Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:56, реферат

Краткое описание

Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую восьмерку, и на относительно небольшие государства Западной Европы. К ведущим странам Западной Европы относятся:
Германия;
Франция;
Великобритания;
Италия;
Россия.

Данные государства формируют костяк европейской экономики, они располагают наиболее мощным в регионе экономическим потенциалом, самой большой в Западной Европе численностью населения, они в достаточной степени интегрированы и в процесс мирохозяйственных связей. Велико и политическое влияние данных стран в мире.

Файлы: 1 файл

Мир.Эк..doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Изучение  антимонопольными органами динамики развития рынка на протяжении нескольких лет подтверждает вывод о том, что подобная политика приводит к резкой дифференциации рыночных сил и ослаблению конкуренции.

     Очевидно, что описанные выше конфликтные  ситуации являются следствием лоббирования интересов отдельных компаний в ущерб интересам развития предпринимательства в целом. Не удивительно, что при наличии таких мотиваций в городе так и не привилась практика предварительного обнародования и обсуждения со всеми заинтересованными сторонами проектов региональных актов, которые могут оказывать влияние на хозяйственный и инвестиционный климат и развитие отдельных видов бизнеса.

     Возвращаясь к опыту зарубежных стран, следует  также упомянуть рекомендации, сформулированные ОЕСР, по проведению реформы регулирования, которые можно кратко сформулировать следующим образом:

     1.  Принятие многоуровневой политической программы реформы регулирования, которая содержит ясные цели и схемы ее реализации.

     2.  Систематический пересмотр установленных правил и инструкций, чтобы удостовериться, что они по-прежнему соответствуют поставленным целям и эффективны.

     3.  Обеспечение прозрачности, недискриминационного характера и эффективной реализации правил и процесса регулирования.

     4.  Расширение сферы применения, эффективности и практической реализации конкурентной политики.

     5.  Реформа экономического регулирования во всех отраслях в целях стимулирования конкуренции, отмена регулирования за исключением случаев, когда будет доказано, что оно является наилучшим способом обеспечения общественных интересов.

     6.  Устранение ненужных барьеров в торговле и инвестициях путем совершенствования применения международных соглашений и укрепления международных принципов во внутренней политике.

     7.  Установление значимых связей между политикой дерегулирования и другими стратегическими общественными целями, реализация соответствующих стратегий таким образом, чтобы это поддерживало реформу государственного регулирования.

     Подходы, выработанные органами Европейского Сообщества в отношении реформы государственного регулирования, применяются на международном и национальном уровнях. В последнем случае национальная политика дерегулирования неизбежно учитывает особенности текущей ситуации и традиции административного регулирования и ведения бизнеса в конкретной стране.

     Например, в Великобритании основной прогресс в развитии законодательной базы для бизнеса был достигнут  благодаря пониманию общественностью  важности задачи снижения издержек регулирования (т. н. Red Tape costs). До реформирования английское законодательство подходило к вопросам регулирования предпринимательской деятельности более строго, чем предусматривали нормы ЕС, и это снижало конкурентоспособность английского бизнеса. В настоящее время дерегулирование является ключевым направлением английской правительственной экономической политики. Данная стратегия исходит из понимания, что тщательно продуманное регулирование может способствовать повышению конкурентоспособности. "Плохое" регулирование, повышая цены, снижая возможности выбора направлений деловой активности и стимулы к инновациям, снижает тем самым и конкурентоспособность. Причем данные негативные последствия непропорционально ухудшают положение в сфере малого и среднего бизнеса. 
Политика дерегулирования осуществляется на основе единого правового подхода к различным типам бизнеса. Главным достижением в рассматриваемой сфере можно считать принятие Акта по дерегулированию и контрактации 1994 г., который вступил в силу с 3 ноября 1994 г. Этот закон позволяет применять ускоренную парламентскую процедуру для отмены регулирующих актов, необходимость в которых уже отпала. Дерегулирование является одним из способов, которыми правительство Великобритании старается помочь малому бизнесу5. Это касается установления и контроля за соблюдением таких принципов регулирования, как

     - Думать прежде всего о малом бизнесе: 

     Не  применять регулирования не удостоверившись, что малые предприятия смогут ему соответствовать, принимая во внимание эффект, который новые правила  могут оказать на их деятельность.

     - Пропорциональность: 
 Не применять регулирование, если издержки его применения превышают выгоды.

     - Целенаправленность: 
 Не создавать детализированных правил, если возможно просто определить цель регулирования.

     Законы  и правительственные акты ограничивают также права местных властей оказывать прямое воздействие на частную деятельность через различные формы регулирования. В результате существует лишь ограниченное число способов, которыми местные власти могут влиять на деловую активность и, тем самым, проводить определенную региональную экономическую и промышленную политику.

     Это такие способы, как

     1)  установление определенных приоритетов в предоставлении помещений в пользование или аренду и дифференциация условий аренды для различных видов деятельности,

     2)  предоставление некоторых льгот для отдельных видов бизнеса, для стратегических инвесторов и даже конкретным предприятиям путем применения различных схем расчета налога на недвижимость,

     3)  обеспечение прямой финансовой поддержки через гранты, схемы гарантии кредитов и пр.

     Совершенствование регулирования бизнеса стало одним из программных мероприятий, предусмотренных Европейской хартией о малых предприятиях, подписанной в июне 2000 года. Как отмечается в материалах ЕС, даже в развитых европейских странах в настоящее время 13 процентов опрошенных представителей малого бизнеса оценивают административные барьеры как главную проблему своей деятельности.

     В рамках реализации данного направления  международной политики поддержки  малого предпринимательства, как свидетельствует  Доклад Комиссии ЕС Совету Европы и Европейскому парламенту 2003 года, в европейских странах и самой Комиссии ЕС были проведены мероприятия, нацеленные на упрощение законодательства, внедрение удобных для предпринимателей административных процедур, мониторинг влияния новых актов и процедур на малый бизнес, снижение бремени издержек малых предприятий, связанных с исполнением установленных правил.

     Так, некоторые европейские страны (Ирландия, Швеция и Великобритания) объявили, что нормы по оценке эффекта регулирования  будут включены во все основополагающие законы. С 2002 года Бельгия также сделала обязательным включение соответствующих разделов в новые законы. Дания, Нидерланды, Финляндия, Норвегия и другие страны создают в рамках административных органов специальные координационные подразделения по оценке эффектов регулирования.

     Кроме этого в Великобритании было выпущено руководство для должностных  лиц государственных органов, содержащее тест по влиянию принимаемых решений  на малый бизнес и методику анализа  альтернативных форм регулирования. С участием представителей частного сектора создана Команда по регулированию бизнеса, задачей которой является выявление ненужных административных барьеров.

     В Финляндии подготовлены предложения  по изменению порядка подготовки законопроектов в целях внедрения системы оценки эффектов регулирования.

     В рамках работы по упрощению законодательства Бельгия, Дания и Нидерланды поставили  цель снизить административные барьеры  на 25%. В Германии был создан орган  по снижению бюрократических процедур, рассматривающий жалобы заинтересованных лиц и готовящий предложения по устранению излишних барьеров, создаваемых действующим законодательством.

     В Великобритании в феврале 2002 года принят развернутый План действий по реформе  регулирования, который содержит 260 предложений по изменению действующего регулирования.

     В 2002 году в Бельгии были созданы  региональные департаменты по упрощению  администрирования и регулирования. В опубликованном в 2000 году исследовании было установлено, что 69% всех издержек, связанных с административными барьерами, падает на микро-бизнес.

     Комиссией ЕС летом 2002 года был принят Пакетный документ по улучшению регулирования, направленный на реформирование законодательного процесса в Европейском Сообществе и правоприменительной практике в ЕС и на национальном уровне. Кроме того, был принят План действий, направленный на улучшение качества законодательства. Готовится соглашение между законодательными и правоприменительными органами ЕС в целях выработки новой "культуры" законодательной деятельности, ориентированной на принятие преимущественно "рамочных" директив, развитие саморегулирования, упрощение законодательства ЕС.

     Намечено  реформирование Экспертного совета по предпринимательству, который будет  консультировать предпринимателей различных отраслей по широкому кругу вопросов.

     17 июля 2002 года Комиссия ЕС приняла  новые правила по групповым  исключениям в отношении применения  конкурентного законодательства  к вертикальным соглашениям в  сфере автомобильного транспорта. По оценке экспертов, новые правила расширят возможности малого бизнеса на рынке услуг по дистрибьюции, ремонту и техническому обслуживанию новых автомобилей.

     В Российской Федерации до последнего времени сохранялась тенденция  усиления административного регулирования  бизнеса. Последовательная государственная политика по дерегулированию отсутствует и сейчас. Одни из немногих способов защиты предпринимательства от излишнего регулирования - жалобы в федеральные антимонопольные органы на нарушения статей 7 и 8 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" или статьи 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", запрещающих органам власти принимать акты и совершать действия, ограничивающие конкуренцию на товарных и финансовых рынках.

     В настоящее время наблюдается  негативная тенденция усиления административного  регулирования экономических процессов. Большое число дел по нарушению  антимонопольного законодательства возбуждается против региональных органов государственной  власти и органов местного самоуправления. В 2002 году в целом по системе антимонопольных органов было возбуждено 961 дело и выдано 654 предписания в связи с антиконкурентными актами и действиями органов власти различных уровней. Наиболее частые нарушения заключаются в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов (328 дел), ограничении самостоятельности хозяйствующих субъектов (94 дела). Кроме того, выдано 13 предписаний по отмене запретов на продажу (обмен, покупку) товаров, 11 - указаний о приоритетном заключении договоров, 10 - актов, устанавливающих незаконное ценовое регулирование, 23 - акта, незаконно вводящих дополнительные налоги и сборы, 14 - об устранении нарушений при лицензировании отдельных видов деятельности.

     Применение  антимонопольного права к действиям органов власти - достаточно редкая вещь в зарубежной практике. Законы о конкуренции большинства зарубежных стран не содержат запреты на действия органов власти. Однако статья 92 Римского договора (О создании ЕЭС) признает несовместимой с принципами общего рынка государственную помощь, которая разрушает или создает угрозу разрушения конкуренции, создавая преимущества для определенных типов производства. Экономическая политика во многих странах включает широкий арсенал средств государственной поддержки, направленных на структурную реформу, развитие приоритетных отраслей национальной экономики, укрепление позиций страны в международной конкуренции. Но нормы международного права предъявляют определенные требования к видам и условиям допустимой государственной поддержки.

     5) Диверсификация - это многоуровневый процесс, реализуемый на корпоративном (от малого бизнеса до крупных транснациональных корпораций), государственном уровнях и даже в рамках экономических, интеграционных союзов государств.  
К основным предпосылкам развития процесса диверсификации экономики стран с развитой экономикой можно отнести
:

  • конкурентное развитие рынка и рост потребностей,
  • необходимость интенсификации использования производственных и финансовых ресурсов,
  • стремление к сглаживанию конъюнктурных колебаний на рынке,
  • усиление неравномерности распределения инвестиционного капитала между отраслями и комплексами,
  • гармонизация государственных регуляторов экономического (и, в частности, промышленного) развития в соответствии с нормами Всемирной торговой организации;
  • ускоренный чистый приток иностранных инвестиций и превращение российской промышленности в нетто – получателя инвестиционных ресурсов. [1].

Информация о работе Мировая экономика