Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:31, контрольная работа

Краткое описание

Рынок труда - важнейшая составная часть в системе факторов производства, условий экономического роста. Здесь сталкиваются интересы трудовых ресурсов страны и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер и затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Оглавление

Тема 1. Рынок труда, заработная плата……………………………………...4
Введение…………..……………………………………………………………...4
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………….…...4
2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы…………………...5
3. Понятие безработицы, виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………….....8
Тема 2. Рынок природных ресурсов и их цена……………………………...8
Введение……………………………………..…………………………………...8
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности………....8
2. Экономическая рента и ее виды……………………………………………...10
3. Цена земли……………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….12
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент………………………………12
Введение………………………………………………………………………….12
1. Капитал как фактор производства и кругооборот капитала………….……12
2. Ссудный процент как цена производственного «капитала»……………….13
Заключение………………………………………………………………...……..14
Тема 4. .Рынок ценных бумаг………………………………………………...14
Введение………………………………………………………………………….14
1. Рынок ценных бумаг: особенности и виды. Фондовая биржа………….….15
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг…………………………………...16
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………18
Заключение………………………………………………………………….……20
Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие………………….………………..………20
Введение…………………………………………………………………...……..20
1. Совокупный спрос…………………………………………………………….20
2. Совокупное предложение………………..…………………………...….....22
3. Макроэкономическое равновесие…………………………………….……..23
Заключение……………………………………………………………...………..24
Тема 6. Национальный доход, его распределение и перераспределение..24
Введение……………………………………………………………………….…24
1. Макроэкономическое регулирование…………………………………….....24
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределения национального дохода……………………………………………………….…..26
3. Налоги………………………………………………………………………....28
4. Государственный бюджет………………………………………………….....30
5. Доходы населения и уровень жизни…………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………..…

Файлы: 1 файл

Контрольная экономика.docx

— 150.18 Кб (Скачать)

     Фискальная  политика включает:

     1) дискреционную политику, основанную  на жестком сознательном вмешательстве  в экономику;

     2) недискреционную политику, основанную  на автоматической стабилизации  экономики.

     Выделяют  два вида дискреционной политики: стимулирующую и рестриктивную.

     Стимулирующая фискальная политика осуществляется в  период спада, депрессии, включает повышение  государственных расходов, понижение  налогов и приводит к дефициту бюджета.

     Рестриктивная фискальная политика осуществляется в  период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение  налогов и приводит к избытку  госбюджета.

     Таким образом, главное назначение дискреционной  фискальной политики состоит в противодействии  циклическим колебаниям экономики  посредством стимулирования или  ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической. 

2.Национальный доход: определение, способы подсчета, распределения национального дохода

     Национальный  доход - общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в производство; сумма всех индивидуальных доходов: заработной платы, комиссионных, премий и других форм доходов наемных  работников, (до вычета налогов и  отчислений на социальное страхование), чистый доход от аренды, процентная ставка, прибыли корпораций и др., равен чистому национальному  продукту за минусом косвенных налогов  на бизнес.

     Как экономическая категория национальный доход выражает производственные отношения  между людьми, классами по поводу производства, распределения, потребления и использования  необходимого и прибавочного продукта.

     Распределение национального дохода в широком  понимании охватывает все сферы  общественного производства: непосредственное производство, распределение, обмен  и потребление.

     На  стадии распределения необходимый  и прибавочный продукт распадаются  на первичные доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты, дивидендов, арендной платы и др. Их разделяют  на трудовые и нетрудовые.

     К трудовым относятся доходы, создаваемые  работниками на предприятиях и в  отраслях и поступающие в их индивидуальное распоряжение в форме заработной платы, а также доходы работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства.

     К нетрудовым, источник которых –  прибавочный продукт, относится  часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников  торгового капитала и др.

     При этом часть прибыли, создаваемая  производительным трудом предпринимателя, считается трудовым доходом, а нетрудовым – лишь часть присваиваемой им прибыли, превышающая количество и  качество его управленческого труда, затрат, связанных с организаторской  деятельностью. Что касается ренты, то к нетрудовым доходам можно  отнести только абсолютную ренту.

     После распределения национального дохода происходит его перераспределение. Оно осуществляется через механизм ценообразования в сфере обращения, уплату различных видов налогов  в государственный бюджет, социальные расходы государства, взносы граждан  в общественные, религиозные, благотворительные  фонды и организации.

     Например, через государственные бюджеты  в развитых странах мира перераспределяется от 40 до 55 % национального дохода. На основе перераспределения национального  дохода формируются вторичные или  производные доходы, такие как  пенсии, стипендии, зарплата военнослужащим, работникам правоохранительных органов, помощь многодетным семьям и т. д.

     Основным  источником вторичных доходов являются налоги. Так, из заработной платы среднего американского работника около 33 % высчитывается в форме налогов.

     Перераспределение национального дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам.

     В первом случае это происходит через  механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также  через механизм ценообразования, когда  государство или компании (как  правило, крупные) официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на столько-то процентов. Такая практика распространена в развитых странах  мира.

     Во  втором случае правительство и компании об этом официально не сообщают, а осуществляют незначительное, но неоднократное повышение  цен. Это приводит к постепенному снижению жизненного уровня населения. 

     3. Налоги

     Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный  платёж, взимаемый органами государственной  власти различных уровней с организаций  и физических лиц в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит  не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении  их плательщиков определённых действий.

     Взимание  налогов регулируется налоговым  законодательством (см. налоговое право).  Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов  их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему  государства.

           Все налоги подразделяются на несколько видов:

     Прямые  и косвенные.

     В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются  с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие  в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать  такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К  косвенным налогам относятся  налог с продаж, налог на добавленную  стоимость и другие. Аккордные и подоходные.

     Также принято различать аккордные  и подоходные налоги. Первые государство  устанавливает вне зависимости  от уровня дохода экономического агента. Таким образом, под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая  объясняет, насколько увеличивается  налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы  взимаемого налога к величине дохода.

     Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

     Подоходные  налоги сами делятся на три типа:

     Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя  налоговая ставка зависима прямо  пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая  ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

     Регрессивные  налоги — налоги, чья средняя  ставка налога обратно пропорциональна  уровню дохода. Это означает, что  при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.

     Пропорциональные  налоги — налоги, ставка которых  не зависит от величины облагаемого  дохода.

     Элементы  налога – это принципы построения и организации налогов.

     К элементам налога относятся:

     • налогоплательщик;

     • объект налогообложения;

     • налоговая база;

     • единица обложения;

     • налоговые льготы;

     • налоговая ставка;

     • порядок исчисления;

     • налоговый оклад;

     • источник налога;

     • налоговый период;

     • порядок уплаты;

     • срок уплаты налога.

     Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена  обязанность уплачивать налоги и  сборы.

     Объектами налогообложения являются:

     • операции по реализации товаров (работ, услуг);

     • имущество;

     • прибыль;

     • доход;

     • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

     • иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с  наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога.

     Кривая  Лаффера — графическое отображение  зависимости между налоговыми поступлениями  и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает  наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления  достигают максимума. Зависимость  выведена американским экономистом  Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у  Кейнса и даже у средневекового арабского  учёного Ибн Хальдуна.

     Сторонниками  снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители  школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы  прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов —  лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. 

     4. Государственный  бюджет

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.

     Будучи  экономической формой существования  реальных, объективных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. К числу ее особенностей относятся следующие:

     - государственный бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  с целью удовлетворения потребностей  всего общества и отдельных  его государственно-территориальных  формирований;

     - с помощью бюджета происходит  перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства  между отраслями народного хозяйства,  территориями страны, сферами общественной  деятельности;

     - пропорции бюджетного перераспределения  стоимости определяются потребностями  расширенного воспроизводства в  целом и задачами, стоящими перед  обществом на каждом историческом  этапе его развития;

     - область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением  бюджета по сравнению с другими  звеньями.

     Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование  дефицита госбюджета. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные  расходы бюджета превосходят  его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости  от этого различают внутренний и  внешний государственный долг.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.

     Различают следующие виды бюджетных дефицитов.

     Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета  является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической  политики.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"