Конкуренция на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Ценные бумаги – это целый мир, мир удивительно интересный и в то же время невероятно сложный и небезопасный. Быть свободным от этого мира, живя в рыночной экономике, невозможно.
Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка, цель которой состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3 – 4
Сущность и функции рынка ценных бумаг………………………….5 – 8
Особенности конкуренции на рынке ценных бумаг России….........9 – 15
Государственное регулирование конкуренции на рынке ценных бумаг………………………………………………………………….16 – 27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………29 – 30
Приложения………………………………………………………………...31 – 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!.docx

— 60.60 Кб (Скачать)

Доля конкретного сегмента рынка ценных бумаг, приходящаяся на отдельного участника рынка, должна отражать именно степень влияния  данного участника рынка, т.е. в  том числе его возможности  по злоупотреблению доминирующим положением.

Поэтому в качестве показателя, отражающего рыночную силу участника  рынка, должна использоваться доля данного  участника на определенном сегменте рынке ценных бумаг, рассчитанная как  соотношение некоторого показателя емкости услуг данного участника  к общей емкости рынка.

Показатели емкости различных  секторов рынка ценных бумаг, которые  должны использоваться при расчете  доли отдельного участника рынка, различны. На рынке услуг дилеров, брокеров и управляющих ценными бумагами показателем, реально отражающим рыночную силу того или иного торгующего участника  рынка ценных бумаг, является доля данного  участника рынка в общем объеме сделок с ценными бумагами на рынке (или на определенном секторе рынка). Данный показатель является определяющим для оценки рыночной силы того или  иного участника рынка вне  зависимости от инструмента, являющегося  объектом торговли на данном секторе  рынка ценных бумаг.

Рассмотрим особенности  конкуренции на рынке ценных бумаг:

    • между эмитентами;

«Эмитент ценных бумаг – юридическое лицо, государственный орган или орган местного самоуправления, выпускающий (эмитирующий) ценные бумаги и несущий от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг».4

    • между инвесторами.

«Инвестор – тот, кто вкладывает («инвестирует») свой реальный капитал  в ценные бумаги».5

Причиной конкуренции  между эмитентами является ограниченность ресурсов рынка капитала и поиски оптимального источника финансирования, а конкуренция инвесторов вызвана  их желанием финансировать компании с наименьшим риском и наибольшей прибылью для себя, т.е. проекты с  максимальной инвестиционной привлекательностью.

Снижение рисков, влияющих на оценку инвесторами акций компании, не всегда осуществимо – это относится к страновым, региональным и отраслевым, некоторым юридическим и инфраструктурным рискам. Часть рисков предприятие стремится свести к минимуму вне зависимости от того, является оно эмитентом каких-либо ценных бумаг или нет, поскольку от проявлений таких рисков зависит его существование как юридического лица. И, наконец, существуют риски инвестора, на размер и конкретные проявления которых эмитент может оказать существенное воздействие, повысив или понизив тем самым инвестиционную привлекательность своих акций. Ее вторая важнейшая составляющая – доходность – также в значительной степени зависит от эмитента. Изменяя доходность, он косвенно регулирует и размеры некоторых видов рисков инвестора.

Совокупность воздействий  на характеристики акций со стороны  эмитента можно назвать управлением  инвестиционной привлекательностью собственных  ценных бумаг.

Эмитенту необходимо организовать комплексную систему мер, охватывающую все возможные направления регулирования инвестиционной привлекательности ценных бумаг.

Прежде всего, эмитент  должен рассмотреть рынок потенциальных  инвесторов и классифицировать последних  в соответствии с их интересами и  прочими характеристиками, такими как: инвестиционные ожидания, склонность к риску, объем средств, предназначенных  для инвестиций, цели, ставящиеся при  инвестировании в данное предприятие  и их приоритеты, процесс принятия инвестиционного решения и т.п. Поскольку интересы различных групп  инвесторов могут приходить в  противоречие между собой, эмитент  должен определить, приход какого типа инвесторов выгоднее для предприятия  и, исходя из этого, разрабатывать корректные стратегии присутствия (или отсутствия) своих акций на рынке, поддержания  этого состояния и развития в  определенном направлении. Поэтому  руководство предприятия заинтересовано в максимально точной и достоверной  информации о реальных и потенциальных  владельцах его ценных бумаг. Кроме  того, эмитенту необходимо иметь представление  о восприятии его акций как  объекта инвестиций.

Можно выделить следующие  способы оказания воздействия на инвестиционную привлекательность акций, минимизирующие риск инвестора и увеличивающие его доход (Приложение 2):

  1. Улучшение собственного финансового состояния эмитента и оптимизация дивидендной политики.
  2. Оказание воздействия на рыночные параметры акций (ценовые характеристики – абсолютные уровни, спрэд между покупкой и продажей, объемы сделок, ликвидность).
  3. Улучшение инвестиционных качеств акций посредством максимизации объема прав, предоставляемых акционеру и неукоснительное соблюдение этих прав.
  4. Раскрытие информации о состоянии, деятельности и планах эмитента, позволяющей инвестору адекватно оценить инвестиционные качества акций.

Рынок ценных бумаг является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов.

 

 

 

  1. Государственное регулирование конкуренции на рынке ценных бумаг

Государство регулирует и  поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые  разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений.

Целью государства при  поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды.

«Государственным органом, регулирующим и контролирующим деятельность участников рынка ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Ключевыми задачами работы Федеральной службы по финансовым рынкам являются обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка. Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участников финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников.

Одной из важных задач ФСФР является реализация комплекса нормативно-технических  мероприятий, направленных на противодействие  использованию инсайдерской информации и попыткам манипулирования ценами».6

Основные задачи государственного регулирования сформулированы в  Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996 года.

Рынок ценных бумаг – один из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на нем, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов.

Государственное регулирование осуществляется путем:7

    • установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
    • регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
    • лицензирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
    • создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
    • запрещением и пресечением деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;
    • установлением предельных объемов эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Согласно Федеральному закону от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" государственное регулирование  осуществляется путем установления мер, направленных на обеспечение государственной  и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических  лиц, объектом инвестирования которых  являются эмиссионные ценные бумаги, а также определения порядка  выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Объектами государственного регулирования являются:

    • эмитенты ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для исполнения своих обязательств перед инвесторами;
    • профессиональные участники, действующие на рынке ценных бумаг;
    • инвесторы и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями.

К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг  в России относятся:

    • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России);
    • Министерство финансов РФ;
    • Центральный банк РФ;
    • Министерство имущественных отношений РФ;
    • Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
    • Министерство РФ по налогам и сборам;
    • Министерство юстиции РФ;
    • Федеральный орган по надзору за деятельностью страховых организаций.

Государство стимулирует  конкуренцию на рынке ценных бумаг  через отсутствие:

    • преференций для отдельных  участников рынка;
    • гласного конкурсного распределения государственной поддержки различных  проектов на рынке ценных бумаг;
    • отсутствия преимуществ для государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
    • запрета для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка;
    • отказа от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-регистраторов);
    • преемственности в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование нужно  для того, чтобы предупреждать  и разрешать конфликты участников, улучшать управление рисками, уменьшать  вероятность мошенничества, стимулировать  увеличение ликвидности.

Самой распространенной ошибкой даже на развитом рынке ценных бумаг является введение норм, чрезмерно увеличивающих цену регулирования – затраты времени и денег участников рынка на выполнение требований регуляторов, чаще всего заполнение излишних форм отчетности, или обеспечение каких-либо избыточных процедур. Хотя часто это делается для защиты инвесторов, стоимость такого регулирования ложится, в конечном счете, на их же плечи. Также при этом уменьшается ликвидность рынка, поскольку растет цена каждой сделки, и часть сделок становится совершать невыгодно – число сделок на рынке становится меньше, меньше желающих продать и купить бумаги.

Для существования рынка ценных бумаг в переходной экономике  необходимо упомянуть опасность  мер, не просто уменьшающих ликвидность  рынка, а ведущих к национальным катастрофам – падению рынка, маргинализации рынка и т. д. Наиболее опасны в этом отношении идеи регулирования, находящиеся в оппозиции к самой природе рынка ценных бумаг:

  • различные ограничения на обращение конкретных ценных бумаг, не предусмотренные эмитентом;
  • регулирование уровня цен размещений и сделок;
  • регулирование уровня комиссий посредников;
  • работа государственных операторов на корпоративном рынке ценных бумаг (эти операторы могут приводить к появлению неравновесных цен);
  • отмена результатов приобретений ценных бумаг;
  • регулирование конкурентных отношений, т. е. определение "оптимального" числа профессионалов рынка, инвесторов, эмитентов;
  • государственные гарантии для рисков рынка ценных бумаг и т. д.

Отношения, связанные с  монополистической деятельностью  и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами:

    1. Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в период от 25 мая 1995г. и Законом «О естественных монополиях» от 19 июля 1995г. в том случае, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках;
    2. Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст.31);
    3. Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (ст.32);
    4. Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах» (ст.10 п.2);
    5. Федеральным законом РФ «О рынке ценных бумаг» (ст.30, ст.51 п.7) и др.

Основополагающим законом  является Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый Государственной Думой  РФ 4 июня 1999 г. и регулирующий отношения, влияющие на конкуренцию на рынке  ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке  иных финансовых услуг и связанные  с защитой конкуренции на рынке  финансовых услуг.

Государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях8:

Информация о работе Конкуренция на рынке ценных бумаг