Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа
Цель работы – изучение этапов проектирования организационных структур при принятии и разработке стратегий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты организационной структуры и ее проектирование,
провести анализ проектирования организационной структуры на примере ООО «Логика».
1. Сущность и виды организационных структур управления предприятием
2 Этапы и методы проектирования организационных структур
3. Анализ проектирования организационной структуры предприятия на примере ООО «Логика»
Заключение
Список литературы
а) осуществляет непосредственное управление сотрудниками подразделения;
б) организует деятельность подчиненных ему подразделений (ставит разовые задачи, утверждает планы работ отделов и групп);
в) организует контроль за исполнением договоров (соглашений, контрактов) по вопросам, относящимся к сфере ведения подразделения;
г) подписывает или визирует материалы, относящиеся к сфере ведения подразделения;
д) поощряет сотрудников из премиального фонда подразделения, а также ходатайствует в Совете Директоров о премировании и изменении размеров материального вознаграждения;
е) применяет дисциплинарные и материальные меры наказания за нарушения дисциплины, низкое качество выполнения работ, несвоевременное выполнение поставленных задач и т.п.;
ж) вступает в контакты с внешними организациями.
Руководители групп по выполнению конкретных проектов, а так же заместители руководителей структурных подразделения - отдела в офисе, магазина, распределительного центра - имеет следующие права и обязанности:
а) подчиняется начальнику подразделения;
б) докладывает руководству организации материалы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности подразделения;
в) организует деятельность подчиненных ему сотрудников (ставит разовые задачи, утверждает планы работ сотрудников, осуществляет контроль и оперативное управление выполнением планов и решением задач);
г) подписывает или визирует материалы, относящиеся к сфере ведения подразделения;
д) вступает при необходимости в контакты с внешними организациями.
Директор магазина:
а) поощряет сотрудников из премиального фонда подразделения, а также ходатайствует о премировании и изменении размеров материального вознаграждения;
б) применяет дисциплинарные и материальные меры наказания за нарушения дисциплины, низкое качество выполнения работ, несвоевременное выполнение поставленных задач и т.п.;
в) вступает в контакты с внешними организациями
Сотрудник подразделения имеет следующие права и обязанности:
а) подчиняется своему непосредственному начальнику;
б) выполняет отдельные поручения вышестоящих руководителей;
в) докладывает руководству Организации материалы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности подразделения;
г) подписывает или визирует материалы, относящиеся к своей сфере ведения;
д) вступает при необходимости в контакты с внешними организациями.
Конкретные должностные обязанности каждого сотрудника организации должны быть отражены в Должностной инструкции данного сотрудника. Должностные инструкции утверждаются в следующем порядке:
а) Должностные инструкции заместителей руководителей подразделений утверждает руководитель подразделения, и директора компании;
б) Должностные инструкции руководителей структурных подразделений (отделов в офисе, групп, магазина, распределительного центра) утверждают директора компании.
в) Должностные инструкции специалистов группы, отделов в офисе, отделов магазина, отделов распределительного центра, утверждает руководитель отдела (группы) а также директор компании, которому подотчетен данный отдел.
Управление в ООО «Логика» построено таким образом, что участники участвуют в той или иной мере в принятии решения. Основные вопросы, по их области происхождения решаются руководителем отдела соответствующей области и, если необходимо, то совместно с директором (или/и сотрудниками своего отдела). Организационная структура управления построена на функционирование, а не на развитие. Поскольку при возникновении необходимости существенных изменений такую организационную структуру будет трудно изменить. На данный момент большинство решений среднего уровня решаются с согласованием высшего руководства, хотя решения подобного уровня должны решать руководители на местах. Это отнимает много времени у высшего руководства, которое оно должно тратить на разработку и принятие более глобальных решений и затормаживает работу непосредственно в местах возникновения проблем.
Обозначим плюсы и минусы данной организационной структуры.
Плюсы данного типа структуры:
четкая система взаимосвязей типа «начальник – подчиненный»;
явно выраженная ответственность;
быстрая реакция на прямые указания;
высокая «прозрачность» деятельности всех структурных единиц,
Минусы данного типа структуры:
чрезмерная нагрузка на высший уровень управления;
отсутствие вспомогательных служб;
отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями;
высокая зависимость от личных качеств менеджеров различного уровня.
На рис. 10 приведена новая организационная структура ООО «Логика», в которой учтены недостатки первоначальной.
В новой структуре вводится должности руководитель «ЕвроИнтрьера». Главным достоинством новой организационной структуры является высвобождение директора по развитию от постоянного отслеживания текущих дел и разработки стратегических вопросов, что позволит вывести компанию на новый уровень развития, а также быстрее реагировать на происходящие изменения во внешней и внутренней среде. При этом учредители 1 и 2 продолжают заниматься своими предыдущими обязанностями, т.е. расширением сети и коммерческими вопросами. Но при этом их деятельность будет логичной частью общего направления развития компании.
Рис. 10. Измененная организационная структура ООО «Логика»
Процесс проектирования новой организационной структуры ООО «Логика» с целью достижения стратегии удержания позиций на рынке было осуществлено в три этапа.
На первом этапе был проведен анализ существующей управленческой структуры и выявлены ее недостатки.
На втором этапе были выявлены и определены: система целей, общих для фирмы и для каждого ее подразделения; состав, взаимосвязь и подчиненность подразделений и служб; схема линейных и организационных отношений и связей между подразделениями; численность и состав работников аппарата управления в подразделениях, их взаимосвязь и подчиненность; распределение полномочий и ответственности между подразделениями; порядок принятия решений по различным задачам управления; порядок и последовательность формирования, сбора, хранения, обработки к выдачи информации; уровень управляемости производственными управленческими подразделениями; степень централизации и децентрализации управления по звеньям, ступеням системы и исполнителям; регламентация управленческой деятельности.
На третьем этапе осуществлена классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления. На этом этапе определены должностные обязанности (задачи и функции) и поручены их выполнение конкретным лицам.
В новой организационной структуре разработка стратегического развития компании возложена на стратегического директора (учредителя 1) совместно с директором «ЕвроИнтерьер» и финансовым директором. Осуществляя текущее управление торговой сетью, директор «ЕвроИнтерьер» обеспечивает выполнение достижение стратегии развития, разработанной стратегическим директором ООО «Логика». Все текущие финансовые задачи сосредоточены в сфере деятельности финансового директора. В измененной организационной структуре обеспечивается последовательность деятельности всех структурных единиц, а также четкая система взаимосвязей типа «начальник – подчиненный».
В кризисный период для организации изменения в структуре управления могут быть направлены на создание условий для выживания за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к внешней среде.
Совершенствование организационной структуры управления приобретает форму поиска альтернативного решения между централизацией и децентрализацией властных функций. Желание найти приемлемое соглашение между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать такую систему управления, которая характеризуется централизованной разработкой совершенствования предприятия и хозяйственной политики с децентрализованным оперативным управлением.
Применение этой организационной структуры позволит.
- освободить генерального директора предприятия от повседневной рутинной работы;
- повысить качество и оперативность принимаемых решений;
- повлечь в предпринимательскую деятельность все подразделения объединения, способных расширить номенклатуру продукции и услуг, повысить гибкость и конкурентоспособность.
Данная структура обладает следующими характеристиками:
- Оптимальность. Данная структура управления является оптимальной, потому что между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при минимальном числе ступеней управления;
- Оперативность. Данная структура является оперативной, потому что за время от принятия решения до его исполнения не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений;
- Надежность. Структура аппарата управления гарантирует достоверность передачи информации, не допускает искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивает бесперебойность связи в системе управления;
- Экономичность. Структура управления является экономичной, т.к. нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий аппарат;
- Устойчивость структуры управления. Неизменность основных свойств организационной структуры ООО «Логика» при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов;
- Гибкость. Данная структура способна изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
При совершенствовании организационной структуры управления «Логика» важным является правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности руководителей. Осуществим распределение управленческих решений по уровням, потому что это является наиболее важной и ответственной частью улучшения структуры.
Заключение
Организационная структура — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур:
- Бюрократические структуры (они относительно стабильны во времени): линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная.
- Адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.
Большинство специалистов в области управления видят в органическом подходе будущее, и критикует бюрократические структуры. Однако при выборе структуры необходимо принимать во внимание условия, в которых действует конкретное предприятие. Дело в том, что бюрократические и адаптивные структуры представляют собой лишь крайние точки в составе таких фирм. Конкретные структуры реальных предприятий (фирм) лежат между ними, обладая признаками тех и других в разных соотношениях. Иными словами, в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия «хорошая» или «плохая» система. Есть выбор, соответствующий или не соответствующий имеющимся условиям.
Процесс проектирования новой организационной структуры ООО «Логика» с целью достижения стратегии удержания позиций на рынке было осуществлено в три этапа.
На первом этапе был проведен анализ существующей управленческой структуры и выявлены ее недостатки.
На втором этапе были выявлены и определены: система целей, общих для фирмы и для каждого ее подразделения; состав, взаимосвязь и подчиненность подразделений и служб; схема линейных и организационных отношений и связей между подразделениями; численность и состав работников аппарата управления в подразделениях, их взаимосвязь и подчиненность; распределение полномочий и ответственности между подразделениями; порядок принятия решений по различным задачам управления; порядок и последовательность формирования, сбора, хранения, обработки к выдачи информации; уровень управляемости производственными управленческими подразделениями; степень централизации и децентрализации управления по звеньям, ступеням системы и исполнителям; регламентация управленческой деятельности.