Конкуренция на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Ценные бумаги – это целый мир, мир удивительно интересный и в то же время невероятно сложный и небезопасный. Быть свободным от этого мира, живя в рыночной экономике, невозможно.
Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка, цель которой состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3 – 4
Сущность и функции рынка ценных бумаг………………………….5 – 8
Особенности конкуренции на рынке ценных бумаг России….........9 – 15
Государственное регулирование конкуренции на рынке ценных бумаг………………………………………………………………….16 – 27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………29 – 30
Приложения………………………………………………………………...31 – 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!.docx

— 60.60 Кб (Скачать)
    • приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20% акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
    • приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством РФ;
    • приобретения юридическим и физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;
    • создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;
    • слияния, присоединения финансовых организаций.

Федеральный антимонопольный  орган по защите конкуренции на рынке  финансовых услуг совместно с  Центральным банком РФ решает следующие  задачи:9

  1. содействует развитию конкуренции на рынке финансовых услуг;
  2. предупреждает, ограничивает и пресекает недобросовестную конкуренцию и пресекает злоупотребления, связанные с доминирующим положением финансовой организации на рынке;
  3. осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг.

В функции федерального антимонопольного органа входит:10

  • направление в Правительство РФ предложений по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и практике их применения, а также заключений на проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам функционирования рынка финансовых услуг и развития конкуренции на нем;
  • выдача рекомендаций Центральному банку РФ, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынке финансовых услуг;
  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг при заключении соглашений и ведении согласованных действий финансовых организаций;
  • контроль за слиянием, присоединением финансовых организаций и приобретением прав, активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций;
  • установление фактов нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Федеральный антимонопольный  орган вправе:11

    • давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и/или об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о заключении договоров с другим лицом, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • направлять в Правительство РФ, Центральный банк РФ предложения об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия, а также о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений либо согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • направлять в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, а также о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений либо согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • вносить в органы, выдающие лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, представления об аннулировании лицензий у финансовых организаций, нарушающих антимонопольное законодательство и иные нормативные акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • принимать решения о наложении штрафов на финансовые организации и административных взысканий на руководителей этих организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе о признании полностью или частично недействительными договоров, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, об обязательном заключении договора с другим лицом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • направлять в правоохранительные органы заявления о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, а также материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг;
    • устанавливать факты злоупотреблений финансовыми организациями доминирующим положением, нарушений запретов на соглашения и согласованные действия, недобросовестной конкуренции, а также квалифицировать действия финансовых организаций как нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • сдавать, в том числе совместно с Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, нормативные акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе по отдельным видам финансовых организаций;
    • давать, в том числе совместно с Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
    • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг проявляется следующим образом, согласно Федеральному закону РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятого Государственной Думой РФ 4 июня 1999 г.:

1. В случае нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (их должностные лица), финансовые организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны в соответствии с решениями и предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим лицом, отменить акт, не соответствующий антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, выполнить иные действия, предусмотренные решениями и предписаниями федерального антимонопольного органа. (Ст. 28, п. 1);

2. В случае нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг федеральный антимонопольный орган вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством РФ. (Ст. 28, п. 2);

3. За противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, финансовые организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. (Ст. 29).

Уголовная ответственность  за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Монополистические действия и ограничение конкуренции»). В соответствии с данной статьей (п.1) установление монопольно высоких  или монопольно низких цен, а равно  ограничение конкуренции путем  раздела рынка, ограничения доступа  на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен — наказываются штрафом в  размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех  до шести месяцев, либо лишением свободы  на срок до двух лет.

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотренные в ходе работы особенности конкуренции на рынке  ценных бумаг представляют значительный интерес для исследования.

Конкуренция представляет собой  форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.

Изучив особенности конкуренции  на рынке ценных бумаг между эмитентами и инвесторами, можно сделать  вывод, что инвесторы конкурируют  за проекты с максимальной инвестиционной привлекательностью, каждый из них  стремится профинансировать компании с наименьшим риском и наибольшей прибылью для себя.

Эмитенты в свою очередь  конкурируют друг с другом за ресурсы  рынка капитала и оптимальные  источники финансирования.

Эмитенты должны организовывать комплексную систему мер, охватывающую все возможные направления регулирования  инвестиционной привлекательности  ценных бумаг, для того, чтобы привлечь на свою сторону оптимальные источники  финансирования, т. е. инвесторов.

Очень важно отметить, что  для исключения недобросовестной конкуренции, для того, чтобы предупреждать  и разрешать конфликты участников, улучшать управление рисками, уменьшать  вероятность мошенничества, необходимо вмешательство государства, а именно, государственное регулирование  конкуренции на рынке ценных бумаг.

В результате исследования были выявлены пути государственного регулирования конкуренции, методы, с помощью которых государство  стимулирует конкуренцию, законодательные  акты, с помощью которых регулируется недобросовестная конкуренция на рынке  ценных бумаг.

Список литературы

Официальные документы:

  1. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г.
  2. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый Государственной Думой РФ 4 июня 1999 г.
  3. Уголовный кодекс РФ

Книги 1-го автора:

  1. А. Я. Запорожан Всё об акциях. – СПб: Питер, 2001. – 256 с.: ил. – (Серия «Наука делать деньги»).
  2. Зверьков В. Г. Как заработать на рынке акций. 30%, 50% и даже 100% годовых – это реально!: Российский опыт [Текст]. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 394, [6] с.: ил. – (Know how). 
  3. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.: ил.
  4. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 379 с.  – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

Книги 2-х или 3-х  авторов:

  1. Лялин В. А., Воробьев П. В. Рынок ценных бумаг: учеб. – М.: Проспект, 2009. – 384 с.
  2. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 448 с.: ил.  
  3. Боровкова В. А., Боровкова В. А. Рынок ценных бумаг. 2-е изд., обновленное и дополненное. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 
  4. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 448 с.: ил.

Интернет-источники:

  1. http://slovari.yandex.ru
  2. http://sbiblio.com/biblio/archive/juravleva_ekonomika/03.aspx
  3. http://www.bibliotekar.ru/finance-3/73.htm
  4. http://discollection.ru/article
  5. http://www.cfin.ru/press/management/2000-1/06.shtml Главная – Журналы – Менеджмент в России и за рубежом – №1 2000
  6. http://pravo-book.ru
  7. http://www.mabico.ru/lib/409.html
  8. http://www.veb.ru/analytics/rcb1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Структура рынка ценных бумаг12




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Способы оказания воздействия на инвестиционную привлекательность акций13

 

 

 

 

1 Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.: ил. 

2 http://slovari.yandex.ru

3 http://sbiblio.com/biblio/archive/juravleva_ekonomika/03.aspx

4 по определению ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г.

5 Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 448 с.: ил.

6 http://www.veb.ru/analytics/rcb1/ Внешэкономбанк > Аналитика и котировки > Российский рынок ценных бумаг

7 Согласно Федеральному  закону «О рынке ценных бумаг» (1996)

8 Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (Ст. 16)

9 Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (Ст. 22, п. 1)

10 Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (Ст. 22, п. 2)

11 Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (Ст. 23)

Информация о работе Конкуренция на рынке ценных бумаг