Контрольная работа по учебной дисциплине: «Международная экономика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Международная миграция капитала (ММК) — процесс встречного движения капитала между странами, его ввоз и вывоз с целью получения дохода в виде прибыли и использование его как фактора экономического роста. Такая возможность формируется тем, что страны вошли в мировое хозяйство и связаны друг с другом различными формами сотрудничества. ММК: 1. экспорт 2. импорт

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 118.81 Кб (Скачать)

Проблемы, которые несет с собой международная  миграция рабочей силы, привели к  созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в  международное движение рабочей  силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании  международной торговли. Уже в  конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Обычно  государственное регулирование  осуществляется через принятие финансируемых  из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной  рабочей силы (иммигрантов) либо на  стимулирование мигрантов к возвращению  на родину (реэмиграции).

 

Правовое регулировании миграции

 

Сложное материальное и социально-трудовое положение мигрантов не могло  не привлечь внимания Международной  организации труда. Еще на первой сессии Генеральной конференции  МОТ в 1919 г. была принята рекомендация №2 «О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». В ней речь шла о том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений, которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся своей страны.

В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ №19 «О предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов». [7. c. 66]

Но  рекомендации – это всего лишь рекомендации. Требовался более обязывающий  документ. Им стала вступившая в  действие в 1939 г. Конвенция №66 «О трудящихся-мигрантах». Ее пересмотрели и существенно дополнили в 1949 г. (Эта Конвенция отменена решением Международной конференции труда 30 мая 2000 г.) Фактически она была заменена Конвенцией №97 «О трудящихся-мигрантах», которая сохраняет свое значение до настоящего времени.

В ней  говорится, что каждый член МОТ обязуется  предоставлять в распоряжение МБТ  и любого другого члена Организации  по их требованию не только информацию о политике его страны в области  эмиграции и иммиграции, но и сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях из труда и жизни,  а также  о соглашениях и особых мероприятиях, принятых в стране по этим вопросам. Статья 2 обязывает учредить компетентную и бесплатную службу помощи трудящимся-мигрантам, принимать меры против всякой вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции, обеспечивать отъезд, переезд и прием трудящихся-мигрантов, предоставлять им самим и членам их семей необходимое медицинское обслуживание. Страны-члены МОТ обязуется действовать без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола и предоставлять не менее благоприятные, чем для собственных граждан условия в следующих областях:

а) заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы, оплачиваемые отпуска, ученичество  и другие формы профессионального обучения;

б) обеспечение жильем;

в) социальное обеспечение (при несчастных случаях на производстве, безработице, охране материнства, при болезни, инвалидности, старости, смерти). Не должно быть ущемления прав мигрантов в области налогов, сборов и судопроизводства.

Согласно  Конвенции №97 услуги, оказываемые  мигрантам государственными службами трудоустройства, предоставляются  бесплатно. Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства-члена на территорию другого, достаточно велико, предусматривается  возможность заключения между странами соглашения в целях регулирования  вопросов, предоставляющих взаимный интерес, включая разрешение переводить в иностранную валюту любую часть  заработка или сбережений.

Данная  Конвенция имеет Рекомендация №86 и три положения: два – о  вербовке, одно – о ввозе мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования.

Упомянутые  конвенции и рекомендации распространяются только на страны-члены МОТ. Сейчас их 174, и далеко не все они ратифицировали Конвенцию №97. но в соответствии с последними решениями МОТ все  ее члены, принявшие Устав организации, автоматически несут ответственность  за выполнение всех конвенций.

Несмотря  на наличие конвенций и рекомендаций МОТ, регулирующих положение трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым, поскольку перечисленные нормы либо выполняются в неполном объеме, либо вообще не выполняются. Кроме того, как уже отмечалось, большое распространение получила незаконная миграция. В силу этих обстоятельств в 1975 г. были приняты Конвенция №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», Рекомендация №151 «О трудящихся-мигрантах».

Конвенция №143 подчеркивает, что каждый член МОТ  обязуется соблюдать основные права  человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Страны-члены МОТ обязаны разрабатывать  и осуществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства возможностей в отношении  труда и занятости, социального  обеспечения, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для лиц, пребывающих на законных основаниях в качестве мигрантов  или членов их семей. В соответствующей  Рекомендации эти вопросы рассмотрены  более детально.

Вопросы защиты мигрантов находят отражение  и в других документах МОТ, посвященных  различным трудовым проблемам. В частности, в Конвенции №19 (1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О социальной политике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный раздел IV «Положения о трудящихся-мигрантах», Конвенции №110 (1958 г.) «Об условиях труда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-мигранты», и наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения. [4. c.62-63]

 

Особенности миграционных процессов в Украине.

 

Территория  Украины во все времена была ареной активных миграционных процессов. Особенно интенсивными они были в степной  зоне, которая была частью Великого евразийской степи, принимавший начало аж в Маньчжурии. В истории Украины фактически миграции не прекращались никогда. Но все это - история. Миграционные процессы последнего десятилетия порожденные другими причинами - миграционной политикой в Советском Союзе, его распадом и современными мировыми проблемами.

Достаточно  полиэтническое население Украины  за последнее столетие, особенно за последние несколько десятилетий  было фактически сведено к украинскому-российского кондоминиума. Уничтожение нацистами во время второй мировой войны евреев, послевоенное обмене населением с Польшей, депортации немцев, а также греков, армян, болгар, крымских татар (из Крыма, который позже стал частью территории Украины) существенно изменили этнический состав населения. Зато на протяжении всех лет советской власти внедрялась в жизнь политика, направленная на "создание новой исторической общности - советского народа". Советская власть, для осуществления этой политики предоставила процессам миграции целенаправленный характер. Это подкреплялось активным обменом населения: русские и представители других народов прибывали в Украину, тогда как украинские уезжали на "стройки социализма" русских Севера, Сибири и Дальнего Востока. Подобные процессы происходили и в других республиках бывшего СССР.

Наконец, с  распадом Советского Союза организованы союзным центром миграции прекратились, а на смену им в начале 90-х годов миграционные потоки пошли в обратном направлении, и пришли новые разновидности миграций, ранее неизвестные в советском Союзе.

Относительно  тех миграционных процессов происходивших  на территории Украины в последнее  десятилетие и происходят сегодня, то их хотелось бы разбить на два  периода.

Первый период, это начало 1990 когда в результате развала советского союза, между бывшими республиками Союза пошли обратные миграционные процессы. Значительное количество этнического населения начала добровольно возвращаться на этнические территории, не желая порывать связь с родиной.

В определенной мере, эта группа добровольных мигрантов, в социальном плане имела наименьшее количество проблем. Во первых у них не было комплекса "отрыва от корней. Практически все они возвращались на места своего прежнего проживания, где подавляющее большинство из них имела родню, друзей знакомых, которые могли помочь им, дать на первых порах жилье, и многие из переселенцев имел в Украине и собственное жилье. Местное население было настроено к таким мигрантов доброжелательно. Практически никто из этих мигрантов не попал в характерный для вынужденных мигрантов состояние маргиналов, потерпевших "поражение" в социальных и природно-антропологических правах. Практически все они быстро приобрели все права гражданства и не чувствуют сегодня себя мигрантами - они у себя дома. Социальные проблемы которые возникали у них носили преимущественно характер связан не с их переселением, а были вызваны кризисными явлениями в экономике и были одинаковыми для всего населения Украины. Поэтому и социальная помощь которой они нуждались, преимущественно не отличалась от той которой требовало и остальное население Украины.

На сегодня  этот процесс хотя и не закончился, но потерял массовый характер и значительно  уменьшился в размерах. И все же, как и в начале 90-х годов  иммиграция украинского на этническую родину являются наименее болезненным  и наименее сложным миграционным процессом по сравнению с другими и вызывает наименьшее количество проблем для государства и социальных служб и есть, согласно наиболее желательным видом иммиграции для страны.

Наряду с  этими процессами начались и миграционные процессы представлены представителями других этнических групп.

Важным элементом  миграционных процессов в Украине  является иммиграция депортированных  народов к прежним местам своего проживания.

Последние десять лет раньше депортированы крымские татары, болгары, армяне, греки, немцы  после полувекового изгнания возвращаются на свою Родину - в Крым. На сегодня  в автономии вернулись более 250 000 депортированных крымских татар, около 12 000 лиц других национальностей, что составляет 12% населения автономии.

С своего начала этот процесс носит преимущественно организованный и легальный характер.

14 ноября 1989 Верховная Рада бывшего Союза  принял Декларацию "О признании  незаконными и преступными актов  против народов, подвергнутых  насильственному переселению, и  обеспечению их прав". На основании  этой Декларации был принят  ряд нормативных документов, которыми  регулировались процессы, связанные  с возвращением депортированных,  предусматривалось выделение значительных  сумм государственных средств.  В частности, государственными  органами Украины и Союза ССР  были утверждены первоочередные  меры относительно возвращения  крымских татар в 1990-1991 годах.  Лишь в 1991 г. на их выполнение  было предусмотрено выделить 210 млн.  рублей, из которых доля Украины  составляла лишь 10 млн. Однако  Украиной уже в этот год  было выделено более 70 млн.  капиталовложений.

 

Переводы работников-мигрантов

 

Современная схема международных экономических  отношений, пришедшая на смену экономически разобщенному миру, модель которого можно  назвать однотоварной моделью, без  движения факторов (т.е. мобильности  населения) немыслима. И, прежде всего, потому что перемещение рабочей  силы подразумевает потоки капиталов.

Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам  от переводов средств мигрантов  на родину, выступающие в роли своеобразной платы за экспортируемый товар –  рабочую силу. По принятой статистике Международного валютного фонда  терминологии доходы от экспорта рабочей  силы  - это положительное сальдо по статье «частные невостребованные переводы», размер которого служит характеристикой показателя экспортной специализации в этой области.

Расчет  среднего ежегодного дохода за последние 15 лет (1990-2005 гг.) от экспорта рабочей силы этой группы стран показал, что лишь у 18  стран (Буркина-Фасо, Венгрия, Гана, Новая Зеландия и др.) из числа ведущих государств-экспортеров рабочей силы он составил меньше 500 млн. долл. У 4 стран (Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от 500 млн. до 1 млрд. долл. ежегодного дохода. В группу стран, среднегодовой доход которых от экспорта рабочей силы в настоящее время превышает 1 млрд. долл., входит 15 стран.

Исследования  показывают, что реальные поступления  в национальный доход страны-экспортера рабочей силы по оценкам в два  раза выше декларированных, поскольку  мигранты, как правило, возвращаясь  на родину, привозят с собой  ценности и  сбережения.

По  данным Международного валютного фонда  по средней норме прибыльности экспорт  товаров приносит в среднем доход 20%, экспорт услуг – 50%. Так, например, экспорт рабочей силы является главным  источником валюты для Югославии, являющейся ведущим мировым экспортером  трудовых ресурсов. В 90-е годы ее доходы по этой статье в среднем ежегодно составляли по 10 млрд. долл. Из них в виде переводов трудящихся за рубежом своим семьям страна получала 3,5 млрд. долл., и около 7 млрд. долл.  по возвращению мигрантов.

Расчеты показывают, что валютный эффект экспорта рабочей силы в 10 раз превышает  валютный эффект лот поступлений  по товарному экспорту.  В последнее  десятилетие наиболее высокими темпами (свыше 10% в среднем за год) поступления  по этой статье росли в развивающихся  странах. По мнению М.М. Вышегородцева и А.В. Сиденко, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды  долларов ежегодно, многие государства  поддерживают подобную экспортную специализацию, ставшую для многих не только единственным источником валютных поступлений, но и  катализатором социальной стабильности, не требующей в этом случае государственных  средств. Кроме того, по мнению специалистов, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Так, например, Турция и бывшая Югославия  могли сделать свою валюту конвертируемой  в значительной степени благодаря  тому, что их платежные балансы  ориентировались на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.

Существует  и ряд других причин, побуждающих  обращаться к экспорту рабочей силы не только развивающиеся страны, но и такие государства, как Италия, Португалия, Греция и Канада, которые  к концу века вошли в группу крупных экспортеров трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи  по действующим национальным законам  получают переводы в отечественной  валюте, как правило, обладающей пониженной покупательной способностью по сравнению  с валютой перевода или вовсе  неконвертируемой, как в случае с  Россией. Кроме того, мигрантский перевод создает временной лаг в расчетах, приносящий, как известно, доходы банковской системе страны-экспортера рабочей силы.

Информация о работе Контрольная работа по учебной дисциплине: «Международная экономика»