Кругооборот в макроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:21, лекция

Краткое описание

Лекция №1. Введение, предмет, объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики.

Роль государства в развитии экономики;
Необходимость и цели ГРЭ;
Формы и методы ГРЭ.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

   Экономический либерализм (классическая экономическая школа)

   Всестороннее  обоснование новых взглядов экономического либерализма дали создатели классической школы политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо. Их заслуга заключается в том, что они разработали трудовую теорию стоимости, анализ которой начали с такого понятия, как товар.

   Товар - это продукт труда, который благодаря  определенным свойствам удовлетворяет  ту или иную потребность, но предназначен для обмена или продажи. Таким образом, товар должен обладать двумя свойствами:

    • Потребительная стоимость (удовлетворяет потребность);
    • Стоимость (определяется затратами труда - овеществленного труда и живого труда; живой труд определяется производительностью и интенсивностью труда).
 

   По  мнению классиков, источником для развития экономики и общества в целом  является труд в различных отраслях экономики. Роль государства, по сравнению  с предшествующими экономическими школами, ограничена. Сам рынок в результате межотраслевой конкуренции приводит к установлению средней цены. Поэтому государство не должно вмешиваться, оно является наблюдателем. 

   Р’ср = (Робщ/Авк I + Авк II…)*100% 

   Р’ср - средняя норма прибыли;

   Робщ - прибыль общая;

   Авк I + Авк II… - сумма авансированных капиталов 
 

   Государство в неоклассической  системе

   Неоклассическое направление появилось в 20 в. Основоположники: англичанин Альфред Маршалл, американцы Чемберллин, Мизис, австрийцы Хайек, Фридман. Представители неоклассической школы верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся экономику, тоже отрицали необходимость широкого государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения номинальных величин - выпуск продукции, доходы, инвестиции.

   Экономика ими рассматривается как равновесная  и относительно гармоничная система, в которой все члены общества посредством свободной конкуренции  удовлетворяют свои потребности. Они  поддерживали выражение А.Смитта «невидимая рука». Таким образом, всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит огромный ущерб, затрудняет движение индивидуумов, а значит, нарушает права предпринимателей. Они считали, что реальный объем производства (ВВП) определяется имеющимися в обществе факторами производства:

    • капитал;
    • труд;
    • земля; предпринимательство.
 

   Однако, среди всех этих представителей появляется еще один - Фишер. Он ввел количественную теорию денег: MV=PQ, где

   Р - уровень  цен,

   М - денежная масса, находящаяся в обращении,

   V - скорость  обращения денег,

   Q - количество произведенных товаров и услуг. 

   Поэтому они делают вывод о неэффективности  денежной политики и призывают правительство  заботиться о сбалансированном государственном  бюджете, не допуская дефицита и профицита, т.е. должно быть равенство. Однако, мировой экономический кризис1929-1933 гг. поставил под сомнения основное положение неоклассиков, которое исключало формирование автоматического равновесия. 
 

   Рынок и государство  в системе кейнсианства

   Основоположник Кейнс в 1936 г. пишет свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой обосновывает эффективный спрос, который возможен в условиях эффективного государственного регулирования. Общие принципы заключаются в следующем:

    1. Рыночная экономика внутренне неустойчива, для нее характерно циклическое развитие;
    2. Не все блага и услуги предоставляет нам рынок (например, общественные блага);
    3. Рынок оказывается неэффективным, если на него действуют внешние эффекты;
    4. Рыночная система безразлична к социальному результату.
 

 

   Лекция  №3 

   22 февраля - рубежка.  Экзаменационные  тесты - всего 8 вариантов. На  рубежке - 3 варианта. 

   Государство и рынок 

    1. Свободный рынок и его характерные черты;
    2. Взаимоотношения государства и рынка;
    3. Границы государственного регулирования рыночной экономики;
    4. Государственное экономическое программирование, как форма государственного регулирования рыночной экономики.
 

1. Свободный рынок и его характерные черты 

Условия становления  рынка: 

1) Экономическая свобода, которая возможна при наличии следующих видов собственности:

  • Государственная;
  • Частная (появилась в результате разгосударствления и приватизации);
  • Акционерная;
  • Муниципальная;
  • Собственность общественных организаций;
  • Смешанная или двойная собственность, которая предусматривает собственность граждан РК и других зарубежных государств (совместные предприятия).
 

2) Экономическая ответственность всех хозяйствующих субъектов за результаты своей хозяйственной деятельности;

3) Свободная конкуренция производителей;

4) Свободное ценообразование - цена свободно вращается вокруг стоимости в зависимости от спроса и предложения;

5) Отказ государства от прямого вмешательства в хозяйственную деятельность за исключением нерыночных сфер экономики, которые рынком развиваться не могут: обороноспособность, правопорядок, экология, наука, культура, здравоохранение, образование, соц.обеспечение.

6) Создание со стороны государственной власти на всех уровнях правовых и социальных гарантий всем гражданам данного государства. Правовые гарантии формируются правовыми законами, социальные же гарантии должно обеспечивать государство с помощью следующих элементов социальной защиты:

  • Индексация доходов;
  • Социальные выплаты по безработице безработным;
  • Социальные выплаты больным, инвалидам, пенсионерам;
  • Социальное страхование.
 

Свободный рынок  должен обладать следующими характерными чертами:

    1. Ничем не ограниченное количество участников конкуренции;
    2. Абсолютная мобильность всех ресурсов и факторов производства;
    3. Доступность любой рыночной информации для каждого участника рыночного процесса;
    4. Полная однородность одноименных товаров, т.е. отсутствие товарных и фирменных знаков;
    5. Ни один участник конкуренции не должен иметь возможности повлиять на других участников.

Механизм функционирования свободного рынка выглядит следующим образом: 

Схема 2

  1. Рост потребностей;
  2. Спрос равен предложению;
  3. Цена равняется цене равновесной;
  4. Спрос больше предложения;
  5. Рост цен;
  6. Рост нормы прибыли;
  7. приток капитала увеличивается;
  8. Приток факторов производства;
  9. Расширенное воспроизводство;
  10. Рост предложения
 

В основе этого  механизма лежит действие закона стоимости. 

Д.З. Подготовить  закон стоимости 

ЗАКОН СТОИМОСТИ, экономический закон, сформулированный представителями классической школы политэкономии А. Смитом и Д. Рикардо; на него опирался К. Маркс в анализе капиталистической системы. В законе стоимости утверждается, что товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством труда, вложенного в их производство. Подвергся критике со стороны представителей др. экономических школ за односторонность, игнорирование др. факторов, влияющих на обмен товаров на рынке. 
 

2. Взаимоотношения  государства и  рынка 

В силу свободы  рынка государство не вмешивается  в хозяйственную деятельность, но, в то же время, общественное воспроизводство без государства невозможно. Поэтому государство следит за тем, чтобы были защищены интересы потребителей и производителей, а также, чтобы решались специфические проблемы общества. В связи с этим с одной стороны свободный рынок и свободная конкуренция играют ключевую, основополагающую роль в экономике, а с другой стороны, гарантом свободного рынка и свободной конкуренции является государство. И в этом смысле государство должно активизировать структурную политику, помогать тем отраслям, которые жизненно необходимы обществу. Для решения этой задачи государство должно использовать:

  1. Бюджетное финансирование;
  2. Налоговую политику;
  3. Кредитную политику;
  4. Внешнеэкономическую политику.
 

Посредством этого  государство формирует:

  1. Прогрессивное налогообложение;
  2. Социальные выплаты;
  3. Прямое субсидирование производства некоторых товаров и услуг;
  4. Формирование государственного сектора экономики;
  5. Помощь тем фирмам и предприятиям, которые насыщают внутренний рынок товарами собственного производства;
  6. Определять стратегию развития, согласно которой;
  7. Государство должно устранять «провалы рынка».
 

Этим не ограничивается деятельность государства. В последние  десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой государства создают  условия, необходимые для развития бизнеса, для допуска населения  к ресурсам и доходам. Этому способствует:

  1. Особое налоговое законодательство;
  2. Льготную продажу земли;
  3. Создавать специальные фонды, которые бы объединяли государственные и частные средства;
  4. Использовать кредиты банков.
 

Все эти меры должны быть направлены на увеличение свободы предпринимательства малого и среднего бизнеса и насыщения рынка товарами собственного производства. Для этого государство должно способствовать:

  1. Увеличение частно-предпринимательских фирм по производству товаров;
  2. Увеличение открытых корпораций;
  3. Увеличение государственных форм;
  4. Увеличение потребительских кооперативов;
  5. Взаимосберегательные банки;
  6. Уменьшение неприбыльных организаций;
  7. Увеличение партнерства;
  8. Увеличение самоуправляющих фирм.
 
 
 

3. Границы государственного  регулирования рыночной  экономики 

Такие границы  проявляются в следующих двух направлениях:

I. Минимальные функции государства в регулировании экономики предусматривают:

  1. Обеспечение рынка деньгами (Национальный банк, основными функциями которого являются эмиссия денег и контроль над банками второго уровня);

        Проблемы - инфляция, дефляция, дешевые деньги

  1. Регулирование внешних эффектов, которые заключаются в том, что государство обязано:
  • Измерять «внешние эффекты» и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога;
  • Предотвращать «социальные выбросы» - проводить предварительную государственную экспертизу проекта строительства новых предприятий на их экологическую безопасность;
  • Административно запрещать производственную деятельность предприятий и фирм, наносящих вред здоровью людей;
  • Обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Информация о работе Кругооборот в макроэкономике