Макро- и микроэкономические аспекты общественного благосостояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая проблема, борьба за существование, за пропитание, всегда была первой наиболее острой проблемой для человеческого рода - не только человеческого, всего биологического мира с момента зарождения жизни в ее самых примитивных формах. Так уж создала нас природа - со всеми нашими импульсами и глубокими инстинктами -создала с целью вечно решать экономическую проблему. Если экономическая проблема будет решена, человечество лишится своей традиционной цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общественное благосостояние: теоретические аспекты……………..4
Эволюция теории общественного благосостояния…………………………4
Показатели оценки уровня общественного благосостояния……………….9
Глава 2. Проблемы общественного благосостояния в контексте
российской трансформационной экономики…………………………………15
2.1 Уровень жизни населения Российской Федерации………………………..15
2.2 Уровень бедности населения Российской Федерации…………………….18
2.3 Необходимость и возможность регулирования
общественного благосостояния в России...……………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников……………………………………………………………....27
Приложение А……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

       Характеристику  бедного населения следовало  бы дополнить также сравнением фактических  показателей здоровья (например, продолжительности жизни), образования (например, в возрасте 15-16 лет, не охваченных образованием). Бедность, определённая по совокупности показателей, позволит более полно раскрывать содержание этого явления.

       Таким образом, на новом этапе борьбы с  бедностью надо уточнить официальные показатели её измерения. Эти показатели должны более полно отражать особенности российской бедности, а методики их определения - быть прозрачными и не изменяться в процессе осуществления поставленной задачи.

       Общероссийская  целевая программа, должна включать решение следующих задач:

1. Увеличение  численности населения и улучшение  его качественного состава для  более полного освоения богатств  нашей страны и повышения качества  жизни людей;

2. Улучшение  состояния здоровья людей: увеличение  продолжительности жизни и, прежде всего активной трудовой жизни, позволяющее обеспечивать более высокое благосостояние;

3. Повышение  качества образования;

4. Формирование  эффективного рынка труда и  продуктивной занятости населения;

5. Создание  условий для обеспечения каждой семьи благоустроенным жилищем;

6. Экономический  рост, повышение конкурентоспособности  экономики, уменьшение социально-экономических  различий между регионами, между  городами и сельской местностью.

       Рост  уровня и качества жизни не должны противоречить устойчивому развитию страны. [2] 
 
 
 

Заключение 

       В заключение стоит отметить, что любой  показатель, характеризующий уровень  жизни или бедности можно проанализировать и сделать соответствующие выводы.

       На  мой взгляд, было бы целесообразно  использовать следующие приоритеты в решении этой задачи.

       Для более быстрого сокращения бедного  населения надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых  реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку  небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.

       Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает  не менее 50% всего бедного населения страны.

       В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации  будет снижать численность бедного  населения, не ожидая дополнительной поддержки  своим усилиям.

       В едином государстве надо помогать всем, у кого возникают проблемы. Для решения этих общегосударственных задач, проводится централизация части ресурсов в федеральном бюджете. Однако, если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объёмах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Всё это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности.

       На  решение проблем повышения качества жизни ориентирован обсуждаемый проект Программы социально - экономического развития страны на 2005-2008 годы.

       Эта программа должна стать национальной программой снижения бедности, повышения  уровня и качества жизни населения. Комплексное решение всех этих задач  имеет стратегическое значение и позволяет рассматривать преодоление бедности в аспекте повышения качества жизни.

       Комплексная методология снижения уровня бедности должна включать конкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в  контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей стране. С учётом остроты имеющихся проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала.

       Наряду  с федеральной программой необходимо разрабатывать региональные целевые  программы снижения бедности, повышения  уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить их функции.

       К решению стоящих перед странной задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, а также  организации гражданского общества, в том числе научно-исследовательские, неправительственные т религиозные организации, средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетную общероссийскую неправительственную организацию по координации участия в преодолении бедности, повышения уровня и качества жизни властных, предпринимательских и общественных структур.

     В современных условиях, когда основной характеристикой общества является его социальная направленность, перед экономической наукой ставятся задачи нового осмысления проблем общественного благосостояния.

     Любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. В процессе реформирования российской экономики недостаточный учет данного аспекта привел к значительному падению общественного благосостояния. Анализ уровня жизни в РФ показывает, что 1/3 населения, имея доход ниже прожиточного минимума, стоит на грани физиологического вымирания, не способна воспроизводить полноценную рабочую силу. Все это ставит под угрозу дальнейшее развитое рыночных отношений, создает благоприятную почву для социальной напряженности в обществе.

     Рыночные  отношения кардинально меняют условия  воспроизводства и функционирования человеческого фактора, методы управления и регулирования занятости, воздействуют на развитие системы образования, решение продовольственной проблемы. Все это в нашей стране усугубляется дифференциацией в развитии регионов, фактическим отсутствием единого социального права, непоследовательностью и противоречивостью принятых в последние годы программ, нарастанием нерешенных проблем: инфляции и безработицы, увеличения малодоходных групп населения, отсутствия среднего класса, социальной нестабильности в обществе.

       Сложность процессов при переходе к рыночным отношениям вызывает необходимость  изучения сущности механизма саморегуляции  экономики, путей достижения сбалансированности распределения и перераспределения  доходов в современных условиях. 
 
 

       Список источников 

  1. Анализ  социально-экономического неравенства  россиян / О. И. Шкаратан, И. М. Иванов, С. А. Инясевский// Общественные науки  и современность, 2005. - N 5. - С. 36-53
  2. Анализ социально-экономического неравенства россиян / О. И. Шкаратан, И. М. Иванов , С. А. Инясевский // Общественные науки и современность, 
    2005. - N 6. - С. 23-33
  3. Бобков В.Н. Российская бедность: измерение и пути её преодоления//Общество и экономика. - 2005. - №3. - с.29
  4. Бобков В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения//Экономист. - 2004. - №12. - с.59
  5. Бобков В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения//Экономист. - 2004. - №12. - с.61
  6. Всемирная история экономической мысли / Ред. В.И. Черковец- М: Мысль, 1989, т.З.
  7. Добрынин А.И. Экономическая теория. М.: Питер - Москва, 2006. - С.453
  8. Куликов А.М. Экономическая теория: учебник. М.: Проспект, 2008. – 428 с.
  9. Макроэкономика: теория и российская практика. под. ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. М.: Кнорус, 2005. – 688 с.
  10. Овчарова Л., Турунцев Е. и Корчагина И. Бедность: где порог// Вопросы экономики. - 2005. - №2. - С. 125
  11. Политика общественного благосостояния / Марина Каргалова // Современная Европа, 2006. - N 1. - С. 100-111
  12. Социальная политика: коридоры возможностей / Л. И. Якобсон // Общественные науки и современность, 2006. - N 2. - С. 52-66
  13. Хажеева М.А. Благосостояние: сущность, структура и источники роста. 2006. – 18 с.
  14. Чудаева О.В. Сравнение уровня и качества жизни в мире, в России и в регионах Сибири//ЭКО. - 2004. - №4. - С. 85
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение А 

Величина  прожиточного минимума за III квартал 2006 года 
(по состоянию на 29 января 2007 года)
рублей в месяц

 
  Все 
население
В том числе по социально-демографическим  группам  
    трудоспособное 
население
пенсионеры дети  
Российская  Федерация ... ... ... ...  
Центральный 
федеральный округ
         
Белгородская  область 2884 3118 2276 2866  
Брянская  область 2856 3062 2335 2823  
Владимирская  область 3222 3468 2693 3059  
Воронежская область 2791 3067 2176 2750  
Ивановская  область 2942 3206 2277 2956  
Калужская область 3207 3470 2582 3124  
Костромская область 2904 3188 2250 2775  
Курская область 2724 2989 2218 2494  
Липецкая  область 2621 2876 1958 2629  
Московская  область 3830 4267 2831 3605  
Орловская область 2635 2870 2235 2466  
Рязанская область 2984 3230 2443 2921  
Смоленская  область 3181 3429 2546 3136  
Тамбовская  область 2473 2740 1925 2441  
Тверская  область 3029 3347 2361 2988  
Тульская  область 2786 3104 2170 2829  
Ярославская область 2931 3273 2158 2874  
г.Москва 5124 5795 3533 4381  
Северо-Западный 
федеральный округ
         
Республика  Карелия 3670 4040 2847 3347  
Республика  Коми 4525 4868 3500 4333  
Архангельская область 3993 4358 3142 3746  
Вологодская область 3529 3843 2754 3315  
Калининградская область 3646 3933 2879 3422  
Ленинградская область 3261 3477 2414 3178  
Мурманская  область 5287 5464 4435 5247  
Новгородская  область 3200 3524 2430 3192  
Псковская область 2935 3221 2324 2766  
г.Санкт-Петербург 3497 3989 2580 3062  
Ненецкий  авт.округ 5783 6317 4313 5601  
Южный 
федеральный округ
         
Республика  Адыгея 2880 3123 2352 2822  
Республика  Дагестан 2416 2567 1846 2305  
Республика  Ингушетия 2766 3016 2177 2523  
Кабардино-Балкарская Республика 2504 2693 1896 2406  
Республика  Калмыкия 2623 2837 2076 2537  
Карачаево-Черкесская Республика 2628 2854 2142 2467  
Республика  Северная Осетия - Алания 2579 2781 2095 2466  
Чеченская Республика1) 3012 3333 2294 2769  
Краснодарский край 3172 3402 2641 3061  
Ставропольский  край 2970 3216 2328 2846  
Астраханская  область 2783 3040 2089 2653  
Волгоградская область 2726 2965 2148 2724  
Ростовская  область 3021 3274 2364 2970  
Приволжский 
федеральный округ
         
Республика  Башкортостан 2967 3171 2439 2887  
Республика  Марий Эл 2737 2952 2041 2667  
Республика  Мордовия 2788 3038 2141 2693  
Республика  Татарстан 2749 3027 1989 2720  
Удмуртская  Республика 3011 3217 2412 2866  
Чувашская Республика 2736 2932 2197 2679  
Кировская область 3055 3343 2306 3049  
Нижегородская область 3260 3524 2612 3199  
Оренбургская  область 2712 2944 2075 2683  
Пензенская  область 2955 3202 2395 2832  
Пермская  область1) 3428 3666 2756 3296  
Самарская область 3731 4124 3008 3522  
Саратовская область 2875 3141 2169 2879  
Ульяновская область 2930 3158 2332 2836  
Коми-Пермяцкий  авт.округ2) 2801 3078 2055 2789  
Уральский 
федеральный округ
         
Курганская  область 2967 3241 2287 2843  
Свердловская  область 3436 3711 2720 3270  
Тюменская область 3265 3463 2475 3250  
Челябинская область 2967 3232 2188 2986  
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра 5113 5380 4172 4848  
Ямало-Ненецкий авт.округ 6000 6209 4420 5688  
Сибирский 
федеральный округ
         
Республика  Алтай 3849 4125 3013 3604  
Республика  Бурятия 3508 3791 2690 3339  
Республика  Тыва 3301 3534 2520 3198  
Республика  Хакасия 3236 3463 2474 3270  
Алтайский край 2947 3155 2358 2871  
Красноярский  край 3725 4050 2675 3611  
Иркутская область 3354 3591 2618 3221  
Кемеровская область 2974 3221 2138 2995  
Новосибирская область 3684 3966 2937 3627  
Омская  область 3368 3584 2784 3246  
Томская область 3557 3817 2693 3400  
Читинская область 3495 3738 2683 3343  
Агинский  Бурятский авт.округ 3331 3640 2692 3093  
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ  7086 7499 5235 6628  
Усть-Ордынский  Бурятский авт.округ ... ... ... ...  
Эвенкийский авт.округ 6591 6893 5479 6164  
Дальневосточный 
федеральный округ
         
Республика  Саха (Якутия) 5403 5848 4054 5099  
Приморский  край 4342 4672 3351 4175  
Хабаровский край 4789 5141 3608 4604  
Амурская  область 4303 4615 3275 4139  
Камчатская  область 6673 7324 5023 6403  
Магаданская область 5318 5624 3806 5187  
Сахалинская область 5921 6264 4882 5533  
Еврейская авт.область 3887 4241 3125 3637  
Корякский авт.округ 9232 9651 8082 9123  
Чукотский авт.округ 8147 8416 6341 8075  

Информация о работе Макро- и микроэкономические аспекты общественного благосостояния