Кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотрение целей, объектов и субъектов кредитно- денежной политики государства;
- изучение методов и инструментов кредитно- денежной политики государства;
- анализ особенностей кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.

Файлы: 1 файл

курсовая-эконом.теория.docx

— 68.17 Кб (Скачать)

     Глава 3 Политика дорогих и дешевых денег

    Существует  два типа политики, применяемых государством: дорогих денег (рестрикционная) и  политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем  она заключается и каков механизм реализации той или иной.

    Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен.     Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых  денег, которая заключается в  следующих мерах.

    Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным  отчислениям. В результате проведенных  мер увеличатся избыточные резервы  системы коммерческих банков. Так  как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного  предложения коммерческими банками  путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость.

    В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.   Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

    Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

    Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.  

    Другой  негативный фактор заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

    Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег.

     Политику  дешевых денег применяют при  необходимости увеличения предложения  денег. Она заключается в следующих  мерах:

  • ЦБ должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и коммерческих банков.
  • Появляется необходимость проведения понижения учетной ставки.
  • Необходимы нормативы по резервным отчислениям.

     В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы  являются основой увеличения денежного  предложения коммерческими банками  путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понижает процентную ставку, вызывая  тем самым рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального  продукта. Из вышесказанного можно  заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и  легко доступным с тем, чтобы  увеличить объем совокупных расходов и занятость.

     Когда экономика сталкивается с излишними  расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы  путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом:

  • ЦБ должен продавать государственные облигации на открытом рынке с тем, чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  • Необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.
  • Необходимо поднять учетную ставку для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка.

     Эта система мер называется политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме, то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Для того, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократится, вызывая  повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

     Выбор вариантов (относительно жесткая или  относительно гибкая) денежно-кредитной  политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги (см. Приложение, рисунок 1).

     Например, если рост спроса на деньги связан с  инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания  денежной массы, что соответствует  вертикальной или крутой кривой предложения  денег. Если необходимо изолировать  динамику реальных переменных от неожиданных  изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с  инвестиционной. 

     Очевидно, что центральный банк не в состоянии  одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение  денег, чтобы сбить давление вверх  на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится  сдвигом вправо кривой спроса на деньги LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS от точки А к точке В).

     Денежно-кредитная  политика имеет довольно сложный  передаточный   механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

     Можно выделить четыре звена передаточного  механизма денежно-кредитной политики:

     1)изменение  величины реального предложения  денег в результате пересмотра  центральным банком соответствующей  политики;

     2)изменение  процентной ставки на денежном  рынке;

     3)реакция  совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

     4)изменение  объема выпуска в ответ на  изменение совокупного спроса (совокупных  расходов).

     Между изменением предложения денег и  реакцией совокупного предложения  есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно  влияет на конечный результат.

     Денежно-кредитная  политика имеет значительный  внешний   лаг   (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

     Углубить  представление о денежно-кредитной  политике можно с помощью модели совокупного спроса — совокупного  предложения (модели AD—AS) (см. Приложение, рисунок 2). Денежно-кредитная политика, подобно фискальной ограничивается факторами, заключенными в кривой предложения. Другими словами, причинно-следственная связь исходит из того, что денежно-кредитная политика воздействует прежде всего на инвестиционные расходы и тем самым на реальный объем производства и уровень цен. Модель AD—AS, и в частности кривая совокупного предложения, объясняет, как изменения в инвестициях распределяются между изменениями в реальном объеме производства и изменениями в уровне цен.  

 

     

     Глава 4 Механизмы реализации кредитно-денежной политики в России

     Главные задачи кредитно-денежной политики определены в ежегодно разрабатываемых Центральным  банком РФ Основных направлениях денежно-кредитной  политики и совместных заявлениях Правительства  РФ и Центрального банка РФ об экономической  политике.

     В качестве приоритетных направлений  государственной поддержки кредитно-денежной политики в России могут быть выделены:

     • стимулирование внешнеэкономической  деятельности;

     • инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отрасли  промышленности, прежде всего в экспортное производство и импрртозамещение;

     • обеспечение реструктуризации и  повышения эффективности сельского  хозяйства; кредитование жилищного  строительства (ипотека).

     Одновременно  в рамках предложений Банка России предусматривается определение  структурных приоритетов промышленности и региональной политики, а также  создание системы финансовых стимулов развития реального сектора, включая  государственные гарантии по кредитам.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный  банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны. Все это и является основной целью кредитно-денежной политики.

Информация о работе Кредитно-денежная политика