Макро- и микроэкономические аспекты общественного благосостояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая проблема, борьба за существование, за пропитание, всегда была первой наиболее острой проблемой для человеческого рода - не только человеческого, всего биологического мира с момента зарождения жизни в ее самых примитивных формах. Так уж создала нас природа - со всеми нашими импульсами и глубокими инстинктами -создала с целью вечно решать экономическую проблему. Если экономическая проблема будет решена, человечество лишится своей традиционной цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общественное благосостояние: теоретические аспекты……………..4
Эволюция теории общественного благосостояния…………………………4
Показатели оценки уровня общественного благосостояния……………….9
Глава 2. Проблемы общественного благосостояния в контексте
российской трансформационной экономики…………………………………15
2.1 Уровень жизни населения Российской Федерации………………………..15
2.2 Уровень бедности населения Российской Федерации…………………….18
2.3 Необходимость и возможность регулирования
общественного благосостояния в России...……………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников……………………………………………………………....27
Приложение А……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

- соотношением рождаемости и смертности населения;                                                       - долей населения, проживающей в неудовлетворительных жилищных условиях;                                                                                                                       - уровнем загрязнения окружающей среды по отношению к предельно допустимым нормативам. [10]

     Данные о фактических показателях уровня жизни населения Российской Федерации ежемесячно публикуются Государственным Комитетом Российской Федерации по статистике.                                                                                       

Достигнутые результаты оформляются Соглашением, которое подписывается всеми сторонами и участниками переговорного процесса. Подписанные Соглашения являются основой для формирования социально-экономической политики государства, разработки программ и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, федерального бюджета, других нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации.

Однако  главная черта социально-экономической  категории «уровень жизни» - характер и масштабы реализации потребностей населения в целом и отдельных его групп.

Качество  жизни - это синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, учитывающая также состав семьи, состояние здоровья ее членов, их социальную удовлетворенность и т.п. При этом качество жизни населения определенной территории или государства определяется совокупным воздействием экономических, социальных, демографических, экологических, географических, политических, моральных и других факторов как объективного, так и субъективного характера. Среди них очень важными являются такие, как удовлетворенность работой и жизненными условиями, возможностями развития индивида и его семьи, положением семьи в социуме, ее финансовым положением или оценка условий среды обитания и качества трудовой жизни. [14]

Качественные  изменения в условиях жизни населения  России, происходящие с начала экономических  реформ, свидетельствуют о том, что  достаточно широкое распространение  получает бедность.

       Система показателей уровня жизни, рекомендуемая  ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни.

       Выделяют  двенадцать групп показателей:

1. Рождаемость,  смертность и другие демографические  характеристики;

2. Санитарно-гигиенические  условия жизни;

3. Потребление  продовольственных товаров;

4. Жилищные  условия;

5. Образование и культура;

6. Условия  труда и занятость;

7. Доходы  и расходы населения;

8. Стоимость  жизни и потребительские цены;

9. Транспортные  средства;

10. Организация  отдыха;

11. Социальное  обеспечение;

12. Свобода  человека.

       Перечисленные показатели рассматриваются как основные. Наряду с ними для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В число информационных показателей входят национальный доход и валовой внутренний продукт на душу населения с учётом среднегодовых их роста и ряд других. [11] 
 

2.2 Уровень бедности населения Российской Федерации

       Бедность - это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей

       Бедность - это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума: временная или застойная. Бедность части населения, между тем, является постоянным фактором функционирования любого современного общества, но она не может и не должна быть хронической для конкретной семьи. Поэтому задача социальной защиты населения - сокращение масштаба бедности в обществе и создание условий для ее преодоления в отдельной семье.

       В мировой практике используются две  основные концепции в подходе  к определению уровня бедности: концепция  абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде.

       Бедные - не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.

       Бедность  прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. В общем виде бедность основана на сопоставлении строго определённого  набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определённых групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин.

       Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. [5]

       Минимальный достаток - это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум. [4]

       Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счёт роста цен.

       Количественная  оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов  питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание  в семейных бюджетах.

       Проблема  измерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей, удовлетворение которых признаётся общественно необходимым.

       Фактическая информация о бедных слоях населения  показывает, что бедность неравномерна среди различных групп населения молодых и пожилых, семейных и одиноких, занятых и безработных.

       Дифференциация  причин бедности приводит к необходимости  различать типы бедности для того, чтобы определить специфические  меры по её ликвидации и сокращению.

2.3 Необходимость и  возможность регулирования общественного благосостояния в России

Для того чтобы решить задачу снижения уровня бедности в ближайшие годы как  минимум в два раза, необходимо ответить на ряд поставленных жизнью вопросов. Известно, что в настоящее  время для макроэкономических оценок применяются в основном показатели денежных доходов и прожиточного минимума. В 2005 году началась так называемая «монетизация» льгот, положившая начало системным изменениям в составе денежных доходов населения. Поскольку денежный доход является официальным показателем при определении уровня бедности, то методические рекомендации по его определению следует пересмотреть с участием независимых экспертов и общественности.

       Необходимо  проанализировать методику расчёта  прожиточного минимума, также являющегося ключевым показателем при определении уровня бедности. Он положен в основу обоснования минимального размера заработной платы, стипендий, пособий и других социальных выплат, которые устанавливаются на федеральном уровне. Прожиточный минимум также необходим для оценки уровня жизни российских семей, например, для определения доли малоимущих граждан, для оказания им необходимой государственной помощи, для реализации других социальных программ и формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, прямо или косвенно, этот социальный норматив касается большинства россиян.

       В основе прожиточного минимума лежит  стоимостная (то есть денежная) оценка потребительской корзины. В настоящее  время истекло пять лет, на которые  законодательно утверждалась федеральная минимальная потребительская корзина, лежащая в основе расчётов величины минимальных денежных доходов, являющихся правовой основой преодоления бедности. В 2004 году с участием экспертов был подготовлен и обсуждён с общественностью новый вариант потребительской корзины.

       Предложенная  новая потребительская корзина  для основных групп населения (трудоспособных людей, пенсионеров и детей) представляет собой более качественный набор  продуктов питания, который предполагает большое количество белковых продуктов: мяса, молока, рыбы и яиц, а также овощей и фруктов. И, наоборот предусматривает меньшее потребление хлеба и картофеля.

       Однако  непродовольственные товары и платные  услуги в натуральном виде в законопроекте  не предусмотрены. Таким образом, в  нём нет той потребительской корзины, к которой мы уже привыкли: то есть «минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности». Вместо неё предложены продовольственная корзина, а также доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги. То есть, это законопроект не о потребительской корзине, а о величине минимальных доходов, необходимых для обеспечения минимальных потребительских расходов.

       Сейчас  в России проводятся социальные реформы, которые приводят к изменению  структуры расходов граждан. Из личных денежных доходов льготники теперь оплачивают, например, пользование  телефоном и установку радиоточки. Растут и расходы на жилищно-коммунальные услуги, образование и лечение.

       Отсюда  вытекает, что нельзя отказываться от потребительской корзины при  определении прожиточного минимума.

       Вместе  с этим нужно заняться изучением  возможностей практического использования  в нашей стране относительного метода определения бедности. Наряду с абсолютным определением бедности, целесообразнее определять и величину доходов, ниже которой материальные возможности граждан не позволяют им обеспечивать наиболее распространённый в стране уровень жизни. Вот тогда мы будем иметь полную картину и в плане статистики, и в плане реальной ситуации, в которой оказались наши люди.

       Следующее, о чём следует сейчас подумать, это о расширении нормативной  базы для определения бедности. Имеет  смысл дополнить оценку бедности по душевым денежным доходам её измерением по располагаемым ресурсам домашних хозяйств. Поскольку они, кроме денежных доходов, включают в себя денежные оценки натуральных поступлений продуктов питания и представленных в натуральном выражении льгот, а также привлечённые средства и израсходованные сбережения, то позволяют более полно учесть материальные ресурсы людей, использованные на потребление. В бюджетных обследованиях домашних хозяйств органы государственной статистики определяют этот показатель. Доля денежных доходов в нём составляет в целом по Российской Федерации примерно 90%, в том числе в городской местности - 92 и в сельской -76%. [3]

       Экспериментальные расчёты распределения по величине среднедушевых располагаемых ресурсов, проведённые во ВЦУЖ, заметно изменили оценки уровня бедности в целом по стране и кардинально - в целом ряде субъектов Российской Федерации, особенно в регионах с высоким удельным весом сельского населения.

       Измерение уровня бедности следует дополнить  оценкой обеспеченности жилищем, так  как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегося жилья. Пока этот социальный норматив потребления жилища, составляющий 18 кв. м на квартиросъёмщика и 12 кв. м на каждого из других членов семьи, не исключен из потребительской корзины.

       Сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем - важный шаг вперёд к её комплексному измерению. Это приведёт к расширению взгляда на российскую бедность и её структуру.

       Расширяется перечень проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности, и уточняются приоритеты и способы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного населения. [1]

Информация о работе Макро- и микроэкономические аспекты общественного благосостояния