- Управление
нерыночным сектором хозяйства, которое
заключается в том, что государство
обязано предоставлять населению товары
и услуги коллективного пользования.
II. Максимально
допустимые функции государства:
- Государство
должно способствовать эффективной хозяйственной
деятельности всех предпринимателей.
В этих целях государство:
- Разрабатывает
и осуществляет хозяйственное законодательство,
устанавливающее «правила игры» всех
участников рыночного процесса;
- Обеспечивает
сохранность рыночного механизма, проводя
демонополизацию экономики, антиинфляционную
политику, социальную политику, проводит
меры по сокращению государственных расходов
и уменьшению дефицита государственного
бюджета;
- Государство
должно укреплять положение дел на отдельных
видах рынков, повышая конкурентоспособность
национального капитала, национальных
товаров и услуг.
- Стабилизация
экономического развития. Государство
обязано сглаживать взлеты и падения деловой
активности, сдерживать инфляцию и безработицу,
поддерживать устойчивый экономический
рост.
- Регулирование
социальных отношений.
4.
Государственное экономическое
программирование, как
форма государственного
регулирования рыночной
экономики
Государственное
экономическое программирование - это
комплексное использование в
глобальных целях всех элементов
государственного регулирование экономики.
Государственное экономическое
программирование формирует целевые программы
Д.З. Казахстан 2030
- выбрать и охарактеризовать приоритеты
(7 приоритетов) и сравнить их с реальной
действительностью. И там же 5 социальных
программ.
Субъектами экономического
программирования выступают государственные
учреждения, ответственные за составление
программ, их непосредственное осуществление
и контроль над ними. Финансирование программ
осуществляет министерство финансов,
разрабатывая план финансирования каждой
программы. К их разработке привлекаются
Национальный банк, союзы предпринимателей,
профсоюзы, различного рода комиссии и
советы экспертов. Программа и финансовый
план ежегодно утверждается парламентом.
Д.З. Какие программы
были утверждены в 2010 г. на 2011 г.
Государственное
регулирование предпринимательства
Лекция №5
Антимонопольное
регулирование
- Сущность
антимонопольного регулирования и
его правовая база;
- Система государственного
антимонопольного регулирования в конкурентной
сфере экономики;
- Система государственного
антимонопольного регулирования в сфере
естественных монополий;
- Система государственного
антимонопольного регулирования в сфере
государственных монополий;
- Антимонопольное
регулирование в РК.
Сущность
антимонопольного регулирования
и его правовая
база
Антимонопольное
регулирование - это комплекс экономических,
административных и законодательных мер,
осуществляемых государством с целью
обеспечения условий по предотвращению
и ограничению монополистической деятельности,
поощрения конкуренции и закрепления
механизмов, позволяющих регулирование
деятельности субъектов естественных
монополий.
Антимонопольное
регулирование базируется на действии
трех экономических законов:
- Закон стоимости;
- Закон спроса;
- Закон предложения.
Косвенные методы
базируются на правовых законах, правовая
база по антимонопольному регулированию
впервые была разработана в США и имеет
давнюю историю. Оно базируется на трех
основных законодательных актах («три
кита»):
- Закон Шермана
(1890 г.) - этим законом запрещается тайная
монополизация торговли, захват единоличного
контроля в той или иной отрасли и сговор
оценок.
- Закон Клейтона
(1914 г.) - запрещал ограничительную деловую
практику в области сбыта, ценовую
дискриминацию (не во всех случаях, а
тогда, когда это не диктуется спецификой
текущей конкуренции), определенные виды
слияний, переплетающие фирмы.
- Закон Робинсона-Петмана
(1936 г.) - запрещалась ограничительная деловая
практика в области торговли: «ножницы
цен» и ценовая дискриминация.
Ценовая
дискриминация - это продажа разным
покупателям одной и той же продукции
по разным ценам.
В 1950 г. к закону
Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера.
Согласно этой поправки уточнялось понятие
незаконного слияния.
Действие вышеуказанных
законов должен осуществлять антимонопольный
комитет, основными задачами которого
являются:
- Поощрение
свободной конкуренции;
- Регулирование
деятельности субъектов естественной
монополии;
- Принятие
мер по предупреждению и недопущению монополистической
деятельности и недобросовестную конкуренцию;
- Контроль
за деятельностью государственных предприятий,
отнесенных к государственной монополии;
- Оказание
государственной поддержки и содействие
развитию конкуренции в сфере товарного
производства;
- Разработка
нормативных правовых актов по вопросам
деятельности субъектов естественных
монополий, хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на рынках, государственных
учреждений, являющихся государственными
органами по вопросам, отнесенным к его
компетенции, по защите интересов потребителей
и проведению жилищно-коммунальных реформ;
- Координация
действий центральных и местных исполнительных
органов по развитию конкуренции.
Исходя из вышеуказанных
задач, антимонопольный комитет
должен выполнять следующие функции:
- Формирование
и ведение государственного регистра
хозяйствующих субъектов.
- Установление
цен (тарифов) или их предельного уровня
на продукцию субъектов государственных
и естественных монополистов, разработка
методов формирования затрат, осуществление
контроля за фактическими их затратами,
согласование отчуждения, а также передачи
имущества субъектов естественной монополии
в доверительное управления, если естественный
монополист с этим не справляется.
- Осуществление
контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства во всех сферах экономики.
- Анализ рынка
и выявление хозяйствующих субъектов,
которые занимают доминирующее положение,
определение границ, доступных для потребителя.
- Разработка
и реализация мер по развитию конкуренции
на товарных и финансовых рынках.
- Организация
взаимодействия и сотрудничества с государственными
органами, организациями зарубежных стран,
с международными организациями, а также
участие в разработке и реализации международных
проектов и программ по вопросам, относящимся
к антимонопольному комитету.
Охарактеризовать
виды и формы конкуренции. Какая
форма или какой вид конкуренции
приводит к свободной конкуренции (личное
мнение).
Охарактеризовать
закон о конкуренции в РК.
Система
государственного антимонопольного
регулирования в
конкурентной сфере
экономики
Одним из основополагающих
принципов рыночной экономики является
свободная конкуренция, основное содержание
которой заключается в борьбе за потребителя,
полное удовлетворение потребностей потребителя.
Признаки свободной
конкуренции:
- Наличие множества
самостоятельных субъектов, производителей
товаров и услуг и их потребителей, строящих
свои отношения в рамках действующего
в государстве законодательства.
- Полная либерализация
цен на товары и услуги, обеспечивающая
их свободное формирование на основе принципов
рыночной экономики с учетом складывающихся
спроса и предложения.
Система
государственного антимонопольного
регулирования в
сфере естественных
монополий
Система государственного
антимонопольного регулирования в
сфере естественных монополий базируется,
прежде всего, на ценовой политике, которая
представляет собой комплекс мер, принимаемых
государством для обеспечения паритетности,
интересов продавцов и покупателей товаров,
работ и услуг на рыночном пространстве.
Ценовое регулирование в каждом государстве
имеет свои определенные этапы развития.
В частности, в РК ценовое регулирование
прошло следующие этапы:
- 1992 г. - была
объявлена либерализация цен;
- 1994 г. - начинает
функционировать регулирование цен, потому
что цены на товары первой необходимости
были очень высокие;
- 1997 г. - государство
начинает усиливать регулирование цен,
формируя правовую основу государственного
антимонопольного регулирования в сфере
естественных монополий, принимая в 1998
г. закон РК «О естественных монополиях»
Естественная
монополия - это состояние рынка
товаров, работ и услуг, при котором
создание конкурентных условий для удовлетворения
спроса невозможно или экономически нецелесообразно
в силу технологических условий производства
и предоставления данного вида товаров.
Система
государственного антимонопольного
регулирования в
сфере государственных
монополий
Государственная
монополия - это услуги, предоставляемые
государственными учреждениями в эксклюзивном
порядке.
Повторить тему
№ 1
Антимонопольное
регулирование в
РК
Решением президента
РК в августе 1991 г. был создан государственный
комитет по поддержке новых экономических
структур и ограничению монополистической
деятельности. С момента создания антимонопольные
органы в РК прошли несколько реорганизаций:
- В 1993 г. государственный
комитет по поддержке новых экономических
структур и ограничению монополистической
деятельности был преобразован в государственный
комитет по антимонопольной политике.
- В 1997 г. комитет
был поделен на 4 департамента (департамент
антимонопольной политики и социальной
сферы, департамент регулирования цен,
департамент защиты прав потребителей,
департамент поддержки малого предпринимательства),
которые входили в состав министерства
экономики и торговли РК.
- В 1998 г. в комитет
РК по ценовой и антимонопольной политике
вошло агентство по стратегическому планированию
и реформам РК.
- В 1999 г. в соответствии
с указом президента о структуре правительства
РК комитет по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции был преобразован
в антимонопольное агентство РК, которое
является исполнительным органом и не
входит в состав правительства РК. Антимонопольное
агентство имеет территориальные органы,
департаменты по регулированию естественных
монополий, защиты конкуренции по областям
и городам Астаны и Алматы, которые являются
юридическими лицами. Территориальные
департаменты в системе агентства составляют
единую вертикальную структуру управления.
Агентство является юридическим лицом,
имеет расчетный счет, фирменные бланки,
печать с изображением государственного
герба РК и своим наименованием на казахском
и русском языках. Выполняет те же функции,
что и антимонопольный комитет.
Лекция
№6
Инфляция
и антиинфляционное
регулирование
- Причины,
сущность, типы, виды инфляции;
- Социально-экономические
последствия инфляции;
- Управление
инфляцией, то есть государственное регулирование
инфляционных процессов.