Модели рынка: соотношение конкуренции и власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических моделей рынков несовершенной конкуренции и механизма функционирования этих рынков на практике.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;
- изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
- выявить проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;
- проанализировать действие рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Модели конкуренции 6
1.1. Эволюция моделей рынков в экономической теории 6
1.2. Конкуренция как основа рыночной экономики 9
1.3. Модели рынка несовершенной конкуренции 12
Глава 2. Монополия как рыночная власть 15
2.1. Понятие монопольной власти 15
2.2. Показатели монопольной власти. Прибыль монополиста. 17
2.3. Тенденции развития монопольной власти в Российской Федерации 25
2.4 Влияние монополии на экономику Республики Саха (Якутия) на примере АК «Алроса» 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Эконом теория.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

     Юридическая основа для борьбы с монополиями  и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются  действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются  монопольные сговоры о ценах,  изъятие товаров с рынка для  поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат  наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией;

4) контроль  за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при  нарушении требований законодательства  Антимонопольный комитет вправе  расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.[13, c.139-140]

      Законом установлено понятие “доминирующее  положение”, то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

      Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.

     В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

     Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

 

2.4 Влияние монополии на экономику Республики Саха (Якутия) на примере АК «Алроса»

     «Монополист» — слово в нашей стране почти ругательное. «Естественная монополия» — это сочетание звучит мягче, но все равно способно вызвать нелестные комментарии. Однако бизнес не приемлет эмоций. Здесь все определяется экономической целесообразностью.

     АК  «Алроса» — уникальная компания по многим параметрам. Ее отличает от других уже то, что задумывалась она в  новой, рыночной, ипостаси еще до начала массовой приватизации в России и создавалась в штучном порядке, указом президента РФ в 1992 году. При этом учитывалось, что существовавшая тогда структура управления не позволяла наладить нормальные рыночные отношения с зарубежными партнерами. «Алроса» изначально создавалась с учетом опыта, а в некоторых направлениях — по образу и подобию ведущих мировых компаний, в том числе и «Де Бирс».

     В ее состав вошли горно-обогатительные комбинаты, геологические предприятия, научно-исследовательские и проектные  институты, а также сбытовые, транспортные и строительные организации. У «Алроса» появились своя авиация и свое речное пароходство, свой газопровод и своя нефтедобыча, своя система подготовки кадров и свое здравоохранение. В целом акционерное общество объединило предприятия десяти различных отраслей, деятельность которых подчинена главной цели — добывать и сбывать алмазы. В рамках основной деятельности АК «Алроса» создала ряд дочерних акционерных обществ, стала акционером уже существующих коммерческих структур. В настоящее время компания участвует в той или иной форме почти в ста коммерческих структурах.

     Таким образом, «Алроса» преобразовалась в современную промышленно-финансовую диверсифицированную группу предприятий, доходы которой с учетом внутреннего оборота составляют более 2 млрд долларов.

     Структура собственности «Алроса» тоже в некотором  роде уникальна, так как компания создавалась в период «парадов суверенитетов», на ее примере определялась формула  согласования интересов центра и  региона и отрабатывалась модель управления отраслью, имеющей стратегическое значение для всей России. Таким образом, у компании появилось два крупных собственника — Российская Федерация и Республика Саха (Якутия), они имеют по 32% акций; 23% акций было передано трудовому коллективу, остальными владеют Фонд социальных гарантий военнослужащих при правительстве РФ и администрации 8 районов (улусов) алмазной провинции Якутии.

     Сегодня АК «Алроса» — крупнейшая российская компания и один из мировых лидеров  по добыче и продаже необработанных алмазов. На ее долю приходится более 98% российского алмазного рынка и около четверти мирового производства.

     Одним из важнейших направлений деятельности компании всегда была и остается социальная политика.

     Средняя зарплата в АК «Алроса» — 12 тыс. рублей в месяц. Горняки получают 20 тыс., строители — 15−18 тыс. В компании создан свой пенсионный фонд «Алмазная осень», и если человек проработал более пятнадцати лет, то помимо государственной он получает и так называемую алмазную пенсию, более высокую. В прошлом году на эту программу было потрачено 75 млн рублей. 13600 человек прошли обследование и лечение, отдохнули в санаториях и профилакториях, более 4000 детей побывали летом в лагерях курортного типа. На работу в «Алроса» устроиться трудно, и люди ни при каких обстоятельствах не хотят уходить из компании. Были примеры, когда пострадавшие от наводнения работники компании отказывались от переселения в города европейской части страны. Они не хотели терять хорошую и стабильную работу.

     АК  «Алроса» большое внимание уделяет  региональной политике, ее социальному наполнению. Для школ Республики Саха (Якутия) компания приобрела компьютеров на 60 млн рублей. Для сельскохозяйственных предприятий закупила мини-тракторов на 30 млн рублей, построила две модульные школы. Для УВД Республики Саха (Якутия) было закуплено и передано различного оборудования и технических средств на 46 млн рублей и на 10 млн рублей произведено строительных и ремонтных работ.

     С деятельностью «Алроса» теснейшим  образом связано решение проблемы занятости в Республике Саха (Якутия): ежегодно от 150 до 200 молодых специалистов приходят в компанию. В большинстве своем это выпускники Якутского государственного университета, в котором сейчас обучаются около 100 стипендиатов «Алроса». С 2001 года компания финансирует обучение якутских студентов в Горной академии Санкт-Петербурга. Компания смотрит в завтрашний день и готовит необходимые плацдармы на всех направлениях.

     В последнее время руководство  АК «Алроса» не раз заявляло, что  стремится не ограничиваться только добычей и огранкой алмазов, а потому намерено развивать собственное производство ювелирных изделий с бриллиантами и участвовать в их реализации. При такой схеме выигрывает не только акционерная компания — новый импульс получают отечественные гранильная и ювелирная промышленность, сокращается расстояние между производителем и поставщиком сырья, что в итоге благоприятно отражается на цене готового изделия.

     С помощью «Алроса» создана якутская гранильная промышленность. По итогам прошлого года предприятие «Туймаада  даймонд» обработало алмазов почти на 100 млн долларов, в этом году оно надеется получить продукции уже на 150 млн. Расширяет свою производственную деятельность предприятие «Бриллианты Алроса» — структурное подразделение компании.

     Компания  работает на долгосрочной основе с  заводом «Кристалл» в Смоленске, оказывает поддержку в восстановлении производственных мощностей барнаульскому «Кристаллу». В рамках конверсии создаются гранильные производства в Северодвинске, Санкт-Петербурге и Гагарине. Получает свое развитие проект «Алмазный двор». Если удастся добиться его самоокупаемости, аналогичные центры могут появиться и в других крупных городах.

     У АК «Алроса» масштабные планы, их можно  реализовать, если все добываемые камни  найдут сбыт. Ситуация на алмазном рынке  складывается вполне благополучная: прогностические оценки на пятнадцать и пятьдесят лет не предрекают мировому АБК серьезных потрясений. Считается, что в предстоящие десять лет прогнозируемый объем добычи алмазов будет реализоваться на рынке полностью.

     Таким образом, можем утверждать, что акционерная компания «Алроса» — отечественный алмазный монополист — сегодня выгодна государству именно в таком качестве, а не в каком-то ином. 
 
 
 
 

 

Заключение

 

     В самом общем виде рынок – это  система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

     Также хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют 2-3 компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. За примерами не надо далеко ходить, эти компании можно назвать, причем существуют как местные новосибирские монополисты (например, корпорация “Транс-Блок” является единственным крупным поставщиком и продавцом бензина и других нефтепродуктов), так и действующие в рамках всей страны.

     Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты российского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной российской фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.

Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти