Кругооборот в макроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:21, лекция

Краткое описание

Лекция №1. Введение, предмет, объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики.

Роль государства в развитии экономики;
Необходимость и цели ГРЭ;
Формы и методы ГРЭ.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
 
  1. Управление  нерыночным сектором хозяйства, которое  заключается в том, что государство  обязано предоставлять населению товары и услуги коллективного пользования.
 

II. Максимально допустимые функции государства:

  1. Государство должно способствовать эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях государство:
  • Разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство, устанавливающее «правила игры» всех участников рыночного процесса;
  • Обеспечивает сохранность рыночного механизма, проводя демонополизацию экономики, антиинфляционную политику, социальную политику, проводит меры по сокращению государственных расходов и уменьшению дефицита государственного бюджета;
  • Государство должно укреплять положение дел на отдельных видах рынков, повышая конкурентоспособность национального капитала, национальных товаров и услуг.
 
  1. Стабилизация  экономического развития. Государство обязано сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать устойчивый экономический рост.
 
  1. Регулирование социальных отношений.
 
 

4. Государственное экономическое программирование, как форма государственного регулирования рыночной экономики 

Государственное экономическое программирование - это  комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирование экономики. Государственное экономическое  программирование формирует целевые программы 

Д.З. Казахстан 2030 - выбрать и охарактеризовать приоритеты (7 приоритетов) и сравнить их с реальной действительностью. И там же 5 социальных программ. 

Субъектами экономического программирования выступают государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Финансирование программ осуществляет министерство финансов, разрабатывая план финансирования каждой программы. К их разработке привлекаются Национальный банк, союзы предпринимателей, профсоюзы, различного рода комиссии и советы экспертов. Программа и финансовый план ежегодно утверждается парламентом. 

Д.З. Какие программы  были утверждены в 2010 г. на 2011 г. 

 

Государственное регулирование предпринимательства

 

Лекция №5 

Антимонопольное регулирование 

    1. Сущность  антимонопольного регулирования и  его правовая база;
    2. Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики;
    3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий;
    4. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий;
    5. Антимонопольное регулирование в РК.
 
 

Сущность  антимонопольного регулирования  и его правовая база 

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закрепления механизмов, позволяющих регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

Антимонопольное регулирование базируется на действии трех экономических законов:

      1. Закон стоимости;
      2. Закон спроса;
      3. Закон предложения.
 

Косвенные методы базируются на правовых законах, правовая база по антимонопольному регулированию впервые была разработана в США и имеет давнюю историю. Оно базируется на трех основных законодательных актах («три кита»):

      1. Закон Шермана (1890 г.) - этим законом запрещается тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли и сговор оценок.
      2. Закон Клейтона (1914 г.) - запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающие фирмы.
      3. Закон Робинсона-Петмана (1936 г.) - запрещалась ограничительная деловая практика в области торговли: «ножницы цен» и ценовая дискриминация.
 

Ценовая дискриминация - это продажа разным покупателям одной и той же продукции по разным ценам. 

В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера. Согласно этой поправки уточнялось понятие незаконного слияния.

Действие вышеуказанных  законов должен осуществлять антимонопольный  комитет, основными задачами которого являются:

      1. Поощрение свободной конкуренции;
      2. Регулирование деятельности субъектов естественной монополии;
      3. Принятие мер по предупреждению и недопущению монополистической деятельности и недобросовестную конкуренцию;
      4. Контроль за деятельностью государственных предприятий, отнесенных к государственной монополии;
      5. Оказание государственной поддержки и содействие развитию конкуренции в сфере товарного производства;
      6. Разработка нормативных правовых актов по вопросам деятельности субъектов естественных монополий, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках, государственных учреждений, являющихся государственными органами по вопросам, отнесенным к его компетенции, по защите интересов потребителей и проведению жилищно-коммунальных реформ;
      7. Координация действий центральных и местных исполнительных органов по развитию конкуренции.
 

Исходя из вышеуказанных  задач, антимонопольный комитет  должен выполнять следующие функции:

  1. Формирование и ведение государственного регистра хозяйствующих субъектов.
  2. Установление цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию субъектов государственных и естественных монополистов, разработка методов формирования затрат, осуществление контроля за фактическими их затратами, согласование отчуждения, а также передачи имущества субъектов естественной монополии в доверительное управления, если естественный монополист с этим не справляется.
  3. Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства во всех сферах экономики.
  4. Анализ рынка и выявление хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение, определение границ, доступных для потребителя.
  5. Разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  6. Организация взаимодействия и сотрудничества с государственными органами, организациями зарубежных стран, с международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к антимонопольному комитету.
 
 

Охарактеризовать  виды и формы конкуренции. Какая  форма или какой вид конкуренции приводит к свободной конкуренции (личное мнение).

Охарактеризовать  закон о конкуренции в РК. 
 

Система государственного антимонопольного регулирования в  конкурентной сфере  экономики 

Одним из основополагающих принципов рыночной экономики является свободная конкуренция, основное содержание которой заключается в борьбе за потребителя, полное удовлетворение потребностей потребителя. 

Признаки свободной  конкуренции:

    1. Наличие множества самостоятельных субъектов, производителей товаров и услуг и их потребителей, строящих свои отношения в рамках действующего в государстве законодательства.
    2. Полная либерализация цен на товары и услуги, обеспечивающая их свободное формирование на основе принципов рыночной экономики с учетом складывающихся спроса и предложения.
 
 
 

Система государственного антимонопольного регулирования в  сфере естественных монополий 

Система государственного антимонопольного регулирования в  сфере естественных монополий базируется, прежде всего, на ценовой политике, которая представляет собой комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения паритетности, интересов продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в каждом государстве имеет свои определенные этапы развития. В частности, в РК ценовое регулирование прошло следующие этапы:

  1. 1992 г. - была объявлена либерализация цен;
  2. 1994 г. - начинает функционировать регулирование цен, потому что цены на товары первой необходимости были очень высокие;
  3. 1997 г. - государство начинает усиливать регулирование цен, формируя правовую основу государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий, принимая в 1998 г. закон РК «О естественных монополиях»
 
 

Естественная  монополия - это состояние рынка  товаров, работ и услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида товаров. 
 
 
 

Система государственного антимонопольного регулирования в  сфере государственных монополий 

Государственная монополия - это услуги, предоставляемые  государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. 

Повторить тему № 1 
 
 

Антимонопольное регулирование в  РК 

Решением президента РК в августе 1991 г. был создан государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы в РК прошли несколько реорганизаций:

      1. В 1993 г. государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в государственный комитет по антимонопольной политике.
      2. В 1997 г. комитет был поделен на 4 департамента (департамент антимонопольной политики и социальной сферы, департамент регулирования цен, департамент защиты прав потребителей, департамент поддержки малого предпринимательства), которые входили в состав министерства экономики и торговли РК.
      3. В 1998 г. в комитет РК по ценовой и антимонопольной политике вошло агентство по стратегическому планированию и реформам РК.
      4. В 1999 г. в соответствии с указом президента о структуре правительства РК комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции был преобразован в антимонопольное агентство РК, которое является исполнительным органом и не входит в состав правительства РК. Антимонопольное агентство имеет территориальные органы, департаменты по регулированию естественных монополий, защиты конкуренции по областям и городам Астаны и Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе агентства составляют единую вертикальную структуру управления. Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением государственного герба РК и своим наименованием на казахском и русском языках. Выполняет те же функции, что и антимонопольный комитет.
 
 
 

 

    Лекция  №6

    Инфляция  и антиинфляционное регулирование 

    1. Причины, сущность, типы, виды инфляции;
    2. Социально-экономические последствия инфляции;
    3. Управление инфляцией, то есть государственное регулирование инфляционных процессов.

Информация о работе Кругооборот в макроэкономике