Кредитная система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Мировой экономический кризис оказал значительное влияние на проведение денежно-кредитной политики центральными банками большинства стран и внес определенные изменения в использование инструментов денежно-кредитной политики. Со второй половины 2009 года мировая экономика находится на одной из первых стадий процесса восстановления после глобального финансового кризиса. Согласно прогнозу МВФ, рост мировой экономики в 2010-2011 годах оценивается в пределах 4,5%.

Оглавление

Введение.................................................................................................................2

I. Кредитная система и денежно-кредитная политика
государства…………………………………………………………………4

II. Основные инструменты денежно-кредитной политики.............................8

III. Макроэкономическое развитие и денежно - кредитная политика
Республики Казахстан на 2010-2011 годы.................................................11

Заключение............................................................................................................18

Список использованной литературы …………………………………………..19

Файлы: 1 файл

money_credit(2).doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.

На наш взгляд,  серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно,  но ведь, сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями  подобных явлений!  Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег,  повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам.  Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив"  их в товары.

 

III. Макроэкономическое развитие и денежно-кредитная политика Республики Казахстан в 2010-2011 годы.

 

          В 2010 году экономика Республики Казахстан показала достаточно высокие темпы развития. Так, рост ВВП за 9 месяцев 2010 года составил 7,5%. По оценкам, реальный рост ВВП по итогам 2010 года составит около 7%. За 9 месяцев 2010 года счет текущих операций платежного баланса сложился с профицитом в 4,7 млрд. долл. США (или 5% к ВВП). Продолжается приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан, объем которых по итогам 9 месяцев 2010 года составил 8,2 млрд. долл. США. По итогам ноября 2010 года годовая инфляция сложилась на уровне 7,7% (в декабре 2009 года – 6,2%). Основные факторы роста инфляции в 2010 году были связаны с несбалансированностью спроса и предложения в экономике, что, главным образом, вызвано: - расширением совокупного спроса ввиду повышения заработных плат, социальных пособий и пенсий из бюджета на 25% в 2010 году; - сохранением нестабильной ситуации на мировых товарных рынках, в частности, из-за неблагоприятных погодных условий, что привело к сокращению предложения пшеницы, зерновых культур и др. на мировом рынке и росту цен на данные товары.

         Платежные системы Республики Казахстан обеспечивают своевременное проведение платежей и переводов денег на территории страны и характеризуются высоким уровнем безопасности и эффективности. За 11 месяцев 2010 года через платежные системы Республики Казахстан было проведено 27,0 млн. транзакций на сумму 169,4 трлн. тенге, что выше уровня аналогичного периода предшествующего года на 15,8% и 18,7%, соответственно. В рамках достижения установленных ориентиров денежно-кредитная политика         Республики Казахстан носила сбалансированный характер. Это сопровождалось поддержанием денежного предложения на низком уровне.

         Темпы роста денежной массы по итогам 10 месяцев 2010 года составили 15,7%, денежная база в январе-ноябре 2010 года сжалась на 3,2%. В 2010 году отмечался рост депозитной базы в банковской системе. Так, объем депозитов резидентов за 11 месяцев 2010 года повысился на 13,3% до 7451,3 млрд. тенге, при этом депозиты юридических лиц выросли на 13,4%, физических лиц – на 13,2%. За 11 месяцев 2010 года депозиты в иностранной валюте понизились на 8,1% до 2640,6 млрд. тенге, в национальной валюте – увеличились на 30,0% до 4810,7 млрд. тенге.

        В целях повышения устойчивости внутренних источников при формировании базы фондирования банков, обеспечения стабильности финансовой системы и защиты интересов депозиторов в сентябре 2010 года Национальным Банком Республики Казахстан была увеличена капитализация АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.    Уставный капитал АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» теперь составляет 121 млрд. тенге. Данная мера будет способствовать дальнейшему стабильному росту депозитов в банках, как населения, так и юридических лиц. Общий объем кредитования банками экономики за 11 месяцев 2010 года снизился на 2%, составив 7494,6 млрд. тенге. При этом кредитование в национальной валюте увеличилось на 7,9% до 4255,6 млрд. тенге, а в иностранной валюте – снизилось на 12,5% до 3238,9 млрд. тенге. Таким образом, стабилизация ситуации на финансовом рынке Республики Казахстан не сопровождалась активизацией кредитной активности банковского сектора, и объем задолженности экономики по кредитам несколько снизился. Это связано с высоким уровнем некачественных кредитов в портфеле банков, сохраняющимися рисками на внутреннем и внешнем рынках капитала, неясными перспективами платежеспособности по кредитам со стороны реального сектора и населения. В 2011 году не ожидается быстрого роста кредитной активности ввиду частичного списания «плохих» кредитов.

 

         1.Денежно-кредитная политика Республики Казахстан в 2010 году.

          В 2010 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан было обеспечение стабильности цен в стране и удержание годовой инфляции в пределах 6-8%. Меры денежно-кредитной политики Республики Казахстан позволили сохранить стабильность на потребительском рынке страны. По оценке Национального Банка Республики Казахстан, годовая инфляция по итогам 2010 года сложится ближе к верхней границе целевого коридора, установленного в пределах 6-8%. Меры Национального Банка Республики Казахстан, а также благоприятная ценовая конъюнктура на основные позиции казахстанского экспорта способствовали сохранению стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке. В этих условиях с 5 февраля 2010 года Национальный Банк Республики Казахстан расширил коридор колебаний курса тенге: 150 тенге/доллар (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Данный коридор установлен до 20 марта 2011 года. В течение 2010 года обменный курс тенге по отношению к доллару США оставался в заданном коридоре при минимальном участии Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем валютном рынке. При этом отмечалась тенденция укрепления национальной валюты. В 2010 году коридор процентных ставок Национального Банка Республики Казахстан оставался неизменным.

           В течение всего года официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей данного коридора, сохранялась на уровне 7,0%. Ставка по привлекаемым от банков депозитам, выступающая в качестве нижней границы коридора краткосрочных ставок на денежном рынке, составляла 0,5% по 7-дневным депозитам и 1,0% – по 1-месячным депозитам. Учитывая преобладающее участие Национального Банка Республики Казахстан на межбанковском рынке, рыночные ставки на данном сегменте рынка оставались в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан ближе к его нижней границе, что, в большей степени, связано с низкой активностью и избыточной ликвидностью участников рынка.     Регулирование краткосрочной ликвидности на денежном рынке производилось Национальным Банком Республики Казахстан путем эмиссии краткосрочных нот и привлечения от банков депозитов. Несмотря на снижение процентных ставок до минимального уровня, спрос на данные инструменты со стороны банков оставался высоким в течение всего года. Как следствие, банками был накоплен значительный объем резервов в Национальном Банке Республики Казахстан. По запросу отдельных банков, находящихся в процессе реструктуризации их внешней задолженности, Национальный Банк Республики Казахстан предоставлял займы рефинансирования для поддержания их текущей ликвидности. Сроки данных операций не превышали 1 месяц.

            Механизм минимальных резервных требований, а также их нормативы в 2010 году не изменились. Нормативы минимальных резервных требований к банкам составляли 1,5% по внутренним обязательствам и 2,5% по иным обязательствам, для банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, – 0% по всем обязательствам данных банков. Благодаря антикризисным мерам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан, а также благоприятной ситуации на мировых сырьевых рынках в 2010 году продолжилось восстановление экономического роста в стране. При этом в среднесрочной перспективе темпы роста ВВП будут умеренными. Вместе с тем, ожидается снижение неопределенности в отношении развития мировой экономики.

 

      

 

         2.Сценарные варианты развития экономики Республики Казахстан на 2011-2013 годы.

        В целях разработки последовательной и сбалансированной политики Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на один год с учетом среднесрочных прогнозов на 3 последующих года. Указанные сценарии являются синхронизированными и согласованными с оценками Правительства Республики Казахстан при формировании Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2011-2015 годы. Учитывая степень воздействия на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть.

         Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают уровень цен на нефть в 35, 65 и 80 долларов США за баррель. Прогнозы основных показателей денежно-кредитной политики Республики Казахстан основаны на прогнозах платежного баланса[1], которые являются достаточно консервативными (таблица 1).

Таблица 1.

 

Прогноз реального ВВП и показателей платежного баланса в 2011-2013 годах по 3 сценариям

 

2011

2012

2013

 

35

65

80

35

65

80

35

65

80

Реальный рост ВВП, %

-0,5

3,1

4,7

0,9

3,3

4,9

1,9

3,5

5

Текущий счет, в % к ВВП

-7,2

0,9

1,6

-5,8

1,5

1,5

-4,7

1,9

1,4

Платежный баланс, в % к ВВП

-1,9

2,8

2,6

-0,4

1,9

1,8

-1,8

2,2

0,6

 

Информация о работе Кредитная система Республики Казахстан