Кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотрение целей, объектов и субъектов кредитно- денежной политики государства;
- изучение методов и инструментов кредитно- денежной политики государства;
- анализ особенностей кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.

Файлы: 1 файл

курсовая-эконом.теория.docx

— 68.17 Кб (Скачать)

     Необходимо  усилить фискальную позицию федерального правительства для того, чтобы  осуществить долговые платежи своевременно и в полном объеме на фоне ослабления факторов, способствующих росту государственных  доходов, так как бремя обслуживания внешнего долга является весьма и  весьма весомым.

     Макроэкономическая  ситуация определяется не только изменениями  внутренних и внешних факторов, но и потенциалом роста, формирующимся  в Российской экономике на протяжении последних лет. Так, после периода  быстрого развития восстановительных  процессов и высоких темпов экономического роста, сложившихся с середины 1999года, к концу 2000года экономическая активность в России несколько снизилась. Это  объяснялось не только изменениями  во внешней конъюнктуре, но и активным осуществлением структурных реформ. Тем не менее рост потребительских  расходов способствовал оживлению  экономической активности в 2002году, хотя и на более низком уровне.

     При разработке “Основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики” Банк России исходит из того, что базовым документом, определяющим стратегию политики государства  на ближайшие три года и конкретные действия Правительства Российской Федерации по ее реализации, является Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

     Банк  России считает, что необходимым  условием создания благоприятного инвестиционного  климата и повышения благосостояния населения является последовательное снижение инфляции. Конечной целью  денежно-кредитной политики должно быть снижение инфляции до уровня, при  котором обеспечиваются наиболее благоприятные  условия для поддержания устойчивого  долговременного экономического роста.

     Банк  считает, что снижение инфляции на потребительском  рынке возможно при условии, “что Правительством Российской Федерации  будут приняты необходимые меры по существенному снижению влияния  структурных факторов на рост инфляции, рациональному управлению бюджетными расходами и государственным долгом”.

     Как следует из проекта основных направлений, опубликованных на сайте правительства, в январе-июле 2010 года продолжилось снижение инфляции, укрепление рубля. Вместе с тем в августе т.г. отмечено ускорение инфляции, в частности, в определенной мере это связано  с ускорением роста цен на продовольствие вследствие неблагоприятных погодных условий. В целом, по мнению Банка  России, возможно, что ускорение  инфляции сохранится до конца 2010 года и по итогам 2010 года потребительские  цены могут возрасти на 7-8%. По сравнению  с первым полугодием 2009 года размер чистого оттока частного капитала сократился втрое - с $31,9 до $10,2 млрд.

     По  оценке Банка России, в 2010 году при  среднегодовой цене на нефть $75 за баррель  положительное сальдо счета текущих  операций возрастет до $73,5 млрд. Как  отмечается в проекте основных направлений, в предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной  денежно-кредитной политики является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении.

     При выборе целей и инструментов денежно-кредитной  политики Банк России рассмотрел три  варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2011-2013 годах. В рамках первого  варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до $60 за баррель. Прирост ВВП ожидается  на уровне 3,6%. В качестве второго  варианта рассматривается прогноз  правительства РФ, положенный в основу проекта федерального бюджета.

     Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть  может составить $75 за баррель. Прирост  ВВП ожидается на уровне 4,2%. Третий вариант развития российской экономики  предусматривает, что среднегодовая  цена на нефть марки Urals в 2011 году повысится  до $90за баррель. Прирост ВВП ожидается  на уровне 4,8%. В 2012-2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0%. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренным 8 сентября 2010 г. на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, темпы роста инфляции составят в 2011 году до 6-7%, в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - 4,5-5,5%.

     Политика  валютного курса Банка России в 2011-2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит  своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства  в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного  курса.

     Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

     Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

     Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем. Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

     Эффективность кредитно-денежной политики зависит  во многом от действий Правительства  Российской Федерации в бюджетной  сфере.

     Стабильность  национальной денежно-кредитной системы  – продукт эффективной денежно-кредитной  политики. В российской экономической  литературе, тем более сфере управления. Денежно-кредитная система не занимает своего места как целостная структура  национальной экономики. Функционирование ее практически выведено за пределы  не только национального регулирования, но, главное, становления институционной ее основы в соответствии с целями реформирования экономики.

     Источников  для давления на валютный рынок в  будущем может быть достаточно много: замедляются темпы экономического роста, выплаты по внешнему долгу, динамики цен на нефть и др. При изменении  конъюнктуры на мировых рынках, а также в ситуацию грозящего дефолта резервы ЦБ обеспечивают сохранение критического уровня импорта, необходимого для поддержания социальной стабильности внутри страны.

     На  современном этапе Центральный  банк РФ использует все вышеперечисленные  инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот  факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Проводимая  в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень  инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

     Инструменты денежно -кредитной политики ( они  же методы воздействия ЦБ на объем  и структуру денежного предложения) позволяют изменять денежную базу путем  управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований. Объем операций на открытом рынке  определяется объемом динамических операций, направленных на изменение  денежной базу, и объемом защитных операций, проводимых для компенсации  влияния других факторов, воздействующих на денежную базу. Операции на открытом рынке – главный инструмент денежно- кредитной политики, поскольку они  гибки, легко обратимы и могут  осуществляется быстро. Объем рефинансирования определяется учетной ставкой и  политики дисконтного окна.

     Денежная  политика имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести  быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой  зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

     Нормативные документы:

  1. Доклад ЦБ России о кредитно-денежной политике

    Учебники, монографии, сборники научных трудов

  1. Агеев, В.М. Экономическая теория / В.М.Агеев, А.А.Кочетков. – М., Дашков и Ко, 2010. – 696 с.
  2. Видяпин, В.И. Экономическая теория / А.И.Добрынин, В.П.Журавлева. - М.: Инфра-М, 2009. - 672 c.
  3. Жуков Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 421с.
  4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник. / С.Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2008. – 472 с.
  5. Корчегин, Ю.А. Современная экономика России / Ю.А.Корчегин . -Ростов н/Д: Феникс,2007. – 543с.
  6. Косой А.В. Экономика. М.: Деньги и кредит, 2004. - 318с.
  7. Кузнецов, Г.Я.; Политическая экономия / М.М.Коптев, В.М. Колтунов. - М.: Мысль, 2009. - 464 c.
  8. Макроэкономика: учебник/под ред. Е. Б. Яковлевой - СПб.: Поиск, 2006. - 380 с.
  9. Николаева, И.П. Экономическая теория / И.П.Николаева. – М.: Кнорус, 2006. – 224 с.
  10. Носков М.Ю. Кредитно-денежная политика государства// Вопросы экономики. - 2007. - №3. - с.21-26
  11. Московин В.С. Экономическая тория. - М.: Финансы, 2005. - 674с.
  12. Парыгина, В.А. Бюджетная система России / В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. – М.: Эксмо, 2005. - 752 c.
  13. Поляков Г.Б. Экономика. - М.: Инфра-М, 2006. - 366с.
  14. Сажина М.С., Майстренко А.А. Денежно-кредитная политика в России и в западных странах.//Финансы. - 2006. - № 6 - 73-75
  15. Свиридов, О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие; М.: МарТ, 2007. - 480 c.
  16. Сумцова,Н.В. Экономическая теория: Учебник для вузов / Н.В.Сумцова, Л.Г.Орлова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 655с.
  17. Экономика. Учебник под ред. А.С.Булатова.- М., «Экономистъ», 2005г. – 896 с.
  18. Янова, В.Н. Экономика. Учебник. – М., Издательство «Экзамен», 2007 г. – 382 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 
 

     Рисунок 1 – Варианты денежной политики:

     а — относительно жесткая; б — относительно гибкая

 
 

      Рисунок 2 - Денежно-кредитная политика и модель AD—AS

Информация о работе Кредитно-денежная политика