Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа
1.Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции. От чего зависит ценовая политика совершенного и монополистического конкурента?
2.Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизировать полезность), потребитель должен: а) не покупать недоброкачественные товары; б) быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям; в) уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров; г)распределять доход таким образом, чтобы последний рубль, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и рубль, истраченный на покупку другого товара.
ISBN 5–230–04732–1
4.5. Сущность и функции денег
.
4.7. Закон стоимости и его функции
Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном произ-
водстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная
стоимость, величину которой в свою очередь, предопределяют общест-
венно-необходимые затраты труда (ОНЗТ). Закон стоимости предпола-
гает формирование у каждого определенного товаропроизводителя
индивидуальных затрат труда и ресурсов и на основе этого происходит
формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, но
рынок признает общественные рыночные цены, в основе которых лежат
ОНЗТ. Закон стоимости предполагает объективный характер. Закон
стоимости – это закон цен, ибо его внешними факторами проявления яв-
ляются цены. Так стоимость – это содержание рыночных отношений
между участниками рынка, а цена – форма этого содержания.
Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют от-
раслевой уровень рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпа-
дать с отраслевым уровнем цен. Поэтому, товаропроизводители одной
отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала.
ЦЕНА = ЗАТРАТЫ + ПРИБЫЛЬ.
Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межот-
раслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители разных
отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли,
что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, кото-
рые обусловливают получение равной прибыли на равные капиталы. По-
этому сумма цен товаров в масштабе общества равна сумме стоимостей.
Перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает
учет затрат капитала, но общий уровень цен производства и их изменение
в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной
стоимости, уровнем и изменением ОНЗТ.
Колебания рыночных цен определяют важнейшие функции рын-
ка:
1. Перераспределение основных факторов производства. В тех от-
раслях, где наблюдается увеличение цен, происходит подъем экономики,
сюда переливается капиталы, труд и другие факторы производства. Если
в результате этого происходит превышение предложения товаров над
спросом на них, начинается обратный процесс: снижаются рыночные це-
ны и происходит отток ресурсов из данной отрасли;
2. Стимулирование технического прогресса.
Если какой-то фирме или отдельному товаропроизводителю удается
уменьшить затраты факторов производства на своем предприятии до
уровня более низкого, чем сложившийся уровень рыночной цены (при-
чем не только затраты труда, а всех факторов), то эта фирма получит
больше прибыли.
Для этого необходимо совершенствовать технологию, использовать
достижения НТП, экономить ресурсы. Таким образом, рыночная система
сама заставляет производителя участвовать в процессе совершенство-
вания и развития науки и техники;
3. Дифференциация доходов субъектов рынка.
Она вытекает из двух предыдущих функций. Те товаропроизводите-
ли, чьи издержки стали ниже, чьи оценки рыночной конъюнктуры более
точны, становятся богаче в результате нарастающего итога получаемых
прибылей. Другие товаропроизводители, оказавшиеся в проигрыше, тер-
пят убытки, разоряются и покидают рынок. Дифференциация доходов в
рыночном хозяйстве
– объективный результат
Механизм колебания цен, по положению А. Смита – это «невидимая
рука», которая направляет действия разрозненных производителей и по-
требителей продукции, но каждый действует, преследуя свои интересы.
Ориентиры для него – повышение или понижение цен. В результате этих
разрозненных действий, рождаются определенный порядок и структура
общественного продукта.
«Невидимая рука» – это безличностный ценовой механизм.
ГЛОССАРИЙ
1. Абстрактный труд – труд вообще, он создает меновую стоимость.
2. Капиталистическое товарное производство – это высший тип товарного про-
изводства, основанный на частной собственности и использующий наемный труд.
3. Конкретный труд – это труд конкретного товаропроизводителя он создает по-
требительную стоимость.
4. Ликвидный товар – товар легко реализуемый. Абсолютно ликвидным товаром
являются деньги.
5. Общественное разделение труда – дифференциация, специализация трудовой
деятельности, приводящая к выделению и осуществлению различных ее видов; дифферен-
циация в
обществе различных социальных функций,
выполняемых определенными
ми людей, и выделение в связи с этим различных сфер общества (промышленность,
сельское хозяйство и т. д.).
6. Общественно-необходимое рабочее время – время, которое требуется для изго-
товления какой-либо
потребительной стоимости при общественно-
производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда.
7. Потребительная стоимость – полезность вещей, ее способность удовлетворять
какую-либо потребность u1095 человека.
8. Простое товарное производство – изготовление продуктов на рынок крестья-
нами и ремесленниками, основывается на мелкой частной собственности и на личном труде
товаропроизводителей и их семей.
9. Сущность закона стоимости – состоит в том, что в товарном производстве ос-
нову пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой
в свою очередь, предопределяют общественно-необходимые затраты труда. Закон стоимо-
сти – это закон цен, т.к. его внешними факторами являются цены.
10. Теория предельной полезности – теория, согласно которой стоимость, т. е. цен-
ность, имеет то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки придают свойства
стоимости, и определяется она полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего
наименее настоятельную потребность.
11. Товар – это продукт, предназначенный не для собственного потребления, а для
продажи, обмена.
12. Уравнение обмена И. Фишера MV=PQ – сумма денег, уплачиваемая за товары,
равна количеству товаров, умноженному на общий уровень товарных цен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абалкин Л. И. Выбор за Россией. – М.: Институт экономики РАН, 1998. – 241 с.
2. Абалкин Л. И. Курс переходной экономики. – М.: Финстатинформ, 2000. – 340 с.
3. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. – М.: МГУ им. Ломоносова.
Изд-во «ДИС», 2001. – 416 с.
4. Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М.: РАГС, 2001. – 514 с.
5. Борисов В.
Ю. Хрестоматия по
6. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебник. – М.: Изд-во «ДИС»,
2000. – 320 с.
7. Валовой Д.
В. Рыночная экономика.
ИНФРА, 2003. – 270 с.
8. Вечканов
Г. С., Вечканова Т. Р.
256 с.
9. Выбор модели
рыночной экономики и
сии / Под ред. Э. П. Дунаева, А. К. Шуркалина – М.: Диалог, 2005. – 465 с.
10. Гаджиев В. К. Геополитика. – М.: Международные отношение, 2000. – 268 с.
11. Голубков
Е. П. Маркетинговые
М.: Финпресс, 1998. – 423 с.
12. Гордон М. Статистика для профессионал. Сравнительная оценка по комплексу
показателей предприятий, специализирующихся на оптовой торговле продукцией произ-
водственного назначения // Риск. – 1997. – № 6 – C.40.
13. Зайдель Х. Р. Темен. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 1994. – 320 с.
14. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. – М.: Дело, 2001. – 382 с.
15. Калашников В. А. Рынок. Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминоло-
гический словарь. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2004. – 752 с.
16. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке. / Под ред. А. В. Зырянова. –
Екатеринбург: Солярис, 2005. – 178 с.
17. Котерова Н. П. Микроэкономика. Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Ака-
демия», 2003. – 208 с.
18. Курс предпринимательства / Под ред. В. Я Горфинкеля, В. А. Швандара. – М.: