Модели рынка: соотношение конкуренции и власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических моделей рынков несовершенной конкуренции и механизма функционирования этих рынков на практике.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;
- изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
- выявить проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;
- проанализировать действие рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Модели конкуренции 6
1.1. Эволюция моделей рынков в экономической теории 6
1.2. Конкуренция как основа рыночной экономики 9
1.3. Модели рынка несовершенной конкуренции 12
Глава 2. Монополия как рыночная власть 15
2.1. Понятие монопольной власти 15
2.2. Показатели монопольной власти. Прибыль монополиста. 17
2.3. Тенденции развития монопольной власти в Российской Федерации 25
2.4 Влияние монополии на экономику Республики Саха (Якутия) на примере АК «Алроса» 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Эконом теория.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

     В ходе данной курсовой были решены такие  задачи, как:

- раскрытие понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;

- изучение  основных теоретических подходов к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

- выявление проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;

- анализ  действий рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.

     Основные  выводы:

     1. Рыночная власть в общем виде  заключается в способности продавцов  или покупателей воздействовать  на цену товара.

     2. Рыночная власть существует в  двух формах. Когда продавцы назначают  цену, которая выше предельных  издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.

     3. Частично монопольная власть  определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

     4. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.

     5. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – есть экономический закон рыночного хозяйства. Конкуренция воздействует на рынок как внутренний регулятор.

     6. В целом, государство полагается на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть. Для этого также используется прямое и косвенное регулирование цен.

 

     Список использованной литературы

 
  1. Афанасьева  Ю. Инновационное развитие: новая  концепция монополии и конкуренции//МЭМО. 2005, №2.
  2. Голиченко О.Г. Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции: Подходы к многоуровневому моделированию. - М.: Наука, 1999. - 191 с.
  3. Гурков И. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий//Вопросы экономики. 2005, №2.
  4. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство/Пер. с англ. – М., 2001.- 548 с.
  5. Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция//Вопросы экономики. 2004, №2.
  6. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО “Квадрат”, - 1991. – 206 c.
  7. Мазуров М. Доля рынка – стратегический показатель компании // Экономист. 2002, №10.
  8. Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия. // Вопросы экономики. 1996, № 10.
  9. Нордхаус В., Самуэльсон П. Экономика. 16-е изд. Пер с англ. – М.: «Вильямс», 2000.- 490 c.
  10. Приленский М. Рынок и конкуренция//ЭКО. 1996, №9.
  11. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М., 2000.- 529 c.
  12. Рузавин И.Г. Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики, М., 1994 г., 450с.
  13. Рынок и антимонопольное регулирование. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко,      А. В. Исаенко. Белгород, 1999 г. 139 – 140 с.
  14. Радаев В. Изменения конкурентной ситуации на российских рынках//Вопросы экономики. 2003, №7.
  15. Розанова Н. Поддержка конкуренции и промышленная политика//МЭМО. 2005, №2.
  16. Самуэльсон П.Э. Монополистическая конкуренция - революция в теории: (Пер. И.В.Попович) // Вехи экономической мысли. - СПб.: Экон. школа, 1999. – 370с.
  17. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 3-х т. Пер. с англ. – СПб, 2000.-459с.
  18. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. – М.: Проспект,2002.- 457с.
  19. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции/Пер. с англ. – М.: Экономика, 1996. – 679c.
  20. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика.– М.:ЮНИТИ, 1998.-350 c.
  21. http://www.libertarium.ru (Коллекция текстов российских ученых по проблемам экономической теории и экономической политики, а также переводы статей и книг известных западных экономистов)
  22. http://www.gks.ru (Госкомстат России)

Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти