Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 09:25, реферат
Мировая валютная система – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой эконо-мики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь, и в наши дни является очень актуальной. Знания основных проблем современной мировой эко-номики оказывает существенно влияние на решение проблем национальной экономики. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличи¬ваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Введение 2
1. Основные понятия и история развития мировой валютной системы. 4
1.1 Этапы эволюции мировой валютной системы 4
1.1.1. Система золотого стандарта 4
1.1.2 Бреттон-Вудская валютная система 6
1.1.2. Ямайская валютная система 9
1.2 Понятие национальной и иностранной валюты. Конвертируемость валюты. Ва- лютная обратимость. 12
1.3 Валютный рынок . 16
2. Регулирование влияний мировой валютной системы на внутреннюю экономику государств 18
2.1. Валютный курс. Свободно плавающие валютные курсы. Котировки валют. Золо-товалют-ный стандарт. 18
2.2. Валютная политика государства. Общие аспекты. Режимы курсов 24
2.3. Мировая валютная система в условиях современного кризиса. 28
Заключение 31
Список литературы 33
В системе ВЭП (Валютно-экономической политики) особое место занимает валютная политика, которая представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.
Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии.
Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как:
- эволюция мирового хозяйства;
- экономическое положение страны;
- расстановка
сил на мировой арене.
Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтную политику. Суть последней заключается в изменении учетной ставки банка. Так, при пассивном платежном балансе повышение учетной ставки банка способствует усилению притока капитала из стран, где значительно ниже процентная ставка. Тем самым дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны, стабилизирует платежный баланс и повышает платежный курс. Однако, если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Кроме того, поскольку в мировом хозяйстве усиливаются факторы, регулирующие международное движение капитала и кредита, это обстоятельство ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Другими словами, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности. Пример тому - активизация дисконтной политики лишь в 30-40 годы и с начала 50-х годов (Англия, США и другие). Однако, усиливающаяся интернационализация хозяйственных связей предопределяет необходимость фиксирована тенденции учетных ставок в других странах обусловливают эффект ценовой реакции.
Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.
Валютная интервенция - процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.
Диверсификация валютных резервов - это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность
международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют,
активизируется покупка более устойчивых валют.
Одними из традиционных методов экономической политики были девальвация - процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам - и
ревальвация - процесс повышения курса национальной валюты.
Регулирование режима валютных курсов. Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:
1) экономического
потенциала страны, положения ее
на мировой арене и
Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:
Существует два основных режима:
Еще одним из основных методов регулирования валютных курсов является валютная интервенции, суть которой заключается в том, что существуют определенные операции вмешательства центрального банка в функционирование валютного курса, с целью воздействия на курс национальной валюты. В этом случае, если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то центральные банки осуществляют ее скупку и продают, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом центральный банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса.
Эта форма валютной политики осуществляется центральным банком одной страны или банками нескольких государств. Для примера можно привести европейскую валютную систему. Так, центральные банки европейской системы с помощью валютной интервенции поддерживают курсы своих валют в определенных границах. При осуществлении валютной интервенции необходимо определиться с выбором валюты, что зависит от места данной валюты в международной валютной системе, цели интервенции и сложившейся институциональной среды. Большинство центральных банков определяет порядок валютных интервенций на межбанковском рынке напрямую через дилеров, брокеров, при этом информация может быть конфиденциальной.
Валютные
ограничения. Ими являются меры и
правила, которые установлены
Девальвация и ревальвация валют. Многие страны, развивая международные
экономические отношения с внешним миром, испытывают различную степень инфляции в
разных странах. При этом, если используется режим фиксируемых валютных курсов, то
центральные банки ощущают необходимость пересмотра официальных курсов своих
национальных валют, поскольку реальные курсы, обусловленные покупательной силой
валют, значительно отклоняются от официального курса. Как правило, курсы валют,
обесценение
которых не существенно,
которых происходит быстрыми темпами, по сравнению с официальным курсом резко
снижаются.
В такой ситуации созревает необходимость
корректирующих операций в отношении
валютного курса, т.е. девальвировать или
ревальвировать.
В
настоящее время ипотечный
Правительство Российской Федерации также провело ряд мер по предотвращению кризиса. Госдума РФ приняла закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ". Согласно документу, со дня его вступления в силу до 31 декабря 2009 г. включительно Внешэкономбанк имеет право предоставлять организациям займы для обслуживания и погашения иностранных кредитов, полученных до 25 сентября 2008 г. Общая сумма всех указанных займов не должна превысить $50 млрд. Источником средств для предоставления ВЭБ кредитов послужат золотовалютные резервы ЦБ. Кроме того, ЦБ РФ на тот же срок получает право заключать с банками договоры поручительства, по которым он обязуется возместить таким банкам часть убытков, возникших в результате выдачи ими займов другим кредитным организациям, у которых в указанный период будет отозвана лицензия. Также закон предусматривает предоставление российским банкам субординированных кредитов на общую сумму до 950 млрд. руб. и возможность размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах во Внешэкономбанке на срок до 31 декабря 2009 г. на сумму до 450 млрд. руб. Премьер-министр РФ Владимир Путин, в свою очередь, на заседании правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями заявил о готовности Правительства до конца текущего года вложить 175 млрд. руб. в российские ценные бумаги.
Но в то же время правительство России и экономические институты РФ полагают что, несмотря на убытки, связанные с кризисом, кризис положительно повлияет на роль России в мировой экономике и на влияние на мировую экономику. У России есть идеальный шанс выйти из разразившегося кризиса не только мощной державой, но и занять в мировом сообществе достойное место. Одно то, что мировые лидеры, собирающиеся обсуждать проблемы экономики 15 ноября, в один голос призвали нашу страну к сотрудничеству — уже хорошо. А то, что эти страны готовы слушать наши предложения, которые представит первое лицо государства, и вовсе дает надежду, что политические конфронтации будут отодвинуты и Россию, наконец, оценят по достоинству. Глобальный саммит двадцатки стран, которые играют в экономике наиболее заметную роль, состоится 15 ноября. Россию на этой встрече будет представлять лично президент Дмитрий Медведев . Именно здесь наша страна выступит со своими предложениями, которые были озвучены ранее, но которые были отвергнуты странами большой «семерки» как непродуктивные. Отмахивались по одной простой причине — наибольшая часть из них была направлена на создание в мире мультисистемы, как валютной, так и фондовой. Разумеется, это бы подвинуло США с экономического Олимпа. Одно только предложение о создании мультивалютной системы подкосило бы основы мирового порядка. Теперь, когда ситуация ухудшилась до предела и принятые западными странами меры не смогли удержать разбежавшийся экономический коллапс, Россию готовы слушать. И наша страна в лице президента Дмитрия Медведева готова вновь «активно продвигать свои идеи». Идеи, которые озвучивались еще в феврале нынешнего года. «Мы должны активно участвовать в разработке новых правил игры в мировой экономике — для получения максимальных выгод для себя и для продвижения новой идеологии, обеспечивающей демократичность и устойчивость глобальной финансовой архитектуры. Должно быть больше финансовых центров, больше резервных валют, больше механизмов коллективного принятия решений. И выгодно это и всем нам, и всем нашим партнерам», — подчеркнул Д.Медведев. Именно затронувшие весь мир грубые ошибки и недальновидность правительства Америки «привели к серьезным проблемам». «Удельный вес американского финансового рынка и его влияние на мировую экономику очень велики. Поэтому кризис, случившийся в США, рикошетом ударил по экономике практически всех стран», — отмечает Д.Медведев. Заинтересованность нашей страны в разрешении проблем очевидна. Россия — страна с открытой экономикой. Мы приветствуем у себя иностранных инвесторов, как и активно, в свою очередь, поддерживаем развитие экономик зарубежных стран. «С одной стороны, это дает нам огромные преимущества, с другой — вынуждает реагировать и решать те проблемы, с которыми столкнулись и другие ведущие государства», — отмечает президент. Грянул кризис — и иностранные инвесторы побежали по домам. В результате, наша страна не только не доберет по итогам года прогнозируемый приток капитала в 40 млрд долл., но и будет по этому показателю в «убытке», который сейчас оценивается в 20 млрд. Кроме того, наши банки и компании, активно кредитующиеся за границей, попали в очень уязвимое положение. До конца года им предстоит погасить выплаты по кредитам на сумму 80 млрд. долл. Именно выплатить, потому, как перекредитоваться в сложившихся условиях будет практически невозможно.