Кредитная система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Мировой экономический кризис оказал значительное влияние на проведение денежно-кредитной политики центральными банками большинства стран и внес определенные изменения в использование инструментов денежно-кредитной политики. Со второй половины 2009 года мировая экономика находится на одной из первых стадий процесса восстановления после глобального финансового кризиса. Согласно прогнозу МВФ, рост мировой экономики в 2010-2011 годах оценивается в пределах 4,5%.

Оглавление

Введение.................................................................................................................2

I. Кредитная система и денежно-кредитная политика
государства…………………………………………………………………4

II. Основные инструменты денежно-кредитной политики.............................8

III. Макроэкономическое развитие и денежно - кредитная политика
Республики Казахстан на 2010-2011 годы.................................................11

Заключение............................................................................................................18

Список использованной литературы …………………………………………..19

Файлы: 1 файл

money_credit(2).doc

— 201.00 Кб (Скачать)

www.nationalbank.kz

 

           При всех трех сценариях было принято во внимание, планируемое в 2011 году повышение пенсий, пособий, заработных плат и других социальных выплат из бюджета. Данное повышение потребует соответствующих мер со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан в части поддержания совокупного предложения на уровне, соответствующем совокупному спросу в экономике. Из-за неясных перспектив в отношении списания банками «плохих» кредитов представить прогноз или оценку о динамике и объемах кредитов экономике не представляется возможным.

           Ожидается, что в 2011 году объемы погашения кредитов и списания «плохих» кредитов будут компенсировать объемы выдачи новых кредитов. В этой связи, в 2011 году ожидается стабильный уровень задолженности экономики по кредитам, а в 2012-2013 годах было сделано допущение об их росте на 10% в год. В 2011 году ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Это связано с тем, что основными рисками роста инфляции в 2011 году будут оставаться факторы, действующие в 2010 году. При этом в 2011 году влияние монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан, как и в 2010 году, будет минимальным.

           При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2011-2013 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.

           При реализации первого сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2011 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2013 году. В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения. Снижение спроса экономики на деньги будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2011 году. В 2012-2013 годах денежное предложение несколько увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными.

            Разнонаправленная динамика денежного предложения будет способствовать незначительному снижению уровня монетизации (приложение 1). По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая. В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2010 году.

            В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2011-2013 годах замедлятся по сравнению с 2010 годом. Счет операций с капиталом и финансами в 2011-2013 годах сохранится положительным.

            Однако к концу прогнозного периода чистый приток может сократиться, главным образом, за счет снижения потребности в валовом поступлении прямых иностранных инвестиций в крупные нефтегазовые проекты, если не начнется реализация новых этапов работ в этих проектах. На этом фоне ожидается, что текущий счет и общий платежный баланс в 2011-2013 годах будут положительными.

            Темпы расширения денежного предложения будут соответствовать темпам роста номинального ВВП в 2011-2013 годах. При этом более благоприятная макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся положительной динамикой экономического роста, будет способствовать росту уровня монетизации (приложение 1). В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2011-2013 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями. По сравнению с предыдущим сценарием, при более высоком уровне экспортных доходов и фиксированных объемах трансферта в республиканский бюджет ускорятся темпы роста иностранных активов Национального фонда Республики Казахстан. Это будет способствовать увеличению оттока по счету операций с капиталом и финансами по сравнению с предыдущим сценарием.

            В рамках 3 сценария ожидается более высокий совокупный спрос, в том числе на импортные товары, по сравнению с предыдущим сценарием. В итоге профицит общего платежного баланса будет более умеренным.

            Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с предыдущими сценариями. При этом в 2011 году ожидается значительный рост номинального ВВП, темпы которого в 2012-2013 годах стабилизируются. В результате, динамика денежного предложения будет соответствовать динамике номинального ВВП, что обеспечит рост монетизации в прогнозируемом периоде (приложение 1).

           Национальный Банк Республики Казахстан считает наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан, исходя из этого, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2011 год. Меры на последующие годы будут уточняться по результатам 2011 года.

 

            3.Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на 2011 год.

           В 2011 году Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен и поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам. Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан определил стабильность цен, переход к принципам инфляционного таргетирования переносится на более длительные перспективы по мере повышения эффективности процентных ставок, как инструментов денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан.

            Будет продолжена работа по совершенствованию и повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка. По окончании действия установленного коридора колебаний обменного курса тенге Национальный Банк Республики Казахстан перейдет к режиму управляемого плавающего валютного курса. Это обусловлено стабильностью национальной валюты, чему способствует благоприятная ценовая конъюнктура на основные позиции казахстанского экспорта на мировых рынках и состояние платежного баланса. Фундаментальные предпосылки для девальвации тенге в среднесрочном периоде отсутствуют.

              Кроме того, при реализации 2 и 3 сценариев развития экономики ввиду положительного сальдо платежного баланса высока вероятность укрепления национальной валюты. При этом переход к режиму управляемого плавающего валютного курса не снимает обязательств Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению стабильности национальной валюты.

             Меры Национального Банка Республики Казахстан будут направлены на недопущение значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

             Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге. Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан.

             При этом дальнейшая реализация процентной политики будет направлена на сужение коридора ставок. Основные усилия Национального Банка Республики Казахстан будут сосредоточены на более гибком регулировании нижней границы коридора ставок (ставки по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан), по которой осуществляется изъятие ликвидности банков. Кроме того, изменение нижней границы коридора ставок будет определяться динамикой прогнозируемой инфляции на среднесрочный период. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из текущей ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.

             В 2011 году Национальным Банком Республики Казахстан будет рассмотрен вопрос о дифференциации ставок по операциям Национального Банка Республики Казахстан в зависимости от сроков и условий. Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке Республики Казахстан.

            Эмиссия краткосрочных нот будет также направлена на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года. В 2011 году ситуация с ликвидностью на денежном рынке кардинально не изменится. В связи с этим, сроки обращения краткосрочных нот предполагается сохранить на существующем уровне – 3 и 6 месяцев.

            При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания краткосрочной ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими. При этом Национальный Банк Республики Казахстан не ожидает роста спроса на данные ресурсы. Также будет рассмотрена возможность предоставления ликвидности посредством проведения операций с международными финансовыми организациями.

             В целях повышения эффективности инструментов по регулированию ликвидности банков будет рассмотрена возможность возобновления проведения операций прямого и обратного РЕПО с банками в секторе автоматического РЕПО на Казахстанской фондовой бирже. В 2011 году Национальный Банк Республики Казахстан начнет работу по совершенствованию механизма минимальных резервных требований, повышению эффективности его применения, главным образом, в части изменения состава резервных активов. Будет рассмотрен вопрос исключения из базы резервных активов банка активов в иностранной валюте. В среднесрочной перспективе (в 2012-2013 годах) планируется также рассмотреть вопрос исключения из состава резервных активов наличных денег в кассах банков. Для недопущения значительного ухудшения ситуации с ликвидностью банков Национальный Банк Республики Казахстан может рассмотреть вопрос снижения нормативов минимальных резервных требований. Достижение цели по инфляции в пределах 6-8% по всем сценарным вариантам будет обеспечиваться соответствующими мерами денежно-кредитной политики. Увеличение избыточного денежного предложения, которое может повлечь усиление инфляционного давления, будет сопровождаться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет адекватна складывающимся макроэкономическим условиям. Денежное предложение в экономике будет сохраняться на уровне, соответствующем росту экономики. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет создавать условия для решения проблемы восстановления кредитной активности путем гибкого регулирования ликвидности в банковском секторе.

            Вместе с тем, эффективность данных мер будет зависеть от структурных преобразований в банковском секторе. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан, в том числе валютная политика, будет учитывать, как возможные экономические выгоды, так негативные последствия и риски для экономики Республики Казахстан, вытекающие из реализации договоренностей, достигнутых в рамках соглашений Единого экономического пространства. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет способствовать выполнению прогнозов социально-экономического развития Республики Казахстан. В случае реализации более благоприятных сценариев развития экономики (2 и 3 сценарии) в 2011 году, денежно-кредитная политика в последующие годы будет осуществляться в рамках основных направлений, определенных настоящим документом.

           Основные параметры денежно-кредитной политики и платежного баланса, в том числе меры денежно-кредитной политики, на последующие годы будут уточнены по результатам 2011 года.

 

 

 

 

Приложение 1 ПЕРВЫЙ СЦЕНАРИЙ

 

2010

2011

2012

2013

Инфляция, %

7,3

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,0

6,0

6,0

6,0

Денежная база, млрд. тенге

2805

2563

2673

2821

изменение в %

14,5

-8,7

4,3

5,5

Денежная масса, млрд. тенге

8754

7910

8220

8652

изменение в %

16,9

-9,6

3,9

5,2

Депозиты резидентов, млрд. тенгеизменение в %

7666

6917

7198

7572

16,6

-9,8

4,1

5,2

Кредиты экономике, млрд. тенге

7489

7489

7564

7715

изменение в %

-2,0

0,0

1,0

2,0

Уровень монетизации экономики, %

45,3

44,8

44,5

44,0

Информация о работе Кредитная система Республики Казахстан