«Монополист» — слово в нашей стране почти ругательное. «Естественная монополия» — это сочетание звучит мягче, но все равно способно вызвать нелестные комментарии. Однако бизнес не приемлет эмоций. Здесь все определяется экономической целесообразностью.
АК «Алроса» — уникальная компания по многим параметрам. Ее отличает от других уже то, что задумывалась она в новой, рыночной, ипостаси еще до начала массовой приватизации в России и создавалась в штучном порядке, указом президента РФ в 1992 году. При этом учитывалось, что существовавшая тогда структура управления не позволяла наладить нормальные рыночные отношения с зарубежными партнерами. «Алроса» изначально создавалась с учетом опыта, а в некоторых направлениях — по образу и подобию ведущих мировых компаний, в том числе и «Де Бирс».
В
ее состав вошли горно-обогатительные
комбинаты, геологические предприятия,
научно-исследовательские и
Таким образом, «Алроса» преобразовалась в современную промышленно-финансовую диверсифицированную группу предприятий, доходы которой с учетом внутреннего оборота составляют более 2 млрд долларов.
Структура собственности «Алроса» тоже в некотором роде уникальна, так как компания создавалась в период «парадов суверенитетов», на ее примере определялась формула согласования интересов центра и региона и отрабатывалась модель управления отраслью, имеющей стратегическое значение для всей России. Таким образом, у компании появилось два крупных собственника — Российская Федерация и Республика Саха (Якутия), они имеют по 32% акций; 23% акций было передано трудовому коллективу, остальными владеют Фонд социальных гарантий военнослужащих при правительстве РФ и администрации 8 районов (улусов) алмазной провинции Якутии.
Сегодня АК «Алроса» — крупнейшая российская компания и один из мировых лидеров по добыче и продаже необработанных алмазов. На ее долю приходится более 98% российского алмазного рынка и около четверти мирового производства.
Одним
из важнейших направлений
Средняя зарплата в АК «Алроса» — 12 тыс. рублей в месяц. Горняки получают 20 тыс., строители — 15−18 тыс. В компании создан свой пенсионный фонд «Алмазная осень», и если человек проработал более пятнадцати лет, то помимо государственной он получает и так называемую алмазную пенсию, более высокую. В прошлом году на эту программу было потрачено 75 млн рублей. 13600 человек прошли обследование и лечение, отдохнули в санаториях и профилакториях, более 4000 детей побывали летом в лагерях курортного типа. На работу в «Алроса» устроиться трудно, и люди ни при каких обстоятельствах не хотят уходить из компании. Были примеры, когда пострадавшие от наводнения работники компании отказывались от переселения в города европейской части страны. Они не хотели терять хорошую и стабильную работу.
АК «Алроса» большое внимание уделяет региональной политике, ее социальному наполнению. Для школ Республики Саха (Якутия) компания приобрела компьютеров на 60 млн рублей. Для сельскохозяйственных предприятий закупила мини-тракторов на 30 млн рублей, построила две модульные школы. Для УВД Республики Саха (Якутия) было закуплено и передано различного оборудования и технических средств на 46 млн рублей и на 10 млн рублей произведено строительных и ремонтных работ.
С
деятельностью «Алроса» теснейшим
образом связано решение
В последнее время руководство АК «Алроса» не раз заявляло, что стремится не ограничиваться только добычей и огранкой алмазов, а потому намерено развивать собственное производство ювелирных изделий с бриллиантами и участвовать в их реализации. При такой схеме выигрывает не только акционерная компания — новый импульс получают отечественные гранильная и ювелирная промышленность, сокращается расстояние между производителем и поставщиком сырья, что в итоге благоприятно отражается на цене готового изделия.
С помощью «Алроса» создана якутская гранильная промышленность. По итогам прошлого года предприятие «Туймаада даймонд» обработало алмазов почти на 100 млн долларов, в этом году оно надеется получить продукции уже на 150 млн. Расширяет свою производственную деятельность предприятие «Бриллианты Алроса» — структурное подразделение компании.
Компания работает на долгосрочной основе с заводом «Кристалл» в Смоленске, оказывает поддержку в восстановлении производственных мощностей барнаульскому «Кристаллу». В рамках конверсии создаются гранильные производства в Северодвинске, Санкт-Петербурге и Гагарине. Получает свое развитие проект «Алмазный двор». Если удастся добиться его самоокупаемости, аналогичные центры могут появиться и в других крупных городах.
У АК «Алроса» масштабные планы, их можно реализовать, если все добываемые камни найдут сбыт. Ситуация на алмазном рынке складывается вполне благополучная: прогностические оценки на пятнадцать и пятьдесят лет не предрекают мировому АБК серьезных потрясений. Считается, что в предстоящие десять лет прогнозируемый объем добычи алмазов будет реализоваться на рынке полностью.
Таким
образом, можем утверждать, что акционерная
компания «Алроса» — отечественный алмазный
монополист — сегодня выгодна государству
именно в таком качестве, а не в каком-то
ином.
В
самом общем виде рынок – это
система экономических
Также хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют 2-3 компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. За примерами не надо далеко ходить, эти компании можно назвать, причем существуют как местные новосибирские монополисты (например, корпорация “Транс-Блок” является единственным крупным поставщиком и продавцом бензина и других нефтепродуктов), так и действующие в рамках всей страны.
Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты российского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной российской фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.
Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти