Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа
1.Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции. От чего зависит ценовая политика совершенного и монополистического конкурента?
2.Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизировать полезность), потребитель должен: а) не покупать недоброкачественные товары; б) быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям; в) уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров; г)распределять доход таким образом, чтобы последний рубль, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и рубль, истраченный на покупку другого товара.
что рынок есть саморегулирующаяся система. Вместе с тем ры-
нок всегда регулировался и может регулироваться: либо посред-
ством собственного рыночного механизма, элементами которого,
например, являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предло-
жение, либо с помощью государства – прямо и косвенно – через
госзаказы, налоги и др.
Таким образом, регулируемый рынок должен иметь свое
место в системе экономических отношений, ибо он есть результат
развития человеческого общества. Рынок может быть регулируе-
мым, чтобы снять или ограничить отрицательные последствия
своего функционирования.
Сегодня это выполняют
развитые страны Запада от лица государства. Еще Н.Д. Кондрать-
ев подчеркивал, что регулирование рынка в капиталистической
системе ограничивается
государственной
спорный, но в настоящее время важно найти оптимальный вари-
ант сочетания рыночного и государственного регулирования. По-
ка нет страны, где бы это требование выполнялось идеально. Го-
сударство помогает рынку функционировать, но чрезмерное вме-
шательство с его стороны приводит к деформации рыночных от-
ношений.
Классический пример – деформация российского рынка.
К основным чертам деформации относятся: 1) отсутствие много-
численных рыночных субъектов; 2) чрезмерная централизация
Рынок как экономическая форма организации… 97
экономики; 3) монополизм производителя и продавца; 4) несба-
лансированность спроса и предложения; 5) рост отрицательных
проявлений в экономике (цены, инфляция, бюджетный дефицит,
обилие нетоварных
денег, нарушение денежного обращения)
6) наличие теневой экономики; 7) отсутствие мотивации к труду
и риску в хозяйственной деятельности; 8) расцвет бартерных сде-
лок вместо товарно-денежных отношений; 9) наличие неразвитого
рынка.
Чтобы устранить обозначенные черты деформации россий-
ского рынка, необходимо ликвидировать его «болезни» (неста-
бильность, инфляцию, безработицу и др.) и обеспечить условия
для рыночной экономики. Выделяют рыночную специфику Рос-
сии потому, что рынок Запада характеризуется своими чертами:
1) насыщенностью
товарами массового
ния; 2) быстрой реакцией на спрос покупателей; 3) изменением
целевых функций субъектов рыночной экономики; 4) переменой
форм предпринимательской деятельности; 5) становлением усло-
вий регулируемой конкуренции; 6) формированием нового типа
трудовых отношений. Данные черты будут рассмотрены ниже.
Перечисленные аспекты рыночного развития пусть фраг-
ментарно, но все же раскрывают сущность анализируемых явле-
ний в современных условиях. Необходимо этот процесс расши-
рить в сторону создания и изучения рыночных отношений в пе-
реходный период. Для этого следует организовать мощную ана-
литическую базу, которая обеспечивала бы разработку ноновых
теоретических проблем рынка.
5.2.
Основные принципы
рыночной экономики
в)
закон убывающей
производительности
факторов производства
позволяет понять,
почему кривые спроса
на готовый продукт
имеют отрицательный
наклон;
Факторы производства – это используемые в производстве
ресурсы, от которых зависят объем, ассортимент и качество вы-
пускаемой продукции.
Традиционно факторы
делены на три
категории: земля, труд и капитал.
При покупке товаров люди неоднократно сталкиваются с тем,
что объем спроса на различные товары зависит от цен на них. Чем
выше рыночная цена товара, тем меньше его покупают при про-
чих равных условиях, и наоборот. В любой период существует
определенная зависимость между рыночной ценой товара и тем
его количеством, на которое предъявляется спрос. Эта взаимо-
связь называется кривой спроса, или графиком спроса.
В качестве примера построим график спроса на пшеницу
В настоящее время в экономической теории принято выде-
лять четыре вида экономических ресурсов (факторов производст-
ва): природные ресурсы (земля), труд, капитал (инвестиционные
ресурсы), предпринимательские способности. Наиболее распро-
страненным и популярным среди современных экономистов явля-
ется анализ ценообразования на экономические ресурсы, основан-
ный на теории спроса и предложения и теории предельной произ-
водительности. Чтобы произвести товары и услуги, фирмам необ-
ходимо приобрести факторы производства на рынке ресурсов, на
которых на стороне предложения выступают домохозяйства –
владельцы ресурсов, а на стороне спроса – фирмы (производители
продукции). Для фирм цены на ресурсы являются издержками,
а для домохозяйств (собственников ресурсов) – доходами.
На рынках труда, земли, капитала и предпринимательских
способностей формируются такие виды доходов на факторы про-
изводства, как заработная плата, рента, ссудный процент и при-
быль.
Основы теории ценообразования на факторы производства… 257
Цены на ресурсы определяют их распределение между от-
раслями и фирмами и воздействуют на их соотношение в произ-
водственном процессе.
Спрос на ресурсы является производным от спроса на гото-
вую продукцию, изготовленную с помощью данных ресурсов.
Изменение спроса на ресурсы зависит от изменения спроса на со-
ответствующие товары и услуги. Таким образом, спрос на ресурс
будет зависеть от производительности ресурса и цены товара, ко-
торый производится с его использованием.
Рассматривая спрос на ресурсы в соответствии с теорией
предельной производительности, делаем допущение, что фирма
покупает ресурс на конкурентном рынке и продает свой товар
тоже на конкурентном рынке. Предельный продукт ресурса МР –
это добавочный продукт, полученный в результате увеличения
ресурса на одну единицу при неизменной величине остальных
факторов. Предельный продукт в денежном выражении MRP –
прирост общего дохода в результате u1087 применения дополнительной
единицы переменного ресурса. MRP будет зависеть от произво-
дительности ресурса и цены его единицы.
Величина прироста издержек на ресурсы при использова-
нии каждой дополнительной единицы ресурса называется пре-
дельными издержками на ресурс MRC. Фирме выгодно увеличи-
вать ресурс до той точки, в которой MRP = MRC.
График спроса на данный ресурс – это график предельного
продукта ресурса в денежном выражении MRP. В результате дей-
ствия закона убывающей отдачи (доходности) кривая спроса на
ресурс понижается (рис. 11.1).
Рис. 11.1. Спрос на ресурс в условиях конкурентного рынка
0
D = MRP
MRC
Q
Глава 11
258
Поскольку на конкурентном рынке цена продукта Р = MR,
то цена на ресурсы также равна предельным издержкам на ресурс.
В частности, на конкурентном рынке труда ставка заработной пла-
ты и MRC равны, следовательно, фирма будет нанимать рабочих,
пока MRC (ставка заработной платы) не станет равной MRP. Если
фирма продает продукцию на рынке несовершенной конкуренции,
то кривая спроса на ресурс MRP менее эластична, чем в условиях
чистой конкуренции. В этом случае производитель менее склонен
к тому, чтобы производить больше продукции при снижении цен
на ресурс и, соответственно, использовать больше ресурсов, так
как увеличение объема выпуска требует снижения цены продукта.
Кривую рыночного спроса на ресурс можно получить,
суммируя кривые спроса всех фирм-потребителей этого ресурса.
Колебания спроса на ресурс (сдвиг кривой спроса) обуслов-
ливаются изменениями: спроса на продукт, производимый с по-
мощью данного ресурса; цены на продукт; производительности
ресурса; цен на другие ресурсы. В свою очередь, производитель-
ность ресурса может изменяться в результате повышения его ка-
чества или роста количества и качества применяемых вместе с ним
ресурсов.
Реакция фирм-производителей на изменение цены ресурса
(эластичность спроса на ресурс) будет тем меньше, чем меньше
коэффициент снижения предельного продукта данного ресурса,
больше ______число ресурсозаменителей
г) если
одновременно вырастут
предложение товара
и потребительские доходы,
возможно, цена на него
не изменится.
МИКРОЭКОНОМИКА. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: Учеб. по-
собие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под
ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2006. – 80 с.