Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа
1.Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции. От чего зависит ценовая политика совершенного и монополистического конкурента?
2.Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизировать полезность), потребитель должен: а) не покупать недоброкачественные товары; б) быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям; в) уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров; г)распределять доход таким образом, чтобы последний рубль, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и рубль, истраченный на покупку другого товара.
1.Сравните
признаки рынка совершенной
и монополистической
конкуренции. От чего
зависит ценовая политика
совершенного и монополистического
конкурента?
Конкуренция – общественная форма
столкновения субъектов рыночного хозяйства
в процессе реализации их индивидуальных
экономических интересов. Цель конкуренции – получение
дополнительной прибыли.
Формы
конкуренции и соответствующие
им типы рыночных ситуаций
Совершенная конкуренция
Фирмы не оказывают влияние на рынок Фирмы могут воздействовать
своей продукции. Существует свободный на условия реализации товара
вход на рынок
и выход.
Чем меньше воздействие
отдельных фирм на рынок своей
продукции, тем более конкурентным
считается рынок.
Совершенная конкуренция
Преимущество: обеспечивает распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Создает для всех равенство возможностей.
Недостатки: не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимых для ускорения научно-технического прогресса. Не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского вкуса.
Монополистическая конкуренция - характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.
Преимущество: развитие НТП и снижение себестоимости за счет эффекта масштаба.
Недостатки:
ограничение объема производства с целью
удержания цены ведет к потере от недоиспользования
ресурсов
Сравнительная
таблица рыночных ситуаций
Основные характеристики рынка | Совершенная конкуренция | Рынок несовершенной конкуренции | ||
Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция | ||
Число фирм в отрасли | Очень велико | Одна крупная | Несколько крупных | Велико |
Тип продукта | Стандартизированный | Уникальный | Стандартизированный | Дифференцированный |
Контроль над ценой | Цены определяются рынком | Практически полный контроль | Существует влияние ценового лидера | Влияние ограничено |
Степень сложности входа в отрасль | Относительно легкий | Очень трудный | Трудный | Вход и выход возможны |
Эластичность спроса на продукцию отрасли | Небольшая | Наименьшая | Средняя | Средняя |
Цель монополии – получение максимально возможного дохода
посредством контроля
над ценой или объемом
монополизированном рынке. Средство достижения цели – монопольная
цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной, является
формой реализации потенциала монополии на рынке.
Методы регулирования монополии
Прямые(административные): 1.Установление цены на уровне средних издержек. 2.Установление предельных уровней рентабельности.3.Установление предельных уровней обладания рыночной долей.4.Запрет на препятствие доступа на рынок новых производителей.5.Запрет на слияние и сговор.6.Дробление вертикально интегрированных компаний.
Косвенные (экономические): 1.Лицензирование хозяйственных субъектов по видам деятельности.2.Либерализация внешне экономической деятельности.3.Поддержка малого бизнеса.
Монополист
диктует покупателям комбинацию
количества товара и его цены. Это
не означает, что он полностью независим
от действия рыночного механизма, так
как возможности его выбора определяются
доходом и предпочтениями потребителей.
Монополист не может продать любое количество
продукции по любой цене. Однако он в состоянии
продать больше продукции, снизив цену,
либо установить более высокую, но реализовать
меньшее количества товара.
Виды монополий
Техническая
Образована на основании патентов, авторских прав, торговых знаков.
Искусственная
Сосредоточение в чьих-то руках рынка или производства, или того и другого ради получения выгод от своего положения
Естественная
Обусловлена ограничением свободно не производимых элементов производства.
Сюда же относятся
объекты народного хозяйства
2.Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизировать полезность), потребитель должен: а) не покупать недоброкачественные товары; б) быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям; в) уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров; г)распределять доход таким образом, чтобы последний рубль, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и рубль, истраченный на покупку другого товара.
Рациональный
потребительский выбор
Исходя из теории потребительского поведения
при определении рационального потребительского
выбора покупатель должен учитывать предельную
полезность и цены товаров. Потребитель
с постоянным денежным доходом и сложившимися
предпочтениями при выборе покупки товаров
с различными ценами может получить максимальную
общую полезность, или максимальное удовлетворение
потребностей, только при соблюдении следующего
условия потребительского равновесия:
MU MU MU … MU
P P P P
где MU – предельная полезность последних порций (единиц) товаров 1, 2,3,… n; P –цена товаров 1,2,3,… n.
При отсутствии данного равновесия потребителю следует перераспределить свой денежный доход между товарами в пользу относительно более полезного продукта до тех пор , пока не будет выполнено условие потребительского равновесия.
Товар – это единство потребительной и меновой стоимости, а стоимость, или экономическая ценность товара, – это единство полезности блага и затрат на его изготовление.
Товаропроизводитель не будет нести затраты, если они не оправданы целью, результатами, полезностью будущих благ, но в то же время, получение результата, достижение полезности немыслимо без затрат.
Стоимость и цена товаров со стороны спроса определяются тем, как оценивают покупатели не общую, а предельную полезность последних порций (единиц) данного товара на рынке. Поскольку предельная полезность последующих порций данного товара ниже, чем предыдущих, то при большем количестве товара на рынке при прочих равных условиях его цена будет ниже, чем при меньшем.
Следует отметить, что при этом уровень
цены, которая является денежным выражением
стоимости, зависит не только от предельной
полезности товара, но и от предельной
полезности денег, которыми располагает
потребитель. Или их покупательской способности.
Чтобы человек с низкими доходами приобрел
какой-либо товар за определенную цену,
этот товар должен обладать для него большей
полезностью. Чем для потребителя с более
высокими доходами. Таким образом, на общий
рыночный спрос на товары влияют как разные
оценки потребителями предельной полезности
различных товаров ( в зависимости от их
вкусов, предпочтений, привычек), так и
оценка предельной полезности имеющихся
у них денег.
3.Постоянные издержки фирмы – это: а) затраты на ресурсы по ценам, действующим на момент их приобретения; б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства; в) издержки, которые несет фирма даже в том случае если продукция не производится; г)неявные издержки.
Издержки – выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров.
Явные (бухгалтерские) издержки – постоянные – затраты, не зависящие от объема выпуска продукции. Переменные – затраты, изменяющиеся в зависимости от объема выпуска продукции. Валовые (общие) – сумма постоянных и переменных затрат. Средние- затраты, приходящиеся на единицу продукции. Предельные – приращение общих затрат, вызванное производством дополнительной, сверх объема, единицы продукции.
Неявные (экономические) издержки – затраты связанные с выбором вариантов использования ресурсов, с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов в альтернативных вариантах производства (альтернативные издержки).
Постоянные
издержки – такие издержки, величина которых
остается постоянной при изменении объема
выпуска продукции. Постоянные издержки
неизменны при любом уровне производства.
Фирма должна нести их даже в том случае,
когда не производит продукцию.
4.Укажите, верны ли утверждения:
а)изменение потребительских предпочтений приводит к движению спроса вдоль его кривой, а рост доходов – к ее сдвигу; Изменение вкусов потребителей в благоприятную для данного товара сторону, увеличение числа покупателей на рынке и потребительское ожидания роста цен и доходов в будущем вызывают рост спроса на товар и смещение графика спроса вправо. Противоположные изменения ведут к уменьшению спроса и сдвигу кривой спроса влево. Влияние изменения денежных доходов потребителей на спрос зависит от того, к каким товарам относится данный продукт – к товарам высшей категории (нормальным товарам) или к товарам низшей категории. Спрос на товары высшей категории при увеличении денежных доходов увеличивается, и график спроса смещается вправо. Спрос на товары низшей категории (хлеб, картофель, дешевые одежда и обувь) при увеличении доходов населения, напротив обычно снижается, и график спроса смещается влево.
б) рыночный механизм использует цены как инструмент, регулирующий распределение;
Между рыночной
ценой и количеством
Перейдем к рассмотрению экономической категории «ре-
гулируемый рынок». До недавнего времени в нашей стране это
понятие не допускалось в официальную науку на том основании,